Разместите статью, биографию и пр.[en]

Анатолий Луначарский Биографии / Тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Анатолий Васильевич Луначарский — биография

Анатолий Луначарский

Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) — советский политический и государственный[en] деятель, писатель, переводчик, публицист, мемуарист, критик, искусствовед, академик АН СССР[en] (1930). Знак зодиакаЗодиак (греческое zodiakos, от zoon — животное) (пояс зодиака) — совокупность зодиакальных созвездий, расположенных вдоль эклиптики — большого круга небесной сферы, по которому Солнце совершает свой видимый путь в течение года. Число зодиакальных созвездий (12) равно числу месяцев в году, и каждый месяц обозначается знаком созвездия, в котором Солнце в этот месяц находится.

Фактически из-за непрерывного перемещения точки весеннего равноденствия (примерно на 1° за 70 лет) Солнце теперь каждый месяц находится в двух смежных созвездиях зодиака, но для месяцев сохранены прежние обозначения (март — Овен и т. д. по порядку).
Стрелец.

Участник Октябрьской революции (Петроград). С 1917 года нарком просвещения. С 1929 председатель Ученого комитета при ЦИК СССР. В 1933 полпред в Испании. Выступал за латинизацию русского языка. Написал множество театральных пьес: «Королевский брадобрей», «Пять фарсов для любителей», «Вавилонская палочка», «Фауст и город», «Оливер Кромвель». Труды по истории общественной мысли, проблемам культуры, литературно-критические работы. Пьесы.

Ранние годы

Анатолий Луначарский родился 23 ноября (11 ноября по старому стилю) 1875 года в Полтаве, Российской империи, в семье чиновника. Окончил Киевскую гимназию, учился в университете Цюриха (Швейцария), на естественном и философском факультете. Во время учебы — поклонник идей как эмпириокритицизма Р. Авенариуса, так и марксизма плехановского варианта. Близко познакомился с М. М. Ковалевским, главой русской социологической школы, известным масоном.

Большевик-богоискатель

В 1899 Анатолий Луначарский возвратился в Россию[en], занялся пропагандистско-литературной деятельностью, подвергся ссылке в Вологду. Там знакомится с А. Богдановым, Н. А. Бердяевым, А. Ремизовым, Б. Савинковым и др. Особенно сближается с Богдановым, на сестре которого был женат первым браком.

В 1903 Луначарский возвращается из ссылки в Киев. Сотрудничает в газете «Киевские отклики». По вызову Ленина уезжает в Швейцарию, вступает в партию большевиков. Сближается с Максимом Горьким и создает вместе с Богдановым школу для подготовки партийных деятелей на Капри. Выпускает двухтомник «Религия и социализм», вызвавший резкое осуждение у Ленина. В 1908 выпускает вместе с Богдановым, В. А. Базаровым и Горьким «Очерки философии коллективизма». Книга подверглась резкой критике Ленина за интерпретацию идей австрийского физика и философа Э. Маха, считавшего, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению, задача науки их описать.

В 1911 Анатолий Луначарский переезжает в Париж, где создает вместе с М. Н. Покровским, Ф. И. Калининым и др. группу «Вперед». Активно участвует в полемических баталиях с меньшевиками, Г. В. Плехановым по вопросам стратегии и тактики революционной борьбы. Блестяще начитан, завязывает знакомства со многими культурными деятелями Европы. С началом первой мировой войны (First World War) входил в группу интернационалистов (вместе с Л. Троцким, Д. Мануильским, В. Антоновым-Овсеенко). В Петроград вернулся в мае 1917. В составе «межрайонцев» вошел в РСДРП (б) на VI съезде в июне 1917.

Просвещенный нарком

В октябре 1917 Анатолий Луначарский назначается наркомом просвещения, входит в состав Совнаркома. Но уже 15 ноября (2 ноября по ст.ст.) 1917, узнав о бомбардировках Кремля при установлении в Москве советской власти, подает в отставку. Мотивирует ее невозможностью смириться с разрушением важнейших художественных ценностей, «тысячью жертв», ожесточением борьбы «до звериной злобы», бессилием «остановить этот ужас». Прошение об отставке опубликовано в меньшевистской «Новой жизни». Однако Совнарком не принял его отставку, Ленин уговорил Луначарского остаться. Тогда же А. Богданов написал Луначарскому: «Мне грустно, что в это дело ввязался ты, потому что для тебя разочарование будет много хуже».

Луначарского всегда недолюбливала партийная верхушка и никогда ему полностью не доверяла. Сам он это хорошо осознавал. Он, единственный из прочих «долгожитель» Совнаркома (с октября 1917 по 1929 год), никогда не входил в состав ЦК партии. Отсюда и крайняя сложность в трактовке его позиции. О Луначарском бытует мнение и как о романтике и утописте, напоминавшем и в суровые времена о незыблемости идеалов красоты, любви[en] и добра как основах человеческой жизни. Его называют и капризным, и водевильным, и анекдотичным. Поминают, что восемь раз подавал в отставку, узнав об обстреле Кремля, упал в обморок, и то, что не шел ни на какие компромиссы. Вторым браком был женат на актрисе Малого театра, известной красавице Н. А. Розенель.

Мировоззрение Анатолия Луначарского было эклектичным. Однако это была личность, заметно выделявшаяся среди других партийных функционеров своими идейными пристрастиями, далеко не органичными российскому варианту марксизма.

Философские взгляды

Анатолий Луначарский был под огромным обаянием этических идей Иоганна Фихте, но его тайным кумиром был Фридрих Ницше. Вместе со своим другом Богдановым он популяризировал идеи Г. Спенсера, представителя позитивизма и утилитаризма в этике. Воззрения этих философов сыграли большую роль в завоевании умов общественности задолго до революции, оказали влияние и на формирование собственной системы взглядов самого Луначарского. Они позволяли ему подходить с более рационалистических позиций к формированию культурной политики советской власти, допускать фрагменты либерализма в ней. Луначарский разделял и идеи П. Наторпа, одного из лидеров марбургской школы неокантиантства.

У Фихте Анатолий Луначарский нашел конкретного адресата гуманистического призыва Песталоцци «учить всех» в лице национального государства. Фихте сформулировал объект воспитания: национальное целое — народ, конкретизируя представления Иммануила Канта и Песталоцци о задаче воспитания рода человеческого в целом, добавив при этом, что любовь к нации и вера в нацию соединяет не только с национальным целым, но и со всем родом человеческим. Период пребывания Луначарского на посту наркома просвещения отмечен наибольшим вниманием к этнокультурным особенностям российского общества. Им будут заложены основы для развития национальных систем образования многих народов СССР. Анатолий Луначарский был единственным наркомом просвещения, считавшим себя русским наркомом, который не в праве решать за наркома просвещения украинского[en], татарского, иного другого. После его ухода такие представления о равной значимости культур, их уникальности будут искоренены из политической практики.

Педагогические установки

Луначарский способствовал деятельности петроградской группы реформаторов, стремившихся сохранить в содержании образования российской школы роль не политизированного и не идеологизированного знания. Благодаря ему российская школа в 20-е годы многие учебные предметы преподавала по дореволюционным, так называемым «игнатьевским» программам. Он не признавал идей Крупской о главенстве «производительного труда» в школе, подчеркивая, что «школа все-таки есть школа», а К. Маркс был далек от признания производительного труда в ней как экономической необходимости для страны.

В принципах руководства культурной сферой Луначарский пытался реализовать идею П. Наторпа о том, что государство должно управляться советами специалистов, реализовывать социализм не массы, а науки[en] и разума, не механически-политический, а органически корпоративный социализм. Это, по Луначарскому, и есть противоположность бюрократическому механизму абсолютистского государства.

Конечно, эти идеи Анатолию Луначарскому реализовать не удалось. Однако их присутствие в его мировоззрении и мировосприятии и делает его одной из самых противоречивых фигур в большевистском руководстве, наиболее подверженной критике со всех сторон. Но именно его избрал адресатом своих знаменитых писем В. Короленко, ибо понимал — Луначарский один из немногих, способных понять их содержание.

Комиссар и писатель

А. Луначарский не избежал магнетизма мировой революции, интернационализма. Прекрасный оратор, он был пламенным трибуном. Об этом свидетельствуют и его литературные произведения («Фауст и Город»), конъюнктурные, откровенно поданные на злобу дня, достаточно слабые с профессиональной точки зрения. Но Луначарский с его противоречивостью был тем должностным лицом, у которого искали защиты (и иногда находили) многие представители интеллигенции в годы жесточайшего террора Гражданской войны. Нужно видеть и то, что партийным комиссаром в Наркомпрос был назначен М. Н. Покровский, а финансовые вопросы отданы под контроль Е. А. Литкенса.

Луначарский играл роль связующего моста с западным культурным миром. У него были обширные связи с большинством европейской культурной элиты. В Москву приезжали или переписывались с наркомом А. Барбюс, Г. Уэллс, Б. Шоу, А. Гидаш, Р. Роллан, Э. Синклер, Б. Келлерман, С. Цвейг и другие деятели литературы и науки.

В 1929 году Луначарский снят с поста наркома просвещения. Это год «великого перелома», начатого Иосифом Виссарионовичем Сталиным и отразившегося и на сфере культуры. Наркомпрос возглавил военный А. Бубнов, покончивший с эклектикой «либерала» Луначарского.

Последние годы жизни

12 сентября 1929 Луначарский был назначен председателем Комитета по заведованию учеными и учебными заведениями ЦИК СССР, занимается литературной работой. Известны его работы по общетеоретическим вопросам культуры, особенно художественной, литературоведению, театроведению, эстетике, педагогике. Он избирается академиком АН СССР.

В 1933 Луначарского назначили послом в Испании. По дороге в Ментоне он умер[en]. (Т. Ю. Красовицкая)

Литературные труды А. В. Луначарского

Его сочинения в хронологическом порядке

Анатолий Васильевич Луначарский скончался 26 декабря 1933 года в Ментоне, во Франции.

Подробнее об Анатолии Луначарском читайте[en] в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная