Разместите статью, биографию и пр.[en]
Иннокентий Смоктуновский Биографии / Тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная
![]() |
Всегда легче кричать, чем слушать и понимать другого
Иннокентий Михайлович Смоктуновский (наст. фамилия Смоктунович) — российский[en] актер театра и кино, народный артист СССР[en] (1974), Герой Социалистического Труда (1990), лауреат Ленинской премии (1965, «Гамлет»), Государственной[en] премии РСФСР имени братьев Васильевых (1971, «Преступление и наказание»), Государственной премии РСФСР имени Константина Станиславского (1994). Знак зодиака — Овен.
Иннокентий Смоктуновский родился 28 марта 1925 года в глухой сибирской деревне Татьяновка, Томской области под фамилией Смоктунович. Предки — ссыльные из Белоруссии. В 1929-м году, спасаясь от голода, семья переехала в Красноярск к родной сестре отца. Сытой жизни там тоже не было, чтобы хоть как-то прокормиться, маленький Кеша подворовывал на рынке. Однажды, взрослые дали ему тридцатку, чтобы он отнёс её в церковь на ремонт алтаря. Всю дорогу к храму мальчик боролся с искушением присвоить деньги. Старушка в церкви взяла деньги и сказала, что его Бог будет хранить всю жизнь — глаза[en] у него ангельские. Через много лет на фронте Кеша вспомнил её слова. Когда его приглашали на роль князя Мышкина, эти светлые наивные глаза и решили его судьбу.
Юные годы Иннокентия прошли в огне Великой Отечественной войны[en]. Он сражался на передовой, участвовал в форсировании Днепра, бежал из плена.
Когда началась война, Кешу послали на фельдшерско-акушерские курсы. Потом он окончил курсы киномехаников, и стал работать в госпитале, параллельно работая статистом в местном драмтеатре. В 1943-м, когда ему исполнилось 18, его направили в пехотное училище, но, не дав доучиться и получить офицерское звание, отправили на фронт рядовым. Попал он в самое пекло — на Курскую дугу. Из 130 человек в живых осталось лишь четверо. После Курска 212-й гвардейский полк участвовал в форсировании Днепра, 7 ноября 1943-го вошёл в Киев.
В декабре 1943 года под Киевом Иннокентий Смоктуновский попал в плен. Месяц кочевал по лагерям для военнопленных, а потом ему чудом в начале января удалось бежать. Истощённый и измученный он заполз на крыльцо украинской хаты. Хозяева, рискуя своей жизнью, укрыли и спасли его. Когда он встал на ноги, тут же ушёл к партизанам, позже отряд влился в состав регулярных частей, и Смоктунович освобождал Варшаву, брал Берлин. До конца войны он был в пехоте и не получил ни одной царапины.
Смоктуновский вспоминал: «...Когда я бежал из плена и, пережидая день, спрятался под мостом, вдруг вижу — прямо на меня идет немецкий офицер с парабеллумом, дежуривший на мосту, но перед тем, как глазами натолкнуться на меня, он неожиданно поскользнулся и упал, а когда встал, то, отряхнувшись, прошел мимо и потом опять стал смотреть по сторонам...».
Актер Василий Борисович Ливанов вспоминал: «Колонну остановили на берегу реки и дали возможность напиться из полыньи. Сил идти дальше у Кеши не было. Он понимал: если упадёт — его пристрелят. И тогда он побежал по льду и спрятался за буй моста через реку. Когда выяснилось, что не хватает одного человека, на поиски пропавшего отправился немецкий офицер. К счастью, офицер дважды поскользнулся, упал и вернулся на берег. Это спасло Кешке жизнь. Потом он долго скитался по лесу. Набрёл на домик, успел сказать открывшей дверь женщине, что он наш, и потерял сознание. Семья эта его выходила».
Первый театральный спектакль Кеша Смоктунович увидел, когда ему было 14, и был ошеломлён. Он уже ходил в школьный драмкружок, но там было всё не то, а тут! Скорее всего, этот культпоход в театр с классом и предопределил его дальнейший жизненный путь.
После войны Смоктуновский учился в студии при Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина (1945-1946). Недоучившись, он уехал в Норильск, где играл во Втором Заполярном театре (1946-1951), а затем в театрах Махачкалы и Сталинграда (1951-1954).
В 1954 году провинциальный актер Иннокентий Михайлович приехал в Москву, но устроиться в столичные театры ему не удавалось. В 1955-1956 годах он числился актером театра-студии киноактера при «Мосфильме». В эти годы он начал сниматься в кино в эпизодических ролях (дебют в фильме «Убийство на улице Данте»). После роли Фарбера в фильме «Солдаты» (1956) Смоктуновский был замечен Г. А. Товстоноговым, который пригласил актера на роль князя Мышкина в спектакль «Идиот» по Федору Михайловичу Достоевскому в Ленинградский Большой драматический театр (БДТ).
Игра Смоктуновского в этом спектакле сделала выдвинула его в первый ряд отечественных актеров. Зрителю открылся трагик нового типа: без бытовых красок и прямой житейской узнаваемости Иннокентий поражал зыбкими переходами и нюансами психических состояний. На сцене БДТ актер играл до 1960 года, его сотрудничество с Товстоноговым закончилось по разным причинам личного и творческого порядка, одной из главных стало увлечение актера кинематографом, где его ожидала всенародная слава.
Вряд ли кто-то не помнит крошечный эпизод из фильма «Москва слезам не верит», в котором наивные провинциалки-лимитчицы, стоя на ступенях кинозала, визжат от восторга, когда мимо них проходят артисты Леонид Харитонов и Татьяна Конюхова. К какому-то высокому курчавому мужичку подходит Георгий Юматов, и спрашивает, почему тот не позвонил — он бы вынес пропуск. Мужичок что-то невнятно бормочет, девушки спрашивают, не артист ли он? Мужичок отвечает, что начинающий, девчонки говорят, что поздновато начинает, и спрашивают фамилию. Мужичок говорит, что фамилия его ничего не скажет — Смоктуновский. Дело происходило в 1959-м, и всё было правдой: Иннокентию Смоктуновскому было тогда 34 года — действительно, поздновато для начала кинокарьеры, и фамилия его в то время мало что говорила зрителям. Но вскоре о нём заговорил не только советский зритель, о нём заговорил весь мир[en].
В 1960-е годы Смоктуновский главным образом работал в кино, был одним из самых интересных актеров отечественного кинематографа. Неординарность, нервная утонченность артистической манеры способствовали созданию таких разноплановых образов, как мужественный геолог Сабинин («Неотправленное письмо»), возвышенный Моцарт («Моцарт и Сальери»). Большой удачей Иннокентия Михайловича стала роль физика Куликова («Девять дней одного года» Михаила Ильича Ромма), в которой удалось ему удалось соединить высокий интеллектуализм и притягательную безыскусственность.
Творческой вершиной Иннокентия Михайловича Смоктуновского явилась роль Гамлета в одноименном фильме режиссера Григория Михайловича Козинцева. Углубленное погружение в роль помогло актеру создать современный по звучанию шекспировский образ, неприемлющий фальши, обладающий обостренным чувством справедливости, открытый добру и правде.
В роли Деточкина в фильме Эльдара Александровича Рязанова «Берегись автомобиля[en]» ярко проявилось комедийное дарование Смоктуновского (особенно примечательны эпизоды, связанные с репетициями «Гамлета», где естественно возникала параллель с сыгранной ролью в экранизации Козинцева). Незаурядному многогранному таланту Смоктуновского оказались подвластны любые роли и каждая из них укрепляла его репутацию как выдающегося актера современности.
Среди сыгранных ролей Иннокентия Смоктуновского — лучшие образы русской классики: Порфирий Петрович («Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому), Войницкий («Дядя Ваня» по Антону Павловичу Чехову), Сальери и Барон («Маленькие трагедии» по А. С. Пушкину), грандиозная роль Петра Ильича Чайковского в одноименном фильме Игоря ВасильевичаТаланкина. Актер не оставлял своим вниманием и современные характеры (фильмы «Романс о влюбленных[en]», «Исполнение желаний», «Дочки-матери»).
В 1972-1976 Иннокентий Смоктуновский работал в Московском Малом театре, где блестяще сыграл роль царя Федора (спектакль «Царь Федор Иоаннович» Алексея Николаевича Толстого, 1973). В этом образе актер представил царя человеком, мучительно переживающим свою душевную слабость, осознающим непосильность задач по управлению государством. В 1976 году по приглашению Олега Николаевича Ефремова актер пришел во МХАТ имени Максима Горького (с 1989 МХАТ имени А.П. Чехова, в котором работал до самой смерти[en]).
Иннокентий Смоктуновский стал ведущим мхатовским актером, сыграв на его подмостках роли из классического репертуара русского театра. В наибольшей степени созвучными творческой индивидуальности актера оказались чеховские образы: Иванов («Иванов»), Дорн («Чайка»), Гаев («Вишневый сад»), Серебряков («Дядя Ваня»). В роли Иванова актер выделял тему бессилия, разочарования, тоски и суда над собой.
Ещё:
Иннокентий Смоктуновский (настоящая фамилия - Смоктунович) родился 28 марта 1925 года в деревне на севере Томской области, в семье рабочего (кроме него в семье росло еще двое сыновей: Владимир и Аркадий). В 1929 году, спасаясь от голода, Смоктуновичи переехали в Красноярск. Здесь глава семьи устроился работать в порт, а мать - на колбасную фабрику. Последнее обстоятельство очень помогло Смоктуновичам - мать часто приносила домой кости с мясом, из чего приготовлялся замечательный суп. Однако так продолжалось недолго: в 1932 году грянул новый голод, и мать потеряла свое место на фабрике.
Чтобы спасти детей[en], Смоктуновичам пришлось пойти на крайние меры: Иннокентия и Володю они пристроили в семью сестры матери Надежды Петровны, а себе оставили самого любимого - младшего сына Аркадия. В Красноярске Смоктуновский окончил среднюю школу (в ней он посещал драмкружок), после чего некоторое время учился в школе киномехаников. Однако уже шла война, и вскоре Смоктуновского призвали на службу: Иннокентий угодил в Киевское военно-пехотное училище».
3 декабря 1943 года захвачен в плен под Житомиром Иннокентий Михайлович Смоктуновский.
"В 1943 году попал на фронт... Однако 3 декабря того же года в одном из боев под Житомиром Смоктуновский был захвачен в плен. Содержался в одном из концентрационных лагерей, откуда ему удалось вскоре бежать. Когда их колонну немцы гнали в Германию, он незаметно от конвоиров спрятался под мостом и остался незамеченным. В течение нескольких недель он скитался по лесам, пока его, умирающего от истощения, болезни[en] и душевного шока, случайно не нашла бабка-украинка[en] из Каменец-Подольской (ныне Хмельницкой) области. Она выходила его и даже направила к партизанам, действовавшим недалеко от этих мест. А через некоторое время Иннокентий вновь попал в действующие войска и вместе с ними дошел до Берлина". Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1962-1980. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с .5-6
Ещё:
Выше всех наград в окопах почиталась солдатская медаль «За отвагу». Первую Смоктунович получил на войне. Вторую — почти через 40 лет: документы на неё затерялись. Но военные заслуги не спасли Смоктуновича в послевоенной мирной жизни в Красноярске, где актёр делал свои первые шаги на сцене. В местном военкомате собрали фронтовиков, у которых в военной биографии было одно общее: все они побывали в немецком плену. Это было клеймо. Умные люди сказали ему: «Беги, а то посадят!». И он бежал за Полярный круг в Норильск — дальше-то всё равно не сошлют. Там его приняли в местный театр, сначала в массовку, потом стали давать роли побольше. Через пару месяцев главный режиссёр, предположив, что Иннокентий — еврей, посоветовал взять псевдоним — начиналась борьба с космополитизмом. Так он стал Смоктуновским.
«...Директор театра Дучман предложил новому актеру взять псевдоним Славянин, но Иннокентий Михайлович отказался. Директор пригрозил уволить строптивого актера, и тогда с обоюдного согласия в фамилии поменяли окончание.»
В Норильске артист подружился с будущем великим актёром Георгием Жжёновым, который уже изрядно отсидел на Колыме, в Норильске ждал амнистии. Жжёнов научил друга фотографировать, они стали снимать детишек в детсадах — деньги не великие, но вместе с актёрскими гонорарами это помогло им выжить. Будучи уже знаменитым, Смоктуновский уговорил Эльдара Рязанова взять Жжёнова на роль гаишника, и получился один из лучших эпизодов в фильме «Берегись автомобиля[en]». Приглашение самого Смоктуновского вызвало недоумение: артист, только что сыгравший Гамлета и Ленина в картине «На одной планете[en]», и вдруг — комедия, и образ полужулика, полупридурка, в общем, идиота, как сказала его невеста Люба, блистательно сыгранная Ольгой Аросевой. Сам Смоктуновский шутил, что согласился на эту роль потому, что там ему снова пришлось играть Гамлета, пусть и в самодеятельности.
Когда писался сценарий фильма «Берегись автомобиля!» роль Юрия Деточкина предполагалась для Юрия Никулина, но актер сниматься не смог из-за гастролей. На «Мосфильме» Эльдару Рязанову предложили на роль Леонида Куравлева, но он сказал, что сниматься будет Иннокентий Смоктуновский. Все дружно пожимали плечами, потому что были уверены в том, что Смоктуновский не согласится. Так и произошло. Смоктуновский, сыгравший Гамлета, наотрез отказался от непонятной личности по фамилии Деточкин.
Тогда хитрый режиссер приехал на дачу к артисту и долго его уговаривал. В конце концов, ему это удалось, но он на всякий случай взял со Смоктуновского расписку, что тот согласен играть роль в его новом фильме.
И когда Смоктуновский появлялся в коридорах Мосфильма наголо побритый, актеры в ужасе спрашивали: «Кто это вас так?». «Рязанов», — скромно отвечал Смоктуновский и удалялся в павильон на съемку.
Анатолий Ким:
— Иннокентий Михайлович был очень добрым человеком. Самый близкий ему персонаж, о чем он сам говорил, — Деточкин из фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». И так же, как и его герой, актер помогал людям тайно. Просто считал, что если человек делает добро, то должен молчать об этом. Когда люди в нем нуждались и он мог помочь, например, вылечить очень больного ребенка, Иннокентий Михайлович надевал свои ордена и шел к начальству, чтобы выбить, как тогда говорили, место в больнице и врача поопытнее.
А еще как бы его ни одолевали фанаты, он относился к ним с большим терпением. Я знал людей, которые всю жизнь посвящали любимого артисту — ездили за ним по городам, устраивались на работу на «Мосфильм», чтобы только видеть его, и, конечно же, некоторые досаждали ему. Но Иннокентий Михайлович всегда останавливал меня, когда я пытался отругать навязчивых поклонников. Он говорил: «Анатолий, вы не понимаете, что поклонники — это самое дорогое для актера». К нему мог подойти любой, и с каждым он разговаривал. Под окнами его дома все время стояли толпы, и он, чтобы не засветиться, проползал по полу».
***
Но в начале актёрской карьеры Смоктуновскому было совсем не до улыбок. Первая половина его жизни — это вечный бег по заштатным театрам. После Норильска был Сталинград, потом — Махачкала, где его случайно увидели столичные артисты брат и сестра Римма и Леонид Марковы, и сказали, что ему обязательно надо в Москву. Смоктуновский отмахнулся, но Римма заставила Смоктуновского показаться главрежу театра им. Ленинского Комсомола Софье Геоцинтовой. Она похвалила актёра, сказав в конце встречи, что ставок у неё нет. Маркова стала таскать его по всем театрам, подыгрывая ему на просмотрах. Смоктуновский жил на вокзалах, в заброшенных домах, денег не было — голодал до обмороков. Из одежды у него был только старый лыжный костюм. Знакомые Риммы спрашивали, что за парень рядом с ней — все были уверены, что она привезла себе жениха. Маркова только отшучивалась — Иннокентий был блондин, а она терпеть не могла блондинов.
В середине 50-х Смоктуновский с великим трудом попал «внештатником» в театр им. Ленинского Комсомола с окладом 7 рублей за выход. Заметных ролей он не получил, зато влюбился на всю жизнь в художницу по костюмам Суломифь Михайловну Кушнир, которую будет звать Соломкой. Он потом говорил, что автор Смоктуновского — его жена. Она посвятила ему всю себя, знала расписание репетиций, спектаклей съёмок, следила, чтобы он был сыт и хорошо одет. Как каждый великий артист, Смоктуновский был сложен, а, порой, и невыносим в быту. Он мог произнести страстный и обличительный монолог по поводу холодного чая или плохо сваренных яиц. Подлинного Смоктуновского знала только жена. Ходили слухи, что в семье Смоктуновский — деспот, но правдой это не было. Он говорил, что любимая его роль — быть отцом и мужем. Чаще он был любящим и добрым, баловал детей.
В 1956-м режиссёр Георгий Товстоногов начал в Большом драматическом театре в Ленинграде репетиции «Идиота» по Достоевскому. Играть в этом театре мечтали лучшие актёры страны, но мэтр, отсмотрев десятки театральных проб, не увидел никого, кто бы сыграл Льва Николаевича Мышкина. Он нашёл его на экране — в фильме «Солдаты» 1956 года по Виктору Некрасову. Смоктуновский играл лейтенанта Фарбера — весьма странного человека в разбитых круглых очках-велосипеде. И Товстоногов через эти разбитые очки разглядел глаза князя Мышкина. После нескольких репетиций скупой на похвалы Товстоногов сказал Смоктуновскому, что у него не только глаза удивительные, но и дарование, а вот характер[en] тяжёлый. Репетируя князя, Смоктуновский настроил против себя всю труппу, с ним не здоровались, с ним никто работать не хотел, говорили, что он в жизни больной[en]. После премьеры «Идиота» в 1957-м, даже самые злобные его недруги навсегда прикусили языки. В Ленинграде спектакль собирал аншлаги, и никто из зрителей даже не мог представить, как волнуется актёр перед каждым выходом на сцену, и как трудно этому гению даются даже самые маленькие киноэпизоды. Это волнение до мокрых рук, до дрожи в коленях, сохранилось у него до конца жизни.
За год до премьеры «Идиота», в 1956-м, Смоктуновский дебютировал в кино в крошечной роли молодого негодяя фашиста в «Убийстве на улице Данте» выдающегося кинорежиссёра Михаила Ромма. На эпизодическую роль в фильме «Убийство на улице Данте» был приглашен малоизвестный актер Во время съёмок Смоктуновский, запоров десяток дублей, сказал Ромму, что артист из него не получился, и попросил работу грузчика.
Вспоминает артист Михаил Козаков:
«Этот актер в кадре выглядел крайне зажатым, оговаривался, останавливался, извинялся... Ромм его успокаивал, объявлял новый дубль, но история повторялась... Михаил Ильич был сторонником малого количества дублей... А злополучный эпизод «кабачка» снимали уже не меньше пятнадцати раз.
Нонсенс! Съемка не ладилась, нервозность дебютанта передалась всем окружающим. На застопорившийся кадр ушла чуть ли не вся смена. Ассистенты режиссера предложили заменить бездарного актера. Ромм вдруг побагровел, стал злым (что с ним редко случалось), и шепотом сказал:
– Прекратите мышиную возню! Актер же все чувствует. Ему это мешает. Неужели вы не видите, как он талантлив?! Снимается первый раз, волнуется. Козакову легче: у него большая роль, он знает — сегодня что-то не выйдет, завтра наверстает, а эпизод — это же дьявольски трудно! И артист этот еще себя покажет.
Надо сказать, что все, в том числе и я (к стыду своему), удивились словам Михаила Ильича о талантливости этого с виду ничем не примечательного провинциала. А им был Иннокентий Смоктуновский!».
В БДТ, помимо «Идиота» Смоктуновскому приходилось играть и проходные роли в обязательных для любого театра спектаклях на советскую героическую тематику, например, Дзержинского. Эти роли у него получались плоскими и невыразительными, играть он их не хотел, и уже в 1960-м ушёл из театра, став штатным артистом киностудии «Ленфильм», что не мешало ему с успехом сниматься в картинах других киностудий.
В 1964 году в кинотеатрах Лондона вышел фильм режиссёра Григория Козинцева «Гамлет». Уж кому, как не англичанам знать толк в Шекспире! Смоктуновский в роли принца датского, несмотря на то, что говорил он по-русски, вызвал у них шок и восторг — такого Гамлета они ещё не видели. Публика даже вообразить не могла, что этот гений, чьё имя англичанам так трудно произнести, у себя дома практически не известен, что это его первая большая роль в кино. Его портрет висел в Англии среди лучших Гамлетов мира, а он и после того, 1959-го, всё ещё был начинающий. Смоктуновского Козинцев увидел на съёмках фильма «До будущей весны», худруком которого он был. Смоктуновский играл там учителя Ручьёва, и Козинцев уже не сомневался, кого возьмёт на роль Гамлета.
Именно с «Гамлета» началась слава Смоктуновского — киноактёра, но снова тяжёлый неуживчивый характер дал о себе знать. С самого начала съёмок у великого артиста не сложились отношения с великим режиссёром, который не раз проклинал себя за этот выбор. У внешне такого робкого актёра неожиданно оказался стальной характер, с режиссёром они стояли на противоположных позициях, а какой же режиссёр такое потерпит, даже от гениального актёра. Когда журнал «Советский экран» написал о том, что Козинцев приступил к съёмкам фильма «Король Лир», я был уверен, что Лира будет играть Смоктуновский, и с удивлением обнаружил, что роль отдали эстонскому артисту Юри Ярвету, про которого я в то время, к стыду своему, ничего не знал. Сыграл он потрясающе, но я, когда пересматриваю шедевр Козинцева, нет-нет, иногда вижу Лира — Смоктуновского, а он из-за сложных отношений с режиссёром на эту роль даже не рассматривался.
На небольшую роль в картине Ромма «9 дней одного года» об учёных, рисковавших жизнью ради науки[en], о конфликте личных и общечеловеческих проблем, Иннокентия уговорила жена. Тема физиков и лириков с лёгкой руки Бориса Слуцкого, в то время была очень популярна. Дуэт Алексея Баталова и Смоктуновского, сыгравших двух друзей физиков, получился невероятно пронзительным, и сделал «9 дней…» одним из лучших фильмов нашего кино. Без маленькой роли Смоктуновского фильма бы не было.
Баталов и Смоктуновский крепко по-мужски дружили, хотя виделись не часто. Вместе они снялись в четырёх картинах: «9 дней…», «Живой труп», «Звезда пленительного счастья», где Баталов играл декабриста князя Трубецкого, а Смоктуновский — иркутского губернатора Цейдлера, и в «Москва слезам не верит». При встречах они могли хорошо гульнуть, по-мальчишески дурачились. Однажды в ресторане хорошенькие манекенщицы порхали между столиков, рекламируя шубы. Вдруг к двум народным артистам подошла дама, руководившая действом, и попросила помочь. Они согласились, и, к восторгу и под овации всего ресторана, напялили на себя дамские шубы, и продефилировали по залу.
Подобные ситуации Смоктуновского не смущали: он любил шутки и розыгрыши, играл не только на сцене и в кино, но часто и в жизни. Поэтому его считали человеком не в себе. Возможно, маска человека со странностями была своеобразным иммунитетом от действительности. С одной стороны, он был очень скрытный человек, а с другой — импульсивный и порывистый. Те, кто встречались с ним впервые, удивлялись такому парадоксу, который, как известно, друг гениев, это порождало множество легенд и кривотолков. Кем он будет в следующий миг — юродивым или гением, никто не мог предугадать. Почти всегда было трудно понять, когда он шутит, а когда говорит всерьёз. Он прекрасно понимал, что он артист гениальный, но всякий раз искренне опасался провала. Как-то раз он сказал Олегу Ефремову, что тот артист великий, а сам Смоктуновский — космический.
В 1971-м Смоктуновского пригласили в Малый театр, где он при полных аншлагах 5 лет играл царя Фёдора в одном единственном спектакле. В 1976-м Олег Ефремов, партнёр по фильму «Берегись автомобиля!», пригласил Смоктуновского во МХАТ, и Смоктуновский прослужил там 20 лет, сыграл главные роли в спектаклях «Дядя Ваня», «Иванов», и многих других. В 1979-м на телевидении вышел трёхсерийный фильм Михаила Швейцера «Маленькие трагедии», в котором Смоктуновский поразил всех сразу двумя ролями — Сальери и Скупого рыцаря. Спустя пять лет снова у Швейцера в «Мёртвых душах» он был Плюшкиным.
В 90-е, когда Советский Союз распался, молодое российское кино, несмотря на то, что три главные киностудии страны — «Мосфильм», имени Горького и «Ленфильм» сохранить удалось, и были живы ещё многие кинозвёзды, переживало тяжёлые времена. Процветало так называемое «кооперативное кино» — нувориши, не знавшие, куда девать шальные деньги, давали их режиссёрам-дилетантам, а те выпускали на экраны потоки «чернухи» и «желтухи». Многие актёры, чтобы выжить, снимались в только-только нарождавшейся рекламе — платили там хорошо. Смоктуновский исключением не был, ему тоже нужно было кормить семью, поэтому особенно он не выбирал. Артистом он был дорогим, цену себе знал, и когда его приглашали на роль, сразу называл большую сумму. Но даже в той шелухе Смоктуновский умудрялся оставаться самим собой. Его великолепный папаша Мерлуш в «Ловушке для одинокого мужчины» жалок и театрален одновременно, в глазах Исаака в «Дамском портном» поместилась вся грусть еврейского народа. В фильме «Гений» Смоктуновский сыграл криминального авторитета Гилю-принца — мерзкого, и, вероятно, не совсем нормального типа.
1993-м режиссёр Владимир Наумов пригласил Смоктуновского в свою картину «Белый праздник». Больших денег у Наумова не было, ему говорили, что Смоктуновский жаден, любит деньги, и сниматься, наверняка, откажется. На встречу с Наумовым Смоктуновский пришёл с партнёром по фильму Арменом Джигарханяном, и удивил всех, сказав, что будет сниматься даром, а деньги заработает в другом месте. На съёмках этого фильма Смоктуновскому всё чаще становилось плохо. Он уходил куда-нибудь в уголок, чтобы коллеги не видели его мучений. Мало кто знал, что к этому времени он перенёс уже три инфаркта. Когда съёмки закончились, Смоктуновский уехал в подмосковный санаторий имени Герцена. Вскоре туда приехал Джигарханян, и Смоктуновский пригласил его в свой номер выпить по рюмке. Джигарханян отговаривал, знал, о проблемах с сердцем[en]. Но Смоктуновский был весел, рассказывал что-то смешное. Расстались они за полночь. Утром Смоктуновский к завтраку не вышел — ночью приезжала реанимация, а утром 3 августа 1994 года Иннокентия Михайловича не стало — четвёртый инфаркт стал последним. Ему было 69. С ним ушли несыгранные роли и тайны его судьбы — такой трудной, и такой счастливой судьбы самородка из сибирской деревни Кешки Смоктуновича, так и не получившего никакого актёрского образования, но ставшего, благодаря своему дарованию, великим русским артистом вне амплуа. Смоктуновский — это явление, бесконечное и до сих пор никому не понятное.
"....Снимали мы как-то в Крыму — начал Смоктуновский. Съёмки проходили на берегу моря. Жарко было. В обеденный перерыв вся группа бросилась купаться. И я, естественно тоже. Наплавался, нанырялся, слышу — зовут. Ну, я актёр дисциплинированный: зовут — иду. Оператор говорит: "Надо закончить всё, пока солнце[гор] не ушло". Надо так надо. Сел я уже на грим и чувствую что–то не то, дискомфорт какой–то. И вдруг, до меня доходит, что челюсти–то во рту нет! Выронил, когда нырял. Я сразу к режиссёру, ору: "Я челюсть потерял!" А он ржёт и все вокруг с ним вместе. Думают — я разыгрываю их. Полчаса доказывал, что не шучу. Ну, а когда до них дошло, что это правда, стало всем та–а–ак грустно–грустно. Снимать не можем. Да ещё предпоследний день месяца, если отснятый материал сегодня вечером в Москву не отправят, то план летит к чёрту, а соответственно и премиальные (прим.: в те годы в кино премиальные были + 40% к зарплате!). Тут уж народ веселиться совсем перестал и на меня так косо посматривать начал...
Режиссёр директору говорит: "Ничего не знаю, выкручивайся как хочешь, но чтобы максимум через полчаса у меня Смоктуновский был в кадре!" Директор — к художникам, к бутафорам, а те: "Мы–то при чём? Мы не дантисты." Короче, директор в отчаянии хватает мегафон и орёт на весь пляж, что тому, кто найдёт челюсть Смоктуновского, он лично выкатывает пять бутылок коньяка. После этих слов все дружно бросились в воду (даже те, кто в нашей съёмочной группе не работал, и плавать то не умел). Ныряли, ныряли... долго...
А потом, представляете? Одному парнишке–осветителю повезло! Выныривает, рот до ушей, а в руке — челюсть. Ну все сразу бросились готовиться к съёмкам, пока солнце не ушло. Я скорей челюсть схватил, в рот сунул...
Иннокентий Михайлович выдержал мхатовскую паузу, а потом трагическим шёпотом окончил фразу:
А она... представляете?... не моя!!
МХАТ и МХТ имени Чехова:
Норильский Заполярный театр драмы и музыкальной комедии:
Сталинградский областной театр имени М. Горького:
Дагестанский русский драматический театр им. М. Горького:
Малый театр:
Театр-студия киноактёра:
Большой драматический театр имени Горького:
Антреприза Н. Шлезингера (США[en]):
1992 — «Из жизни дождевых червей» П. У. Энквиста; постановка И. Смоктуновского и В. Ланского — Ханс Кристиан Андерсен.
Год — Название — Роль:
Год — Название — Роль:
Григорий Козинцев:
Смоктуновский — актёр истинного и тончайшего перевоплощения. Изменчивость, разность его героев, включая и внешний их облик, достигается не гримом, а сложным переключением ритмов, способов общения с людьми, точным попаданием на эмоциональную волну данного, именно и только данного человека. А как результат этого попадания, меняются внутренние, душевные приспособления. Меняется даже весь строй существования, движение мысли, пластика, всегда точная и необыкновенно разнообразная… Даже одно и то же человеческое качество преображается у актёра неузнаваемо, возникая в разных людях.
Он привлекает тем, что в нём горит какой-то внутренний свет, я иначе это не могу назвать. Он поражает меня загадочностью своего творческого процесса — его нельзя объяснить. С ним нельзя работать, как с другими актёрами, его нельзя подчинить логикой, ему надо дать жить…
Александр Шапиро:
Великий актёр — это актёр, само пребывание которого на сцене становится фактом искусства...
Его поведение отмечено особой притягательной грацией. Она свидетельствует о неповторимости, исключительности его художественной природы. Поэтому точно он сегодня играет или нет, в ударе или не в настроении — не столь важно. Всё равно от него глаз[en] отвести невозможно. Как от Смоктуновского.
Эльдар Рязанов:
Он пришёл на экран сам, как личность. Его своеобразная человеческая индивидуальность дала тот эффект отстранения характера Деточкина, какого я мог только желать. Этого невозможно было добиться никакими актёрскими ужимками, приёмами, уловками.
Анна Ахматова:
Потрясающе сказала после спектакля "Идиот" БДТ, Анна Андреевна Ахматова: " Мне страшно! Сегодня я видела живого Бога!!!"... Это о нем.. О Иннокентии Михайловиче Смоктуновском! Имя ему ... ГЕНИЙ! БРАВО!
Сам Смоктуновский говорил о себе:
«Я счастливый человек! Ну кому ещё довелось сыграть такие роли, как мне, — князь Мышкин, Гамлет, Иванов, Чайковский… Да тот же Деточкин!» И ещё добавлял иногда: «Судьба меня хранила — наверное, для того, чтобы я смог сыграть всё это».
Самими англичанами Гамлет Смоктуновского был признан одним из лучших в мире. Хотя за эту роль и ту славу, что она принесла, Смоктуновский заплатил здоровьем: софиты на площадке светили так ярко, что у Смоктуновского началась серьёзная болезнь глаз.
Смоктуновский всегда говорил, что на этом свете для него две самые главные вещи — искусство и семья. «Искусству я отдал всё, что мог. А вот семье недодал — своей любви, своего времени», — признавался актёр. Тем не менее детей он любил и баловал безумно — возможно, потому, что сам когда-то оказался лишён родительского тепла. Он очень хотел, чтобы дочь Маша стала актрисой, но она пошла в балет.
Одни считали Иннокентия Михайловича гением, другие, бывало, называли юродивым. Журналистов он иногда огорошивал ответом. Например, однажды его спросили про самое главное событие в жизни за год, а он на полном серьезе ответил: "Учил дочь плавать". А иногда он готов был журналистам наговорить всякой ерунды, "банзай-ура-виватов".
Но все вокруг сходились на том, что он человек нездешний. Живет своей замкнутой жизнью. Близок нам своими ролями и в то же время далек — как тот человек в окне напротив, за которым наблюдаешь изо дня в день, но так и не знаешь наверное, о чем он думает и о чем горюет.
Этот необыкновенный русский принц Гамлет — трагический и лирический актер блистательно играл и комедийные роли — князь Мышкин, царь Федор Иоаннович, Порфирий Головлев, чеховские герои Иванов и дядя Ваня, принц Гамлет, Сальери, Юрий Деточкин, и, наконец, мафиозный Принц в фильме "Гений". Иннокентий Смоктуновский полгода не дожил до своего семидесятилетия.
Иннокентий Михайлович Смоктуновский скончался 3 августа 1994 года после очередного инфаркта, в одном из подмосковных санаториев. Отпет в церкви на улице Неждановой. Похоронен на Новодевичьем кладбище, участок № 10.
Понравилась статья?
Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями!
Получите +1 к Карме :) |
Подпишитесь на новости:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Найти ещё что-нибудь интересное:
|
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши
дети[en]-внуки
зайдут сюда и увидят знакомое имя...
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:
Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная