Евгений Александрович Евстигнеев (1926-1992) — советский и российский[en] актер театра и кино, педагог, народный артист СССР[en] (1983). Знак зодиака — Весы.
Евстигнеев снялся в фильмах: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), «Скверный анекдот» (1966, выпуск 1987), «Зигзаг удачи» (1968), «Бег» (1970), «Собачье сердце[en]» (1988), «Демидовы» (1983), телефильме «Семнадцать мгновений весны» (1973) и др. Государственная[en] премия СССР (1974).
От слесаря до актера МХАТ
Евгений Евстигнеев родился9 октября 1926 года в Нижнем Новгороде.
В 1943-1947 Евгений работал слесарем на заводе «Красная Этна» в Горьком. В 1951 году окончил Горьковское театральное училище и до 1954 был актером Владимирского областного драматического театра. В 1956 окончил Школу-студию МХАТ и стал актером этого театра. В 1957-1970 Евгений выступал на сцене театра «Современник», играл острохарактерные драматические и комедийные роли Чернова в «Вечно живых», Короля в «Голом короле», Куропеева и Муравеева в «Назначении», Чернышева в «Декабристах», Александра II в «Народовольцах», Сатина в «На дне». Перейдя в 1970 году вслед за Олегом Ефремовым во МХАТ (с 1989 — МХАТ имени А. П. Чехова), актер участвовал как в спектаклях о современности («Сталевары», Государственная премия СССР, 1974), так и в инсценировках классики. Последней ролью Евстигнеева в театре стал Фирс из «Вишневого сада».
Работа в кино
Сниматься в кино Е. Евстигнеев начал в 1957 году (фильм «Поединок»), преимущественно в небольших ролях. Из первых киноролей актера выделяется его работа в фильме «Девять дней одного года» (1962). В 1963 году актер сыграл главную роль в картине «Никогда».
В 1960-1980-х годах Евгений Александрович был одним из самых снимаемых актеров советского кино, всего сыграл более чем в ста фильмах. Особенно богат диапазон ролей актера в комедии — от острой сатиры до тонкого лиризма. Среди комедийных персонажей Евстигнеева — Дынин («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964), режиссер драмколлектива («Берегись автомобиля[en]»), Миша («Крылья», 1966), Огородников («Старшая сестра», 1967), Калачев («Зигзаг удачи»), Корейко («Золотой теленок», 1968).
Евстигнеевские образы могут быть доведены до фарса, могут приобрести зловещий оттенок: фильмы «Гиперболоид инженера Гарина» (Гарин, 1966), «Скверный анекдот» (генерал Пралинский, 1966, выпуск на экран в 1988), «Бег» (Корзухин, 1971).
Актер блестяще исполнял роли внешне колючих и неуживчивых, а на самом деле добродушных и наивных героев: капитан Иван Терентьевич («Верность», 1965), Воробьев («Старики-разбойники», 1972), профессор Плейшнер (телесериал «Семнадцать мгновений весны», 1973), Горяев («Повесть о неизвестном актере»; на экраны страны вышел 26 сентября 1977), сторож интерната («Подранки», 1977), Иван Адамыч («Старый Новый год»[en], 1980), Василий Васильевич («Еще люблю, еще надеюсь...»), Степан Степанович («И жизнь, и слезы, и любовь», 1984), Беглов («Зимний вечер в Гаграх», 1986), профессор Преображенский («Собачье сердце», 1988).
Успешно Евгений Евстигнеев играл и роли исторических персонажей: Анатолия Васильевича Луначарского («Полтора часа в кабинете Ленина», 1968, выпуск — 1987), русских промышленников («Приваловские миллионы», 1973), Никиту Демидова («Демидовы», 1983), А. П. Бестужева-Рюмина (в трилогии «Гардемарины, вперед!», 1987, «Виват, гардемарины!», 1991, «Гардемарины-3», 1992), Ивана Грозного («Ермак», вышел в 1998), М. И. Калинина («Пиры Валтараса», 1990). (С. В. Кудрявцев)
Ещё:
Для своей матери - Марии Ивановны - Женя был поздним ребенком: когда он появился на свет, ей было 32 года. Для отца - Александра Михайловича - он не был первенцем: от первого брака тот уже имел сына-школьника.
Все свое детство и отрочество Евгений Евстигнеев провел в городе, в котором родился. Здесь он окончил школу, начал свою трудовую биографию, устроившись слесарем на завод «Красная Этна» (на этом же заводе всю свою жизнь проработала и его мать). Сильного желания стать актером у него в те годы не было, так как его мать была категорически против этой профессии. Дело в том, что сын ее мужа от первого брака работал актером в провинциальном театре, и она знала, каких мук стоила ему эта профессия. В конце концов парень умер в молодом возрасте, и эта смерть[en] сильно напугала Марию Ивановну. С тех пор она твердо решила, что ее сын Евгений никогда не будет актером. Поэтому, когда в 1942 году тот решил подавать документы в Горьковское театральное училище, мать приняла все меры, чтобы сорвать его планы. Она пришла на прием к начальнику кадров завода «Красная Этна» и буквально упросила его не отдавать ее сыну документов. И тот пошел на встречу матери.
Но судьбе все-таки было угодно, чтобы Евстигнеев стал актером. Причем произошло это совершенно случайно. В 1946 году Женя, в свободное от работы на заводе время, играл в кинотеатре на ударнике в оркестре. Играл он так виртуозно и самозабвенно, что этой своей игрой заслонял всех остальных оркестрантов и приводил публику в восторг. Во время одного из таких выступлений его приметил ректор Горьковского театрального училища Виталий Ленский. После того, как оркестранты отыграли очередную композицию, он подошел к музыканту[en] и спросил его: «Молодой человек, не хотите ли вы стать драматическим актером?» На что Евстигнеев простодушно ответил: «Я не знаю». «Тогда вот вам мои координаты, и я жду вас у себя», - продолжил Ленский и вручил парню бумажку с адресом училища.
Когда через два дня после этого Евгений Евстигнеев пришел по указанному адресу, Ленский встретил его очень радушно, предложил выучить какую-нибудь басню и сдать ему экзамен. Через несколько дней Евгений был зачислен на первый курс училища. На этот раз серьезных возражений со стороны матери нашего героя не последовало.
В 1957 году изменилась и личная жизнь Евгения: он наконец-то женился. Его избранницей стала его однокурсница по Школе-студии МХАТ, дочь известного кинооператора Б. Волчека Галина Борисовна Волчек. Вот что она вспоминает о тех днях:
«Вдруг в моей жизни появился великовозрастный выпускник Школы-студии МХАТ: старше меня на семь лет и деревнского происхождения. Он разговаривал так, что некоторые обороты его речи можно было понять только с помощью специального словаря (например, «метеный пол» в его понимании - пол, который подмели, «беленый суп» - суп со сметаной, «духовое мыло» - туалетное мыло и т.д.). Внешне мой избранник выглядел тоже странно: лысый, с длинным ногтем на мизинце, одет в бостоновый костюм лилового цвета на вырост (а вдруг лысеющий жених вытянется), с жилеткой поверх «бобочки» — летней трикотажной рубашки с коротким рукавом, у воротника поверх «молнии» величаво прикреплялся крепдешиновый галстук-бабочка. Таким явился Женя в мой дом.
Поначалу папа пребывал в смятении, потому что поддался влиянию няни, которая прокомментировала внешность моего избранника словами: «Не стыдно ему лысым ходить, хоть бы какую-нибудь шапчонку надел…»
Я же вела себя независимо и по-юношески радовалась своему внутреннему протесту против родительского стереотипного мышления. Но мной двигал не только протест, я хотела быть рядом с Женей еще и потому, что испытывала к нему целый комплекс чувств. Меня привлекала его внутренняя незащищенность. Я испытывала в некотором роде и что-то материнское, потому что он был оторван от родительского дома, от мамы, которую любил[en], но которая в силу обстоятельств дала ему только то, что могла дать, а Женин интеллектуальный и духовный потенциал был гораздо богаче. И самым важным было для меня то, что я сразу увидела в нем большого артиста, а потому личность…
Несмотря на всякие разговоры, мы поженились. Сначала был психологически сложный период в отношениях с моим отцом, его новой женой и моей няней (а жили мы все вместе в одной квартире). В какой-то момент, когда обстановка уже накалилась до предела, я заявила со свойственным мне максимализмом: «Мы уходим и будем жить отдельно!»
И мы ушли практически на улицу. Какое-то время нам приходилось ночевать даже на вокзале. Мы восемь раз переезжали, потому что снимали то одну, то другую комнату, пока не получили отдельную однокомнатную квартиру. Из-за такой бездомной жизни у нас не было ни мебели, ни скарба.
Со временем папа полюбил Женю, уважал его и снимал во всех своих фильмах, хотя бы в маленьком эпизоде. Да и няне Женя оказался близким по духу и восприятию жизни. Позже она так и не смогла полюбить моего второго мужа, для нее Женя всегда оставался «своим», а тот «чужим».
В браке Евгения Евстигнеева с Галиной Волчек 29 октября 1961 года на свет появился[en] мальчик, которого назвали Денисом (молодые тогда снимали комнатку в коммунальной квартире в доме на улице Горького). .
Между тем летом 1964 года круто изменилась личная жизнь Евстигнеева: он расстался с женой. Причем инициатива этого разрыва исходила от жены. Что же произошло тогда? Рассказывает Г. Волчек:
«Когда мы разошлись, многие не понимали, зачем и почему это произошло, уговаривали меня и Женю отказаться от подобного решения. Но это случилось. Женя вел себя достаточно тактично, чтобы сохранить наши отношения. Но я сама их разорвала. Собрала его вещи, еду, позвала в наш гостиничный номер («Современник» был тогда на гастролях в Саратове) женщину, с которой, как мне казалось, Женя встречался, и сказала: «Теперь вам не придется никого обманывать». Только через двадцать пять лет он проговорился однажды, что я не должна была так поступать».
Стоит отметить, что, в отличие от Евстигнеева, Г. Волчек в повторном браке связала свою жизнь с человеком далеким от мира искусства - с профессором строительного института Марком Раделевым. А новой его избранницей стала молодая актриса того же «Современника» Лилия Журкина. Первое время они ютились по разным углам (например, снимали комнатку у своих друзей В. Сошальского и А. Покровской в Марьиной Роще), затем, в конце 60-х, получили квартиру в доме на Сиреневом бульваре. В 1968 году у них родилась дочь Маша.
Актриса Валентина Илларионовна Талызина вспоминала о съемках с Евстигнеевым в фильме «Зигзаг удачи»:
«Был первый день съемок «Зигзага...» Должен был прийти Евстигнеев, уже известный актер. Я нервничала, робела, ведь партнер - это все... Наконец приходит Женя. Эльдар Александрович Рязанов нас знакомит. И вот тут, не знаю, почувствовал он мое волнение или не почувствовал, но, протягивая мне руку, он тихонько, как-то по-свойски сказал: «Слушай, я купил тут четвертинку, посидим потом». Я радостно с восторгом закивала и весь первый съемочный день ждала этого момента...
Через день к нам присоединился Георгий Иванович Бурков, и мы не расставались уже до окончания картины. Мы так сильно сдружились, что вся съемочная группа называла нас: «Полупанов, Фирсов и Харламов[en]» - по аналогии с неразлучными хоккеистами... Мы принимали каждый день свою дозу и прекрасно снимались до конца смены. На следующий день все повторялось...
Однажды на площадку в ярости приехал Рязанов и собрал всю группу вокруг автобуса. Он начал тихо и зловеще: «Значит, так, я ни когда не думал, что вы так плохо ко мне относитесь. И я не потерплю к себе хамского отношения. Я вам всем в театры напишу телеги, чтоб там знали, как вы себя ведете. Я уверен, что в театре вы бы себе не позволили того, что позволяете в моей картине. Это надо не иметь совести, не иметь порядочности, я не ожидал от вас, это просто ужас! Женя, мне пришлось выбрать пьяный дубль. Это стыдно, Женя! А ты, Талызина, вообще монстр!» - и ушел. В группе повисло молчание...
Мы разбрелись молча одеваться, гримироваться, опять эти полторы смены, опять так же холодно. Все идет нормально, приближаются пять часов. Я подхожу к Буркову и Евстигнееву и говорю: «Ну что?» Они молчат. Я говорю: «Ну так как же?» И Бурков, пряча глаза[en], отвечает: «Ну, ты действительно, Валька, выпьешь на копейку, а показываешь на рубль». Я говорю: «Так вы что, не дадите мне, что ли? Вы меня что, выкидываете?» И Евстигнеев сказал: «Да налей ты ей». Мы быстро приняли, и снова стало хорошо. Не помню, о чем мы говорили, но говорили много и долго. Жора философствовал. Женя что-то показывал, а я от восторга хохотала и была счастлива».
В 1986 году умерла и его жена - Лилия.
Стоит отметить, что в последние годы отношения Евгения Евстигнеева с женой были не слишком теплыми. Как вспоминает В. Талызина:
«Я наблюдала их отношения со стороны, и мне казалось, что Лилия серьезно больна[en]. Для нее было очень неприятно (по-моему, это вылилось в какой-то комплекс), что Женя имел уже фантастическую славу, а она, красивейшая женщина (она действительно была необыкновенно хороша в молодости, такая американска[en], Дина Дурбин), оставалась как бы в стороне. Тем более, что с возрастом и болезнью[en] она утрачивала шарм и очень резко реагировала, что к Жене все тянулись, хотели с ним общаться. Когда он приходил на съемочную площадку (в 1984 году снимался фильм «Еще люблю, еще надеюсь» - Ф.Р.), то все улыбались и радовались ему, а не ей. Лиля его все время подкалывала, задевала. Но он терпеливо все сносил, старался не замечать ее подковырок».
…конец 80-х запомнился Евгению Евстигнееву не только грустными событиями. В тот период изменилась и его личная жизнь: он женился в третий раз. Причем его избранница оказалась на 40 лет моложе его. Ее имя - Ирина Цивина, актриса театра Константина Райкина «Сатирикон». Сама она так вспоминает о тех днях:
«В детстве[en] я, как многие девочки, собирала портреты артистов. Когда я в начале 80-х приехала из Минска в Москву поступать в театральное училище, в моем дневнике была закладка - фотография Евстигнеева из «Невероятных приключений итальянцев в России», кадр, где он со сломанной ногой - веселый, озорной, но больной. Я не особенно берегла эту открытку и даже записала на ней какой-то телефон. Со странным чувством я вспоминаю теперь о ней - как о случайном знаке своей судьбы.
Я училась в Школе-студии МХАТ у Василия Петровича Маркова. В конце второго курса он собрал нас и объявил, что с нами будет работать Евгений Александрович Евстигнеев - ставить «Женитьбу Белугина» Александра Николаевича Островского. Для Евстигнеева был устроен специальный показ, но он ушел молча, ничего нам не сказав. Мы гадали, кого он выберет: всем хотелось работать с ним, но он был не просто знаменитость, звезда - любимый, обожаемый нами артист. Я, суеверная трусиха, нарочно не стала читать пьесу и потихоньку выспрашивала у однокурсников, о чем она, какие в ней роли. В начале третьего курса пришел Евгений Александрович и прочитал свое распределение. Мне досталась главная героиня, Елена Кармина, чего я никак не ожидала, ведь я считалась характерной актрисой. Так мы встретились впервые - как учитель и ученица…»
Буквально через год после первого знакомства Евстигнеев и И. Цивина поженились». Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1962-1980. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 173 - 174.
Семья
Первая жена (1955—1964) — Галина Борисовна Волчек (19 декабря 1933 — 26 декабря 2019) — актриса театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Народная артистка СССР (1989);
Вторая жена (1966—1986) — Лилия Дмитриевна Евстигнеева (Журкина) (1937—1986) — актриса театра «Современник», МХАТа. Прожили вместе 23 года, из них в браке 20 лет;
Дочь — Мария Евгеньевна Селянская (pод. 1968) — актриса театра «Современник»;
Внучка — Софья Максимовна Евстигнеева (Разуваева) (род. 1995) — выпускница Школы-студии МХАТ (2017), курс Е. А. Писарева. С 2017 года актриса МХТ им. Чехова;
Третья жена (1986—1992) — Ирина Константиновна Цывина (1963—2019) — актриса театра и кино.
Творчество
Радиоспектакли
Год — Автор «Название» — Роль:
1956 — В. Кожевников «Заре навстречу» (реж. С. Богомазов) — Ян Витол;
1959 — М. Бубеннов «Орлиная степь» (реж. В. Турбин) — Деряба;
1959 — А. Югов «На большой реке» (реж. В. Турбин) — Яшка Носач;
1959 — А. Мальц «Дела О’кей» (реж. Н. Александрович) — безработный;
1959 — Р. Митчелл «Жена за полкроны» (реж. М. Микаэлян) — Исайя Джонсслушать;
1959 — Е. Анучина, Н. Ромова «Новоселье» (реж. М. Микаэлян) — Яков Петрович Станицын;
1960 — А. Каххар «Птичка-невеличка» (реж. Б. Голубовский) — ведущий;
1960 — А. Гайдар «Дальние страны» (реж. Н. Литвинов) — Иван Михайлович;
1960 — И. Ретес «Город, в котором мы будем жить» (реж. М. Микаэлян) — Альфонсо;
1960 — С. Антонов «Порожний рейс» (реж. В. Турбин) — Аким;
1961 — С. Сартаков «Не отдавай королеву» (реж. В. Турбин) — Илья Шахворостов;
1961 — А. Чаковский «Дороги, которые мы выбираем» (реж. В. Турбин) — Полесский, редактор газеты;
1961 — Евгений Карпов «Сдвинутые берега» (реж. Николай Макеев) — Каспаров, начальник строительства;
1964 — Л. Жуховицкий «Я сын твой, Москва» (реж. М. Микаэлян) — Сапин;
1965 — Ю. Казаков «Поморское сердце» (реж. А. Кричко) — от автора;
1966 — В. Шукшин «Случай в бензогородке» (реж. Н. Юрченко) — Егор Иванович;
1966 — В. Кожевников «Щит и меч» (реж. С. Баранов) — Дитрих;
1967 — В. Киршон «Хлеб» (реж. Т. Заборовская) — Котихин;
1967 — Я. Рудский «95-16» (реж. В. Чернышёва) — Визнер;
1967 — М. Яриш «Остановка в пути» (реж. А. Кричко) — автомобилист;
1967 — П. Панчев «Ты ещё жив, Ромео!» (реж. Г. Аврамова) — «Главный»;
1968 — А. Саранцев «Первопечатник Иван Фёдоров» (реж. Т. Шиловская) — Иван Грозный;
1968 — И. Назаров «Сергей Лазо» (реж. В. Георгиев) — атаман Семёнов;
1968 — Л. Никулин «Операция „Трест“» (реж. Л. Пчёлкин) — Стауниц;
1968 — В. Скотт «Айвенго» (реж. Н. Александрович) — Исаак из Йорка;
1968 — Уйгун «Легенда о Фархаде и Ширин» (реж. А. Футликов) — Хысров, колдун;
1969 — Л. Сапожников «Член исполкома Коминтерна» (реж. Б. Дубинин) — чиновник;
1969 — В. Осеева «Динка прощается с детством» (реж. Е. Агуров) — шпик;
1969 —
Ю. Фучик «Репортаж с петлёй на шее» (реж. Нина Голубева, Ю. Пузырёв) — Йозеф Высушил;
1969 — А. Суров «Сергей Есенин» (реж. М. Попова) — Луначарский;
1969 — Д. Шош «Юлика» (реж. Л. Бакша-шош) — Такач;
1969 — В. Крепс, К. Минц «Клуб знаменитых капитанов. Встреча 77-я» (реж. В. Иванов) — Джон Сильвер;
1970 — В. Кин «По ту сторону» (реж. И. Мироненко) — доктор;
1970 — Р. Немировская «В феодальном поместье» (реж. Н. Корженевская) — Радхольд;
1970 — А. Кучаев «Слепая посадка» (реж. Т. Заборовская) — командир корабля;
1970 — И. Назаров «Минус один» (реж. В. Сергачев) — Фёдор Иванович Дума;
1970 — М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (реж. О. Табаков) — Король;
1971 — Л. Толстой «Братья Козельцовы» (реж. Н. Александрович) — Козельцов-старший;
1971 — Ф. Малютин «На круче» (реж. Л. Пчёлкин) — дед Данила;
1971 — Я. Домагалик «Иду к себе» (реж. Н. Корженевская) — мужчина;
1971 — А. Шерель «Феликс Дзержинский» (реж. В. Волынский) — Свердлов;
1971 — М. Лагун «Товарищ Свердлов» (реж. В. Волынский) — Свердлов;
1971 — М. Ткачёв, Ф. Берман «Волшебный жемчуг» (реж. Ф. Берман) — Звездочёт / Тигр;
1971 — О. Сергиев «Вперёд, сыны Эллады!» (реж. Л. Веледницкая) — Менон;
1971 — Б. Сарнов, С. Рассадин «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда»;
1971 — Б. Сарнов, С. Рассадин «По щучьему велению, по моему хотению»;
1972 — В. Любовцев (реж. В. Волынский) «И вечный бой» — Геринг;
1972 — Абу-Бакар «Ожерелье для моей Серминаз» (реж. Т. Заборовская) — Кадар;
1972 — Р. Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» (реж. О. Герасимов) — Барон Мюнхгаузен;
1973 — Е. Помещиков «Загадка Паноптикума восковых фигур» (реж. Т. Сапожникова);
1974 — Е. Помещиков «Детектив Иван Курашкин» (реж. Т. Сапожникова);
1974 — А. Бухов «Рассказы об Италии»;
1975 — Ги де Мопассан «Забытые свидетели» (реж. Я. Губенко) — Футляр;
1976 — О. Куваев «Территория» (реж. Я. Губенко) — Чинков;
1976 — Б. Житков «Механик Салерно» (реж. Б. Тираспольский) — Салерно;
1977 — К. Федин «Первые радости» (реж. Т. Заборовская) — прокурор;
1979 — Ю. Герман «Милиционер Иван Лапшин» (реж. В. Салюк) — Корнюха;
1980 — Л. Треер «Парадокс Симы»;
1982 — А. Чехов «Злоумышленники»;
1983 — Ф. Гладков «Цемент» (реж. Э. Кольбус);
1983 — У. Коллинз «Лунный камень» (реж. Н. Александрович) — Беттередж;
1984 — М. Пляцковский, Ф. Олин «Аз-Буки-Веди» (реж. В. Шведов) — академик Белоглавов;
1986 — З. Чернышёва «Первый президент» (реж. В. Иванов) — Потёмкин;
1986 — И. Минутко «Давно, когда была юность» (реж. Н. Бирюлина) — Иван Иванович Волков;
1987 — М. де Сервантес «Дон Кихот» (реж. Н. Александрович) — Санчо Панса[12];
1987 — П. Нилин «Испытательный срок» (реж. Н. Киселёва) — Курычев;
1987 — В. Баумерт «Мальчик из Вупперталя (Детство Фридриха Энгельса)» (реж. Ф. Тобиас) — Патер;
1988 — Л. Филатов «Про Федота-стрельца, удалого молодца» (реж. А. Горовацкий) — Царь (аудиоспектакль выпущен в 2002 году);
1988 — И. Фесуненко «Ничего, кроме правды» (реж. Э. Верник) — полковник Хименес;
1988 — Дж. К. Джером «Томми» (реж. А. Айгистов) — Питер Хоуп;
1989 — З. Чернышёва «Неутомимый» (реж. Н. Бирюлина) — Семёнов-Тян-Шанский;
1989 — А. Линдгрен «Рони — дочь разбойника» (реж. А. Айгистов) — лысый пэр;
1990 — Е. Петров, И. Ильф «Двенадцать стульев» (реж. Н. Киселёва) — отец Фёдор;
1990 — А. Аверченко «Осколки разбитого вдребезги» (реж. Е. Резникова).
Роли в театре
Год — Название — Роль:
МХАТ:
1971 — «Валентин и Валентина» М. М. Рощина — Володя;
1972 — «Сталевары» Г. К. Бокарева — Пётр Хромов;
1973 — «Старый Новый год» М. М. Рощина — Иван Адамыч;
1975 — «Медная бабушка» Л. Г. Зорина — Соболевский;
1975 — «Эшелон» М. М. Рощина — Фёдор Карлыч;
1975 — «Заседание парткома» А. Гельмана — Соломахин;
1975 — «Нина» А. Д. Кутерницкого — Желвин;
1976 — «Три сестры» А. П. Чехова — Чебутыкин;
1976 — «Иванов» А. П. Чехова — Шабельский;
1977 — «Обратная связь» А. И. Гельмана — Окунев;
1978 — «Горячее сердце» А. Н. Островского — Хлынов;
1979 — «Мы, нижеподписавшиеся…» А. И. Гельмана — Девятов;
1979 — «Кино» И. Чурки — Хайтмански;
1982 — «Чайка» А. П. Чехова — Дорн;
1985 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Серебряков;
1985 — «Серебряная свадьба» А. Н. Мишарина — Выборнов;
1987 — «Колея» В. К. Арро — Пришвин;
1987 — «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина — Табак;
1990 — «Чеховские страницы» А. П. Чехова — Чубуков (Предложение);
Владимирский областной драматический театр имени Луначарского:
1951 — «Разлом» Б. А. Лавренёва — третий матрос;
1951 — «Поют жаворонки» К. Крапивы — Володя, шофёр;
1951 — «Снежок» В. А. Любимовой — Джон;
1952 — «Иван да Марья» В. А. Гольдфельда — Княжич;
1952 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — почтмейстер Шпекин;
1952 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва — Швандя, Котов;
1953 — «Варвары» М. Горького — Притыкин;
1953 — «Ночь ошибок» О. Голдсмита — Тони Лумкинс;
1953 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира — Меркуцио;
1953 — «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского — главарь анархистов;
1953 — «Алёша Пешков» И. А. Груздева и О. Д. Форш — дядя Яков;
1953 — «Дуэнья» Р. Б. Шеридана — Мендоза;
1954 — «Порт-Артур» И. Ф. Попова и А. Н. Степанова — Иван Терешкин;
1955 — «Соперники» Р. Б. Шеридана — Энтони Эпсолют.
Театр Антона Чехова:
1990 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Фирс.
Московский театр «Современник»:
1956 — «Вечно живые» В. С. Розова — Чернов;
1957 — «В поисках радости» В. С. Розова — дядя Вася;
1958 — «Матросская тишина» А. А. Галича — Абрам Ильич Шварц (спектакль был запрещён после просмотра);
1958 — «Никто» Э. Де Филиппо — дон Чиро;
1958 — «Продолжение легенды» А. В. Кузнецова — Захар Захарович;
1959 — «Два цвета» А. Г. Зака и И. К. Кузнецова — Глухарь;
1959 — «Взломщики тишины» О. Скачкова — Роль;
1959 — «Пять вечеров» А. М. Володина — инженер;
1960 — «Голый король» Е. Л. Шварца — Король;
1961 — «Третье желание» В. Блажека — Старичок и Отец;
1961 — «Четвёртый» К. М. Симонова — Тэдди Франк;
1962 — «Старшая сестра» А. М. Володина — Мединский;
1962 — «Пятая колонна» Э. Хемингуэя — Управляющий;
1962 — «По московскому времени» Л. Г. Зорина — Ларин;
1963 — «Назначение» А. М. Володина — Куропеев — Муравеев;
1963 — «Без креста» В. Ф. Тендрякова — Отец Дмитрий;
1964 — «В день свадьбы» В. С. Розова — Алексей Салов;
1965 — «Всегда в продаже» В. П. Аксёнов — профессор Аброскин;
1966 — «Обыкновенная история» И. А. Гончарова — граф;
1967 — «Традиционный сбор» В. С. Розова — Усов;
1967 — «Декабристы» Л. Г. Зорина — Чернышёв;
1967 — «Народовольцы» А. П. Свободина — Александр II;
1967 — «Большевики» М. Ф. Шатрова — Луначарский;
1967 — «Случай в Виши» А. Миллера — Австрийский князь (спектакль запрещён после просмотра, возобновлён в 1987 году без участия Е. А. Евстигнеева);
1968 — «На дне» М. Горького — Сатин;
1970 — «Чайка» А. П. Чехова — Дорн.
АРТель АРТистов Сергея Юрского:
1992 — «Игроки-XXI», постановка Сергея Юрьевича Юрского по пьесе Н. В. Гоголя «Игроки» — Глов.
Телеспектакли
Год — Название — Роль:
1969 — Ждите моего звонка;
1972 — Былое и думы (6-я серия «Владимир-на-Клязьме») — Трензинский;
1972 — Былое и думы (8-я серия «Новгород») — чтец[en];
1972 — На дне — Сатин;
1977 — А. П. Чехов. Три сестры — Чебутыкин;
1977 — Заседание парткома — Лев Алексеевич Соломахин;
1978 — Мораль пани Дульской — Пан Дульский;
1981 — Этот фантастический мир. Выпуск № 6 (телеспектакль) («Уровень шума») — Кеннет Берг;
1983 — В городе хорошая погода… — секретарь райкома Василий Сергеевич;
1996 — Ермак — Иван Грозный (фильм закончен после смерти актёра, роль озвучена С. Арцибашевым);
Евгений Александрович Евстигнеев скончался4 марта 1992 года в Лондоне, в Великобритании[en], куда приехал, чтобы сделать операцию на сердце, но не успел. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.