Разместите статью, биографию и пр.[en]
Серафима Бирман Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная
![]() |
Серафима Германовна Бирман — российская[en] актриса театра и кино, режиссер, педагог и теоретик. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946), Народная артистка РСФСР (1946). Знак зодиака — Лев.
Серафима Бирман родилась 10 августа (29 июля по старому стилю) 1890 года в Кишиневе. Её отец — Герман Михайлович Бирман, был штабс-капитаном 51-го резервного пехотного батальона. Мать — Елена Ивановна Ботезат, была молдованкой и плохо говорила по-русски. У Серафимы были ещё две старшие сестры от первого брака матери и младший брат Николай.
После окончания гимназии в городе Кишинёве Серафима провела год у старшей сестры в селе Чернолёвка Сорокского уезда. Владевший имением в этом селе Константин Фёдорович Казимир увидел в девочке театральный талант и оплатил ей первый год обучения в театральной школе. В июле 1908 года Бирман поселилась в Москве и поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов Герье и одновременно в драматическую школу Александра Адашева.
По окончании драматической школы Александра Ивановича Адашева в Москве в 1911 году, Серафима Германовна Бирман была принята в МХТ, где начала с «немых» ролей (гувернантка в «Живом трупе» Льва Николаевича Толстого и др.). С 1913 работала также в 1-й Студии МХТ, а при ее реорганизации в МХАТ 2-й (1924) перешла в этот театр и заняла одно из ведущих мест в труппе. В 1936–1938 годах и с 1959 — в театре имени МОСПС (Московского областного Совета профессиональных союзов, с 1938 — Театр им. Моссовета). В 1938–1958 годах — актриса и режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола.
Уже в ранних работах проявились свойственное ей острое ощущение сценической условности, гиперболы, склонность к экспрессивной, парадоксальной трактовке драматургических образов, гротескному сценическому рисунку. Своеобразие внешности и актерской манеры определило круг ролей Серафимы Бирман: обращение к сентиментальной лирике или открытой романтике было для нее невозможным. Актрисе были близки сферы трагифарса, трагикомедии, сложной психологической драмы.
Серафима Бирман играла в спектаклях Евгения Багратионовича Вахтангова (вдовствующая королева в «Эрике XIV» А. Стриндберга, 1921), Алексея Денисовича Дикого (Халдейка, она же Малафевна, Машка и аглицкая Меря в «Блохе» по Николаю Семеновичу Лескову, 1925), Бориса Михайловича Сушкевича (Тамара в пьесе А. М. Файко «Евграф — искатель приключений», 1926; Улита в «Тени освободителя» по произведениям Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, 1931), Ивана Николаевича Берсенева (Анна Трощина в «Чудаке» А. Н. Афиногенова, 1929; Мария Эстераг в пьесе Ш. Гергеля и О. С. Литовского «Мой сын», 1939) и др.
Серафима Бирман исполняла роль Вассы Железновой в собственной постановке по пьесе Максима Горького (1936) и в спектакле Московского театра им. Ленинского комсомола (1942), строя ее на внутренних противоречиях, противоборстве страстей. Одна из последних творческих удач Бирман — роль Карпухиной («Дядюшкин сон» по Федору Михайловичу Достоевскому, 1964). Среди режиссерских постановок: «Любовь[en] — книга золотая» Алексея Николаевича Толстого (1923), «Петербург» Андрея Белого (с Н. Татариновым и А. И. Чебаном, 1925), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1942), «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана (1943) и др.
Серафима Бирман снималась в кинофильмах «Закройщик из Торжка» (1925), «Девушка с коробкой» (1927), «Дон Кихот» (1957) и др. Лучшая роль в кино — трагический образ Ефросиньи Старицкой в картине Сергея Михайловича Эйзенштейна «Иван Грозный» (1 серия — 1945, выпуск на экран 2 серии в 1958, Сталинская премия, 1946). (А. В. Смирина)
Серафима Германовна — автор ряда книг и статей по сценическому искусству:
Режиссёрские работы:
Серафима Германовна Бирман скончалась 11 мая 1976 года в Москве.
Подробнее о Серфиме Бирман
читайте[en]
в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).
Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.:
Понравилась статья?
Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями!
Получите +1 к Карме :) |
Подпишитесь на новости:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Найти ещё что-нибудь интересное:
|
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши
дети[en]-внуки
зайдут сюда и увидят знакомое имя...
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:
Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная