Разместите статью, биографию и пр. [en]
Родион Щедрин Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События / Главная
Родион Константинович Щедрин — биография Родион Константинович Щедрин — советский и российский [en] музыкантМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. , композиторКомпозитор — музыкант, создатель музыкальных произведений. , пианистПианино (итальянское pianino, букв. — маленькое фортепиано) — клавишный музыкальный инструмент. Разновидность фортепьяно. Дека и механика расположены вертикально. , педагогПедагог (от греческого paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.). , народный артистНародный артист — высшее почетное звание в Российской Федерации, установленное в 1991 г. и присуждаемое Президентом страны. Это звание остается также за российскими деятелями культуры, которые были ранее удостоены званий “народный артист СССР” или “народный артист РСФСР”. СССР [en] (1981). Знак зодиака — Стрелец .
Автор 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, музыки к кино и театральным постановкам.
Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве , в семье профессиональных музыкантов [en] . В 1941 году Радик был принят в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории, но из-за начавшейся войны (Great Patriotic War 1941-45 ) семья Щедриных была эвакуирована в город Куйбышев. По возвращении в Москву он снова учился в Центральной музыкальной школе, а с 1944 года – в Московском хоровом училище Свешникова. В 1947 году на конкурсе композиторских работ в Хоровом училище жюри под председательством Арама Ильича Хачатуряна присудило первую премию Родиону. Уже не четвертом курсе талантливого будущего музыканта приняли в Союз композиторов.
В 1955 году он окончил Московскую консерваториюКонсерватория (от итальянского conservatorio) — музыкальное учебное заведение (высшее, в некоторых зарубежных странах также среднее), готовящее музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов. В ряде зарубежных консерваторий имеются драматические отделения. В России первые консерватории были открыты в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866). по классам Юрия Александровича Шапорина (композицияКомпозиция (от лат. compositio — составление, связывание): 1) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение. 2) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях. 3) Произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков. ) и Якова Владимировича Флиера (фортепианоФортепиано (итальянское fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в начале 18 века. Появление современного типа фортепьяно — с так называемой. двойной репетицией — относится к 1820-м годам. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 века. ). С первых шагов на композиторском поприще он проявил себя как мастер оркестрового письма и приверженец русского колорита в духе «Петрушки» Игоря Федоровича Стравинского и «Шута» Сергея Сергеевича Прокофьева . Эти стороны индивидуальности Щедрина нашли свое воплощение в Первом концертеКонцерт (немецкое Konzert, от итальянского concerto, буквально — согласие, от латинского concerto — состязаюсь): 1) Музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3-х частей (сонатный цикл ). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора. 2) Публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные. для фортепиано с оркестромОркестр (от орхестра) — коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин «оркестр» в 17-18 веках заменил распространенный в странах Европы термин «капелла». По составу различаются оркестр струнный, народных инструментов, духовой, симфонический и другие; по жанровому признаку — эстрадный, джазовый, военный. Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей. (1954), балетеБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах. Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России 19 века высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа и Л. И. Ивановым. «Конек-Горбунок» (1956, поставлен в 1960), опереОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др. «Не только любовь» (по мотивам рассказов Сергея Петровича Антонова из деревенской жизни, 1961, вторая редакция с камерным оркестром 1972), концерте для оркестра «Озорные частушки» (1963). В некоторых партитурахПартитура (итальянское partitura, буквально — разделение, распределение) — нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов. В партитуре для симфонического оркестра следуют партии инструментов (сверху вниз): деревянные духовые, медные духовые, ударные и струнные смычковые. Родиона Щедрина фигурируют партии для голосов народных певиц; особенно характерны «Поэтория» (концерт для поэтаПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. , голоса, хора и оркестра на слова Андрея Андреевича ВознесенскогоНиколай Алексеевич Вознесенский (1903-50) — российский политический деятель, академик АН СССР (1943). В 1938-1941, 1942-1949 председатель Госплана СССР. В 1946-1949 заместитель председателя Совете Министров СССР. Член ЦК КПСС в 1939-1949 годов. Член Политбюро в 1947-49 (кандидат с 1941 года). Книга «Военная экономика СССР в период Отечественной войны» (1947). Государственная премия СССР (1948). Репрессирован (см. «Ленинградское дело»); реабилитирован посмертно. , 1968), ораторияОратория (итл. oratorio, от лат. oro — говорю, молю) — музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, в отличие от оперы предназначенное для концертного исполнения. Родственна кантате, но более монументальна, обладает эпико-драматическим характером и ясной сюжетностью. Сложилась к конце 16 в. как жанр духовной музыки, позднее появились и светские оратории. Классические образцы принадлежат Г. Ф. Генделю, Й. Гайдну. Первые образцы русской оратории относятся к нач. 19 в. Оратория занимает важное место в творчестве русских композиторов 20 в. (Ю. А. Шапорин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.). «Ленин в сердце [en] народном» (1969) и опера «Мертвые души » на либреттоЛибретто — (итальянское libretto, буквально — книжечка): 1) Литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Первоначально публиковался в виде отдельной книжечки (отсюда название). 2) Литературный сценарий балета, пантомимы. 3) 3) Изложение содержания оперы, балета. 4) Сюжетный план или схема сценария кинофильма. Щедрина по Николаю Васильевичу Гоголю (поставлена в 1977).
У зрелого Щедрина есть немало произведений, вдохновленных более высокими архетипамиАрхетип (от греческого arche — начало и typos — образ) — в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.) прообраз, идея. В «аналитической психологии» Карла Густава Юнга изначальные, врожденные психические структуры, образы (мотивы), составляющие содержание так называемого коллективного бессознательного и лежащие в основе общечеловеческой символики сновидений, мифов, сказок и других созданий фантазии, в том числе художественной. русской традицииТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. ; среди них — концерт для оркестра «Звоны» (1968), «Фрески Дионисия» для 9 инструментов (1981), «Стихира» для оркестра (на 1000-летие крещенияКрещение — одно из христианских таинств. Обряд, означающий приобщение к церкви (человека погружают в воду, обливают или кропят водой). Руси, 1987), концерт для хора «Запечатленный ангелАнгелы (от греческого angelos — вестник) — в иудейской, христианской, мусульманской мифологиях бесплотные существа, посредники между богом и людьми. » на старообрядческиеСтарообрядчество — религиозное движение, возникшее в России в середине 17 века во время реформы православной церкви — унификации церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном. Противники реформ Никона отделились от официальной церкви под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия». духовные тексты (1988). В ряде произведений Щедрина выразился его пиетет по отношению к Иоганну Себастьяну Баху («Музыкальное приношение» для органаОрган — клавишный музыкальный инструмент класса аэрофонов. Аналогичные инструменты существовали в Древней Греции, Риме и Византии. С 7 века используется в церквах (католических), впоследствии также в светской музыке. Современный вид приобрел с 16 в. Орган состоит из воздухонагнетательного механизма (электрический, до середины 19 в. ручной), набора деревянных и металлических труб разных размеров, клавиатур — ручных (мануалы) и ножной (педаль), помещенных в специальной кафедре. Посредством рычагов, кнопок органист может менять тембр (регистр) органа. Так называемый губной орган — древний инструмент, состоящий из соединенных в ряд или по окружности трубок; воздух вдувается ртом (смотри шэн). и духовых, 1982, «Эхо-соната» для скрипкиСкрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 веков брешианской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. С 18 века один из главных сольных инструментов. соло, 1984, «Музыка для города Кетена» для камерного оркестра, 1984).
Р.К. Щедрин живо интересовался западными техниками композиции и уже в первой половине 1960-х годов снискал репутацию модерниста. В отличие от своих сверстников-авангардистов (Эдисона Васильевича Денисова, Андрея Михайловича Волконского, Софии Асгатовны Губайдулиной, Альфреда Гарриевича Шнитке ), Родион Константинович пользовался покровительственным отношением со стороны руководства Союза композиторов и других инстанций, ответственных за культуру в СССР, и никогда не подвергался критическим атакам в советской печати. Это позволило ему смело экспериментировать с такими методами организации музыкального материала, как додекафонияДодекафония (от греч. dodeka — двенадцать и phone — звук) — метод сочинения музыки, возникший в 20 в. Разработан австрийским композитором Арнольдом Шенбергом. Музыкальная ткань произведения, написанного в технике додекафонии, выводится из т. н. серии (ряда, нем. die Reihe) определенной последовательности 12 звуков различной высоты, включающей все тоны хроматического звукоряда, ни один из которых не повторяется. , сонористикаСонористика (от лат. Sonorus — звонкий, звучный, шумный) — одно из музыкальных направлений современной музыки, сложившееся в конце 50-х годов ХХ века. Между родственными терминами сонористика, сонорика, соноризм не выявлены точные грани, однако сонористику чаще всего определяют как существующее в определенных исторических рамках художественно-композиторское движение, а сонорику и соноризм — как метод сочинения, основанный на оперировании темброкрасочными звучностями — сонорами, который может существовать и вне сонористики. , алеаторикаАлеаторика — метод музыкальной композиции, основанный на использовании случайности как формообразующего фактора. Появление этого метода относят к 1957 году и связывают с именами немецкого композитора К. Штокхаузена и французского композитора П. Булеза. Алеаторика противостоит фиксированной композиции, где регламентированы все средства и параметры исполнения музыкального произведения. Алеаторическое произведение представляется слушателю стадия процесса сочинения, исполнитель и слушатель вовлекаются в некую акцию создания сиюминутного произведения. Алеаторическая практика привела к созданию неполной нотной записи, схематичным формам записи музыки. Сторонники алеаторики видят ее преимущество в том, что случай, определяющий структуру произведения, вызывает к жизни «новую форму», независимую от намерений, вкуса и воображения автора. Крайней формой проявления алеаторики стал хэппенинг. ; использовав некоторые их них в ортодоксальной по своей идеологической направленности оратории «Ленин в сердце народном», Щедрин способствовал окончательной «легализации» западных влияний на советскую музыку.
Мастерски владея множеством музыкальных стилей, Щедрин охотно сочетает разнородные идиомы в рамках одного произведения. Так, во Втором концерте для фортепиано с оркестром (1966) суховатая полифония в духе Арнольда ШенбергаАрнольд Шенберг (Schonberg) (1874-1951) — австрийский композитор, теоретик и педагог. Представитель музыкального экспрессионизма, глава новой венской школы. Основоположник додекафонии. В 1933 эмигрировал в США. Протест против войны и нацизма отразил в кантате «Уцелевший из Варшавы» (1947). Оперы, кантаты, оратории, вокальные и инструментальные произведения; музыкально-теоретические труды. и его школы перемежалась с алеаторикой в духе Витольда Лютославского и джазовыми пассажами; в цикле 24 прелюдийПрелюдия (прелюд) (ср.-век. лат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно) — вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий. и фугФуга (итал. fuga, букв. — бег) — музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки (см. Имитация, Полифония). Имитационные проведения темы перемежаются т. н. интермедиями (как правило, в виде секвенций), в которых тема не проходит. Количество голосов от 2 до 6. Подразделяются на 1-, 2- и 3-темные. Образцы фуги — у И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича и др. (1964-1970) и «Полифонической тетради» (25 прелюдий, 1972) для фортепиано композитор отдал дань не только Баху и Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу , но и додекафонии, а также своей склонности к пародии.
При переводе литературных первоисточников на язык музыкального театраТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой. Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой. Щедрин стремится по возможности сохранить все богатство заключенных в них смыслов, проявляя при этом незаурядную изобретательность, в том числе в использовании музыки прошлого, которая всякий раз служит ему для создания характерного колорита. За исключением раннего «Конька-Горбунка», все балеты Щедрина написаны для его женыЖена — женщина по отношению к мужчине, с которым она состоит в официальном браке (к своему мужу). Майи Михайловны Плисецкой ; это «Кармен-сюита» (свободная обработка фрагментов из оперы Жоржа Бизе «Кармен» для струнных и ударных, 1967), «Анна Каренина» (1971), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). Помимо опер «Не только любовь» и «Мертвые души», Щедрин написал еще одну «полноценную» оперу — «Лолита» (по Владимиру Владимировичу Набокову , была поставлена в 1994 году в Стокгольме). Перу Щедрина принадлежит также мюзиклМюзикл (английское musical) — музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Жанр сформировался в США в 1920-30-х годах, расцвет наступил в 1940-1960-х годах (Коул Портер, Фредерик Лоу, Леонард Бернстайн и др.). «Нина и 12 месяцев» (по мотивам сказкиСказка — один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Лучшие сборники сказок (арабских — «Тысяча и одна ночь», индийских — «Панчатантра», немецких — братьев Вильгельм Гримм и Якоб Гримм, русских — Александра Николаевича Афанасьева), наряду с классическими литературными сказками Шарля Перро, Ханса Кристиана Андерсена, Вильгельма Хауфа, Александра Сергеевича Пушкина, вошли в сокровищницу мировой культуры. Самуила Яковлевича Маршака ), написанный по заказу из Японии (1988).
Опыт Родиона Константиновича Щедрина как театрального композитора и мастера стилистической мимикрии нашел свое яркое выражение и в его лучших чисто инструментальных партитурах; помимо «Озорных частушек» и «Звонов», стоит упомянуть СимфониюСимфоническая музыка — музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма. №2 («25 прелюдий», 1965) Концерт для фортепиано №3 («Вариации и тема», 1975), «Автопортрет» для оркестра (1984), концерты для оркестра «Старинная музыка российских цирков» и «Хороводы» (оба 1989). В некоторых его поздних сочинениях заметна тенденция к более глубокой и интенсивной выразительности (Концерт для виолончелиВиолончель (итальянское violoncello) — музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15—16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17—18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, Антонио Страдивари. и оркестра, 1994).
В 1972 году Р. К. Щедрин был удостоен Государственной премии СССР за ораторию «Ленин в сердце народном», в 1973 стал Первым секретарем Союза композиторов РСФСР (вместо Георгия Васильевича Свиридова), а в 1984 получил Ленинскую премиюЛенинские премии в 1925-1991 — в СССР, за работы в области науки, техники, литературы, искусства, архитектуры. Учреждены в 1925 как премии им. В. И. Ленина (в 1935-57 не присуждались). Присуждались каждый четный год. за оперу «Мертвые души», кантатуКантата (итал. cantata, от лат. canto — пою) — крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра («Москва» П. И. Чайковского, «Александр Невский» С. С. Прокофьева и др.). Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом. «Казнь Пугачева » и «Торжественную увертюруУвертюра (франц. ouverture, от лат. apertura — открытие, начало) — оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п. (часто в сонатной форме), а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера. ». В 1992 стал лауреатомЛауреат (от латинского laureatus — увенчанный лаврами) — лицо, которому присуждена государственная, республиканская, международная и т. п. премия, а также победитель конкурсов (главным образом художественных). Государственной премии Российской Федерации. (Музыковед Левон Оганесович Акопян)
Работы Родиона Константиновича Щедрина Оперы «Не только любовь», лирическая опера в 3 действиях с эпилогом (по мотивам рассказов Сергея Петровича Антонова, либретто Василия Абгаровича Катаняна, 1961); «Мёртвые души», оперные сцены (по романуРоман (французское roman, немецкое Roman; английское novel/romance; испанское novela, итальянское значение Romanzo) — центральный жанр европейской литературы Нового времени, вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести, обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактныхе, так называемых «маленьких романов» (французское le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»). «Мёртвые души» Николая Гоголя, либретто Р. Щедрина, 1977); «Лолита» (по одноимённому роману Владимира Набокова, либретто Родиона Щедрина, 1992); «Очарованный странник» (по одноимённой повести Николая Семёновича Лескова , либретто Р. Щедрина, 2002); «Боярыня Морозова» (русская хоровая опера для 4 солистовСолист (от итальянского solista, от латинского solus — один) — исполнитель музыкального произведения или отдельной партии (соло ); артист, исполняющий в опере, оратории, хоре, балете самостоятельные партии, отдельные номера. , смешанного хора, трубы, литавр и ударных, либретто Р. Щедрина по мотивам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой», 2006). Балеты Концерты для солирующих инструментов с оркестром
Концерты для оркестра Симфонии Первая симфония. Для большого симфонического оркестра. В трех частях (1958); Вторая симфония (25 прелюдий). Для большого симфонического оркестра. В пяти частях (1965); Третья симфония «Лица русских сказок». Symhonie concertante. Для симфонического оркестра. В пяти частях (2000). Вокальные хоры a cappella Два хора на стихиСтих (от греческого stichos — ряд, строка) — художественная речь, фонически расчлененная на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как сопоставимые и соизмеримые (противоположность — проза); каждый из таких отрезков обычно графически выделяется в отдельную строку, которая также называется стих. Александра Сергеевича Пушкина . Для смешанного хора (1950); «Ива, Ивушка». Вокализ. Для смешанного хора (1954); Четыре хора на стихи Александра Трифоновича Твардовского . Для смешанного хора (1968); Четыре хора на стихи Андрея Андреевича Вознесенского. Для смешанного хора (1971); «Русские деревниДеревня — в узком, исторически сложившемся в русском языке значении небольшое сельское поселение (более мелкие носили название выселков, починков, хуторов, заимок и т. д.; см. также Село). В широком значении понятие деревня охватывает весь комплекс социальных, экономических, культурно-бытовых, природно-географических особенностей и условий жизни деревни как социально-экономической категории, отличной от города. ». Для смешанного хора на слова И. Харабарова (1973); «Стирала женщина белье». Для смешанного хора на слова И. Ляпина (1975); «Строфы "Евгения Онегина"». Шесть хоров на стихи А. Пушкина из романа в стихах «Евгений Онегин» для смешанного хора (1981); «Казнь Пугачева». ПоэмаПоэма (греческое poiema) — поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею ) — «Илиаду», «Одиссею», «Песнь о Роланде», что генетически указывает на эпическую природу жанра поэмы и объясняет ряд ее «наследственных» черт (историчность и героичность содержания, легендарность, патетичность). Со времени романтизма специфически «поэмное» событие — само столкновение лирического и эпического начал как судьбы и позиции личности с внеличными (историческими, социальными или космическими) силами («Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина). В современной поэме эпическое требование «зримой» событийности согласуется с открыто выраженным лирическим пафосом; автор — участник или вдохновенный комментатор события (Владимир Владимирович Маяковский, Александр Трифонович Твардовский). В 20 веке утверждается также бессюжетно-лирическая поэма («Поэма без Героя» Анны Андреевны Ахматовой). для смешанного хора на стихи А. Пушкина из «Истории Пугачёва» (1981); «Концертино». В четырёх частях для смешанного хора (1982); «Запечатленный ангел». Русская литургия. Хоровая музыка по Николаю Лескову для смешанного хора и свирели (флейты) (1988); «Алый парус». Для детского хора на слова Александра Степановича Грина (1997); «Серенада». Для смешанного хора (2003); Диптих на стихи А. Вознесенского (2003); Два русских хора (2008); «Царская кравчая». По мотивам хоровой оперы «Боярыня Морозова»; Эпиграф графа Толстого к роману «Анна Каренина». Для смешанного хора. Вокальные сочинения для солистов, хора и оркестра «Маленькая кантата». Из оперы «Не только любовь» для солистов, смешанного хора и оркестра (1961); «Бюрократиада». Курортная кантата для солистов, хора и оркестра на тексты инструкции для отдыхающих в пансионате «Курпаты». Либретто Р. Щедрина (1963); «Поэтория». Концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и оркестра на слова А. Вознесенского (1968); «Ленин в сердце народном». Оратория для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра на народные слова в шести частях (1969); «Модест Петрович Мусоргский . Детская». Вокальный цикл в семи частях с прелюдией и постлюдией. Оркестровая транскрипция Р. Щедрина, слова М. Мусоргского (1964); «Моление». Кантата для смешанного хора и оркестра на слова Иегуди Менухина (1991); «Многая лета». Для фортепиано, смешанного хора и ударных (1991). Вокальные сочинения Щедрина для голоса «Три сольфеджиоСольфеджио (сольфеджо) (итал. solfeggio, от названия нот соль и фа) — вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот; при пении сольфеджио произносятся названия исполняемых нот. Слоговое сольфеджио для запоминания музыкальных композиций распространено в странах Азии (родственно сольмизации). ». Для голоса и фортепиано (1965); «Страдания». Для голоса и фортепиано. Слова народные в изложении Виктора Фёдоровича Бокова (1965); «Таня-Катя». Песни без слов в народном стиле для сопраноСопрано (итал. soprano, от sopra — над, сверх): 1) Самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым т. н. головным регистром (различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико-драматическое и др.). 2) Верхняя партия в хоре. 3) Высокие по регистру разновидности инструментов. и струнного оркестра (2002); «Таня-Катя II». Песни без слов в народном стиле для женского голоса и скрипки (2002); «Век мой, зверь мой!» Вокальный цикл на слова Осипа Эмильевича Мандельштама для тенораТенор (итальянское tenore, от латинского tenor) — равномерное движение, напряжение голоса, от teneo — держу, направляю , рассказчицы и фортепиано (2003); «Клеопатра и Змея», драматическая сцена для женского голоса и симфонического оркестра на текст заключительной сцены трагедии Уильяма Шекспира «Антоний и Клеопатра» в переводе Бориса Леонидовича Пастернака (2012). ПремьераПремьера (французское premiere, буквально — первая) — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля, циркового или эстрадного представления, первая демонстрация фильма и др. прошла 28 мая 2012 года на Зальцбургском фестивале; солистка — М. Эрдманн, оркестр Мариинского театраМариинский театр (Государственный акдемический Мариинский театр) в Санкт-Петербурге — театр оперы и балета, открыт в 1783 в Санкт-Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (архитектор А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919-1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года имени С. М. Кирова, с 1992 Государственный академический Мариинский театр. Мариинский театр сыграл выдающуюся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Ставил первые русские оперы. под управлением В. Гергиева. Российская премьера состоялась в Мариинском театре 23 декабря 2012 г. (солистка — Екатерина Николаевна Гончарова). Камерно-инструментальные сочинения СюитаСюита (французское suite, буквально — ряд, последовательность) — инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 веков состояла из аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др. танцев. В 19-20 веках создали оркестровые нетанцевальные сюиты (П. И. Чайковский), иногда программные («Шехерезада» Н. А. Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам. для кларнетаКларнет [французское clarinette, от латинского clarus — ясный (звук)] — деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Сконструирован в начале 18 века. В современной практике употребительны сопрановые кларнеты, кларнет-пикколо (итальянское piccolo), альтовый (т. н. бассетгорн), басовый. и фортепиано (1951); «Фрески Дионисия». Для камерного ансамбляАнсамбль (французское ensemble — совокупность, стройное целое): 1) В сценическом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля, подчиненных единому замыслу. 2) Группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.3) Музыкальное произведение для нескольких исполнителей (дуэт, трио и др.). (1981); «Музыкальное приношение». Для органа, трёх флейт, трёх фаготовФагот (итал. fagotto, букв. — узел, связка) — деревянный духовой музыкальный инструмент (преимущественно оркестровый). Возник в 1-й пол. 16 в. Басовая разновидность — контрафагот. и трёх тромбоновТромбон (итал. trombone, увеличит. от tromba — труба) — духовой медный музыкальный инструмент (главным образом оркестровый), в котором высота звука регулируется специальным приспособлением — кулисой (т. н. раздвижной тромбон или цугтромбон). Существуют и вентильные тромбоны. (1983); «Эхо-соната». Для скрипки соло (1984); «Три пастуха». Для флейты, гобояГобой (франц. hautbois) — деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент, известен с 17 века. Представляет собой прямую деревянную трубку, состоящую из верхнего и среднего колен и раструба. Французское hautbois буквально означает высокое дерево. Гобой имеет 25 отверстий, 22-24 из них закрыты клапанами. Двойная трость гобоя изготовляется из особых сортов камыша. Существуют гобои двух систем — немецкой и французской. Более распространен гобой французской системы, имеющий более совершенный клапанный механизм и отличающийся чистотой интонации; звучание его — острое, носового оттенка. Гобой занимает важное место в группе деревянных духовых инструментов симфонического и оперного оркестров, используется не только как сольный, но и как и ансамблевый инструмент. Основу репертуара для гобоя составляют произведения эпохи барокко (сочинения Баха и его современников) и классицизма (Моцарт). Реже исполняются сочинения композиторов-романтиков (Шуман). В числе разновидностей — теноровый гобой, или английский рожок; альтовый гобой, или гобой д'амур; гобой-пикколо (малый гобой с высоким звуком); басовый гобой, или геккельфон. и кларнета (1988); «Русские наигрыши». Для виолончели соло (1990); «Эхо на Cantus Firmus Орландо ди Лассо». Для органа и сопранино блокфлейты (1994); Фортепианный терцет для скрипки, виолончели и фортепиано (1995); «Ледяной дом». Русская сказка для маримбафона соло (1995); «Музыка издалека». Для двух басовых блокфлейт (1996); СонатаСоната (итальянское sonata, от sonare — звучать) — музыкальный жанр, произведение для одного или нескольких инструментов, написанное в форме сонатного цикла. Классический тип сонаты (2-4 части) сложился в конце 18 века в творчестве Й. Гайдна и В. А. Моцарта; высокие образцы сонат, разнообразных по образному строю и композиционным принципам, созданы Л. Бетховеном. Значительное развитие жанр получил в западноевропейской музыке романтизма (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист и др.), российской музыке (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.). для виолончели и фортепиано (1996); «Балалайка». Для скрипки соло без смычка (1997); «Пастораль». Для кларнета и фортепиано (1997); «Вариации и тема». Для скрипки соло (1998); «Менухин-соната». Для скрипки и фортепиано (1998); «Дуэты». Для скрипки соло (1999); «ГамлетГамлет (Hamlet) — герой одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Один из вечных образов: имя Гамлет стало характеристикой человека, исполненного внутренних противоречий и сомнений. В зависимости от конкретной общественной ситуации понятие «гамлетизм» наполнялось различным содержанием — от безволия до целеустремленной решимости. баллада». Для тысячи (или ансамбля) виолончелей (2005); «Старинные мелодииМелодия (от греческого melodia — пение, напев, песня) — одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки. Мелодия — ряд звуков, организованных ладово-интонационно, ритмически и образующих определенную структуру. Специфический компонент мелодии — звуковысотная линия. русских народных песен». Мелодии из сборника Николая Андреевича Римского-Корсакова «100 русских народных песен». Для виолончели и фортепиано (2006); «Лирические сцены». Для струнного квартетаКвартет (от латинского quartus — четвертый) — музыкальный ансамбль из 4 исполнителей, а также музыкальное произведение для этого ансамбля. (2006); «Цыганская мелодия». Для скрипки соло (2006); «На посошок». Памяти Мстислава Леопольдовича Ростроповича . Для шести виолончелей и альтовой блокфлейты (или для флейты, гобоя, кларнета, трубы и виолончели) (2007); «БелькантоБельканто (итал. bel canto, букв. — прекрасное пение) — вокальный стиль (возник в Италии в 17 в.), отличающийся певучестью, легкостью, красотой звучания, совершенством кантилены, изяществом, виртуозностью колоратуры. на русский лад». Для виолончели и фортепиано (2007); «Поездка в Айзенштадт». Для скрипки и фортепиано (2009); Dies irae по гравюрамГравюра (французское gravure) — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Оттиски также называют гравюрами. В Европе возникла на рубеже 14-15 веков. Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка [как правило, это гравюра на дереве (ксилография) или на линолеуме (линогравюра)], и углубленную, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т. д.). Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д.). на дереве Альбрехта Дюрера «АпокалипсисАпокалипсис (греческое apokalypsis — откровение) — откровение Иоанна, одна из книг Нового Завета, древнейшее из сохранившихся христианских литературных произведений (середина 68 — начало 69). Церковь приписывает авторство Иоанну Богослову. Содержит пророчества о «конце света», о борьбе между Христом и антихристом, «страшном суде», «тысячелетнем царстве божьем». » для 3 органов и 3 труб (2009/2010). Фортепианные сочинения «Поэма» (1954) «Токкатина» (1954) «Юмореска» (1957) «В подражание Альбенису» (1959) «Тройка» (1959)
2 полифонические пьесы: Basso ostinato и Двухголосная инвенция (1961); 2 сонаты (1962, 1996); 24 прелюдии и фугиФуга (итал. fuga, букв. — бег) — музыкальное произведение имитационно-полифонического склада, основанное на многократном проведении одной или нескольких тем во всех голосах; наиболее сложная форма полифонической музыки (см. Имитация, Полифония). Имитационные проведения темы перемежаются т. н. интермедиями (как правило, в виде секвенций), в которых тема не проходит. Количество голосов от 2 до 6. Подразделяются на 1-, 2- и 3-темные. Образцы фуги — у И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича и др. (1964—1970); Полифоническая тетрадь (25 прелюдий) (1972); Тетрадь для юношества (1981); «Частушки». Концерт для фортепиано соло (2001); «Дневник». 7 пьес для фортепиано (2002); «Вопросы». 11 пьес для фортепиано (2003); Sonatine Concertante для фортепиано (2005); Alla Pizzicato для фортепиано (2005); Hommage a Chopin. Для четырёх фортепиано (2005); «Романтические дуэты». Семь пьес для фортепиано в четыре руки (2007); «Простые страницы». Семь экспромтов для фортепиано (2009); «Концертный этюдЭтюд (от франц. tude, буквально — изучение, исследование) — музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др.). » («Чайковский -этюд») для фортепиано (2010). Музыка Родиона Щедрина к фильмам «Петушок — Золотой гребешок» (мультфильм), режиссёры: Пётр Николаевич Носов, Д. Анпилов (1955); «Колобок» (мультфильм), режиссёр Роман Владимирович Давыдов (1956); «Высота». Режиссёр Александр Григорьевич Зархи (1957); «Коммунист». Режиссёр Юлий Яковлевич Райзман (1958); «Люди на мосту». Режиссёр А. Зархи (1959); «Нормандия — Неман». Режиссёр Ж. Древиль (1960); «А если это любовь?». Режиссёр Ю. Райзман (1961); «Баня» (мультфильм), Режиссёр Сергей Иосифович Юткевич (1962); «Анна Каренина». Режиссёр А. Зархи (1967); «СюжетСюжет (французское sujet, буквально — предмет) — в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме — способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении — ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого. для небольшого рассказа». Режиссёр С. Юткевич (1969). Музыка для театра «Они знали Маяковского». Пьеса Василия Абгаровича Катаняна, постановка Николая Васильевича Петрова (Александринский театр, Ленинград, 1954); «Первая симфония». КомедияКомедия (от греч. komodia) — жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии. Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский. Александра Константиновича Гладкова (Театр ленинского комсомолаКомсомол — сокращенное название Коммунистического союза молодежи. Всесоюзный Ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) — молодежная общественно-политическая организация. Создана на 1-м Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи 29 октября 1918 года, называлась Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ), с 1924 года — РЛКСМ, с 1926 — ВЛКСМ. 22-й чрезвычайный съезд ВЛКСМ (сентябрь 1991), посчитал исчерпанной политическую роль ВЛКСМ как федерации коммунистических союзов молодежи. , 1956); «Мистерия-буфф». Пьеса Владимира Владимировича Маяковского , режиссёр Валентин Николаевич Плучек (Московский театр сатиры, 1957); «Дамоклов меч». Пьеса Назыма Хикмета, режиссёр В. Плучек (Московский театр сатиры, 1959); «Гроза». Пьеса Александра Николаевича Островского (Государственный академический Малый театр, 1961); «Баня». Пьеса В. Маяковского (1962); «Теркин на том свете». Поэма Александра Твардовского, режиссёр В. Плучек (Московский театр сатиры, 1965).
"Кармен-сюита", часть 2, Жорж Бизе, Родион Щедрин Камерный оркестр струнного отделения Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей под руководством заслуженного работника культуры Российской Федерации Михаила Мироновича Фрадина.
"Carmen Ballet (Finale)", правообладатель музыкальной композиции: Warner Chappell.
VIDEO
Награды и звания Р.К. Щедрина Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 декабря 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и многолетнюю творческуюТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. деятельность; Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2 декабря 2002 года) — за большой вклад в развитие музыкального искусства; Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 декабря 2012) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность; Государственная премия Российской Федерации в области литературыЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. и искусства 1992 года (25 декабря 1992 года) — за хоровую музыку «Запечатлённый ангел» по Н. Лескову; Ленинская премия (1984 год) — за оперу «Мёрвые души» (1977 год), поэму для хора «Казнь Пугачёва» (1981 год), «Торжественную увертюру» для симфонического оркестра; Государственная премия СССР (1972 год) — за ораторию «Ленин в сердце народном» и оперу «Не только любовь» (61, новая редакция); Народный артист РСФСР (1976 год); Народный артист СССР (1981 год); Премия имени Д. Д. Шостаковича (Россия, 1992 год); Премия Crystal Award Всемирного экономического форума (Давос, 1995 год); Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976 год); Почётный член Общества Ференца Листа (США [en] , 1979 год); Почётный член Академии изящных искусств ГДР (1982 год); Почётный член Международного Музыкального совета при ЮНЕСКО (1985 год); Член Берлинской Академии искусств (1989 год); Почётный профессорПрофессор (от латинского professor — преподаватель) — ученое звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения. Официальный статус с 16 века (впервые в Оксфордском университете). В некоторых странах существуют должности ординарного (штатного) и экстраординарного (внештатного) профессора. В ряде стран (в Австрии, Бельгии, Германии и др.) профессорами называют не только преподавателей университетов и других вузов, но и учителей средней школы, в США — преподавателей колледжей. В Российской Федерации звание профессор присваивается, как правило, ВАК Российской Федерации; в начале 90-х годов насчитывалось около 25 тысяч профессоров. Московской консерватории (1997 год); Почётный профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (2005 год); Почётный профессор МГУ им. Михаила Васильевича Ломоносова [en] (2007 год); Почётный профессор Пекинской консерватории (2008 год); Премия «Овация«Овация» — национальная российская музыкальная премия в области зрелищ и популярной музыки. Считается российским аналогом зарубежных музыкальных премий — американской «Grammy» и британской «BRIT Awards». Впервые церемония вручения премии «Овация» состоялось в 1992, а инициатором ее учреждения стал бизнесмен Григорий Кузнецов. Церемония вручения премии — статуэтки, изображающей пару аплодирующих рук — проходит ежегодно (кроме 1993, 2003—2007 г.) в ГЦКЗ «Россия» или в Государственном Кремлевском дворце. Изначально победителей предлагалось определять самим зрителям: любой из них мог приобрести специальную карточку, заполнить ее и прислать организатором. Однако такой способ помог выявить победителей лишь на первой церемонии в 1992. Во всех последующих «Овациях» победители определялись специальным жюри — Высшей академической комиссией, в состав которой входят деятели шоу-бизнеса, журналисты, представители культуры. Статуэтки «Овация» вручаются по нескольким десяткам номинаций, в том числе «Солист года», «Композитор года», «Лучший концертный альбом», «Лучший вокальный дебют года» и т. д. Вручаются также специальные премии — «Живая легенда», «За особый вклад в развитие отечественной культуры». » (2008 год); Номинант GRAMMYGRAMMY (рус. Грэмми) — музыкальная премия Американской академии звукозаписи, была учреждена Ассоциацией звукозаписывающих компаний США 14 марта 1958 года. «Грэмми» присуждается ежегодно в 108 категориях по 30 музыкальным жанрам в результате голосования уполномочеными членами «Recording Academy» («Академии звукозаписи»). Успешные и получившие признание артисты и звукоинженеры могут получать право голоса в этом голосовании. Также существует стоящая особняком Grammy Lifetime Achievement Award (Премия Грэмми за жизненные достижения) — награда, присуждаемая за особый вклад в музыку. 6 апреля 2011 года Академия звукозаписи объявила об изменении многих категорий премии, начиная с 2012 года. Таким образом число категорий сократилось со 108 до 78. в номинации «Лучшее сочинение в современной академической музыке» за Concerto cantabile (1997 год); Композитор года Питтсбургского симфонического оркестра (2002 год); Немецкая музыкальная премия «Echo Klassik 2008» — за оперу «Боярыня Морозова» (2008 год); Премия «Овация» (2008 год); Золотая медальМедаль (итальянское medalia) — награда за заслуги, храбрость, достижения, в память о юбилейных датах, об участии в событиях. Медаль представляет собой плоский металлический знак с двусторонним изображением и надписью; изготавливается обычно из золота, серебра, бронзы. Различают лицевую (аверс) и оборотную (реверс) стороны медали. Медали были известны в Древнем Риме, но искусство изготовления медалей началось в 14-15 веках. Наградные медали были введены в 17 веке в Швеции, а в конце 17 века и в России. Министерства культуры Армении (2008 год); Российская Национальная театральная премия «Золотая маска«Золотая маска» — Всероссийский театральный фестиваль, национальная театральная премия, учреждена в 1994 году Союзом театральных деятелей России и вручается спектаклям всех жанров театрального искусства: драма, опера, балет, оперетта и мюзикл, кукольный театр. «Золотая Маска» проводится Федеральным агентством по культуре и кинематографии, Правительством Москвы, АНО Фестиваль «Золотая Маска». С 2002 года генеральным спонсором «Золотой Маски» является Сбербанк России. Президент «Золотой Маски» — народный артист России Георгий Тараторкин. Весной каждого года представляет в Москве наиболее значительные спектакли из городов России. Отбор спектаклей-участников фестиваля осуществляют Экспертные советы, в состав которых входят театральные критики. В жюри «Золотой Маски» работают актеры, режиссеры, дирижеры, хореографы, театральные художники. Кульминация фестиваля — церемония вручения премий «Золотая Маска». Церемония проходит в Москве и транслируется телеканалом «Россия». » — за оперу «Очарованный странник» (2009 год); Номинант GRAMMY в номинации «Лучшее произведение современного композитора в области академической музыки» за оперу «Очарованный странник» (2009 год); Кавалер ордена Св. Анны 3-й степени (12 февраля 2010) (указ № 1/АII-III-2010, грамота № 12/AIII-2010, подписаны в Мадриде), в воздаяние заслуг перед Отечеством; Премия города Москвы — за создание русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» (2012 год); Почётная премия РАОРоссийское авторское общество , Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество», РАО — некоммерческая общероссийская общественная организация, созданная для коллективного управления авторскими правами. РАО призвано управлять имущественными правами авторов, других обладателей авторских прав, когда осуществление этих прав в индивидуальном порядке затруднительно (например, сбор авторского вознаграждения за сообщение произведений в эфир и по кабелю, публичное исполнение произведений, воспроизведение, репродуцирование и т. д.). «За вклад в развитие наукиНаука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 веках и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с 17 века удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. , культуры и искусства».
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.
Найти ещё что-нибудь интересное:
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь! Когда-нибудь Ваши дети [en] -внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама , неуважительное обращение, и т.п. запрещены.
Нарушители банятся .
Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных :
Разместить статью, биографию [en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная
▲