Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей
Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) — русский[en] писатель, публицист, литературный критик, философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, учёный, переводчик. Один из идеологов революционного движения в России и родоначальник народничества. Знак зодиака — Рак.
Николай Чернышевский родился24 июля (12 июля по ст.ст.) 1828 года в Саратове. До 14-летнего возраста учился дома под руководством отца. В детстве имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг[en]. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию, проучившись там три года. В 1846 году поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.
В 1853 году Николай Гаврилович познакомился в Ольгой Сократовной Васильевой, которая стала впоследствии его женой. После свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.
В 1856-1862 годах один из руководителей журнала «Современник»; в области литературной критики Н. Чернышевский развивал традиции Виссариона Григорьевича Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в политических связях с Александром Ивановичем Герценом и составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон», заключен в Петропавловскую крепость.
В 1864 Николай Чернышевский был приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Восточной Сибири. В 1883 году переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Чернышевский считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества, для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах «Что делать?» (1863) и «Пролог» (около 1867-1869 годов).
Подробнее:
Коля Чернышевский родился в семьесвященника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, затем преподавал в Саратовской гимназии. В 1853 переехал в Петербург и сотрудничал в журналах «Современник» и «Отечественные записки».
В 1855 Николай Гаврилович защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». В 1862 был арестован (по обвинению в сношениях с революционерами-эмигрантами) и около двух лет находился в заключении в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к каторге и ссылке в Сибирь. Свыше двух десятилетий Н.Г. Чернышевский провел в тюрьме, нерчинских рудниках, вилюйской ссылке. В 1883 ему было разрешено поселиться в Астрахани, а в 1889, за полгода до смерти[en], он переехал в Саратов. Наиболее значительным литературным произведением Чернышевского был роман «Что делать?», написанный им в заключении.
Созданные Чернышевским образы «новых людей» — молодых революционеров — оказали огромное влияние на радикальную российскую интеллигенцию и прежде всего на революционно настроенную молодежь.
Создатель утопического социалистического учения, Чернышевский был убежден, что в результате крестьянской революции Россия, минуя капитализм, станет на путь развития, ведущий к социализму. Он считал, что именно русская община даст возможность стране сразу перейти к социализму. Среди российских революционных идеологов Николай Чернышевский выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. Никакой «чистой науки[en]» для него не существовало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности: «Политические теории, да и всякие вообще философские учения, создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ».
Николай Гаврилович Чернышевский причислял себя к материалистическому направлению в философии, однако и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял философ, необходимо смотреть «так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются — начинается жизнь природы».
В своей теории «разумного эгоизма» Николай Гаврилович дал своеобразную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики: критерий морали — достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Его концепция «разумного эгоизма» оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности». «Новые люди» в его романе «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как «удовольствие». Обращение Чернышевского к морали было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа.
В области эстетики Николай Гаврилович отвергал «искусство для искусства», руководствовался принципом «прекрасное есть жизнь», ставя красоту в реальности выше красоты в искусстве. (В. В. Сербиненко)
Произведения Николая Гавриловича Чернышевского
Переводы
1858—1860 — «История восемнадцатого столетия и девятнадцатого до падения Французской империи» Фридриха Кристофа Шлоссера;
1860 — «Основания политической экономии Джона Стюарта Милля» (со своими примечаниями);
1861 — Непочтительность к авторитетам. По поводу 'Демократии в Америке' Токвиля;
1861 — Барским крестьянам от их доброжелателей поклон;
1862 — В изъявление признательности Письмо к г. Зарину;
1862 — Письма без адреса;
1878 — Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.
Знаменитые цитаты и афоризмы Николая Чернышевского
Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу — все рабы.
Без войны никакой народ ни от какого чужого ига не освобождается.
Без приобретения чувств гражданина ребенок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера.
В жизни[en] есть только одно несомненное счастье — жить для другого.
Благосостояние общества уменьшается существованием невежественных, безнравственных или ленивых людей в обществе; эти вредные качества в людях могут быть устранены только двумя способами: заботою о том, чтобы каждый человек получал надлежащее воспитание, и обеспечением человека от нужды.
Богатство — вещь, без которой можно жить счастливо. Но благосостояние — вещь, необходимая для счастья.
Для измены родине нужна чрезвычайная низость души.
В правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.
В чем разумность уважения к ученым? — В том, что уважение к ним — лишь видоизменение уважения к науке, любви[en] к знанию, любви к истине; лишь перенесение этих чувств на наши чувства к отдельным людям.
Вот, говорят, путешествие — лучшее средство образовать себя во всем: правда, точно правда! Как многому тут научишься.
Здоровье[en] никогда не может потерять своей цены в глазах[en] человека, потому что и в довольстве, и в роскоши плохо жить без здоровья.
Впрочем, бывают случаи, в которых вред воспрещаемого более велик, чем вред воспрещения. В таких делах принудительные меры оправдываются разумом и предписываются совестью, конечно, с оговоркой, что они не будут более суровы или стеснительны, чем необходимо для пользы.
Знание возбуждает любовь: чем больше знакомишься с наукою, тем больше любишь ее.
Все настоящее, хорошее приобретено борьбой и лишениями людей, готовивших его; и лучшее будущее должно готовиться точно так же.
Где нет жизни — нет идеи; где нет бесконечного разнообразия — нет жизни.
Деятельность человека пуста и ничтожна, когда не одушевлена идеею.
Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма.
Добр тот, кто делает хорошее для других; зол — кто делает дурное для других. Соединим теперь эти простые истины и в выводе получим: «добрым человек бывает тогда, когда для получения приятного себе он должен делать приятное другим; злым бывает он тогда, когда принужден извлекать приятное себе из нанесения неприятности другим».
Добро и разумность — два термина, в сущности, равнозначащие: что с теоретической точки разумность, то с практической точки зрения — добро; и наоборот — что добро, то непременно и разумно.
Добро — это как будто превосходная степень пользы, это как будто очень полезная польза.
Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны.
Если из круга моих наблюдений, из сферы действия исключены гражданские мотивы, что остается наблюдать мне? В чем остается участвовать мне? Остается хлопотливая сумятица отдельных личностей с личными узенькими заботами о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах.
Жизнь так широка и многостороння, что в ней человек почти всегда найдет досыта всего, искать чего чувствует сильную и истинную потребность.
Жизнь: потому что с нею связаны все наши радости, все наше счастье, все наши надежды.
Каждому известно, что если муж и жена живут согласно и счастливо, то взаимная привязанность их усиливается с каждым годом и, наконец, достигает такого развития, что они буквально «не могут жить друг без друга».
Подобно силам природы, сила страсти выказывается тем, как велики сокрушаемые ею препятствия, на которые гневно обращается она.
Кем довольны все, тот не делает ничего доброго, потому что добро невозможно без оскорбления зла.
Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей.
Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство.
Когда речь идет о принудительных мерах для предотвращения вреда, то ясно само собою, что не годится предотвращать менее значительный вред нанесением более значительного.
Кто не испытывал, как возбуждает любовь все силы человека, тот не знает настоящей любви.
Труд должен быть сообразен силам человека. Он дурен, то есть неприятен тогда, когда превышает их.
Личное счастье невозможно без счастья других.
Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них.
Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности.
Честь — одна и та же у женщин и мужчин, девушек, замужних женщин, стариков и старух: «не обманывай», «не воруй», «не пьянствуй»; только из таких правил, относящихся ко всем людям, слагается кодекс «чести» в правдивом смысле слова.
Никакое положение не оправдывает бездействия; всегда можно делать что-нибудь не совершенно бесполезное; всегда надобно делать все, что можно.
Я говорю, конечно, лишь о хороших матерях, говоря, что для сыновей полезно иметь матерей своими интимными друзьями.
Нас очаровывает все, в чем проявляется наш идеал, цель и предмет наших желаний и нашей любви.
Наша цивилизация еще только начинается, и мы не в силах представить себе, даже при самом пылком воображении, до какой власти над природой доведет она нас.
Не довольно того, что просвещение приносит народу и благосостояние, и могущество: оно доставляет человеку такое душевное наслаждение, с которым ничто не может сравниться. Каждый образованный человек чувствует это и всегда скажет, что без образования жизнь его была бы очень скучна и жалка.
Нелепо приниматься за дело, когда нет сил на него. Испортишь дело — выйдет мерзость.
Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоническом развитии организма и здоровья.
Нельзя не проникнуться мелочностью воли тому, кто живет в обществе, не имеющем никаких стремлений, кроме мелких житейских расчетов.
Никакое внешнее принуждение не может поддержать человека ни на умственной, ни на нравственной высоте, когда он сам не желает держаться на ней.
Никогда еще не совершал ничего великого человек, не одушевленный страстной преданностью.
Одной честности мало для того, чтобы быть правым и полезным; нужна также последовательность в идеях.
Отвергать прогресс — такая же нелепость, как и отвергать силу падения.
Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ.
Право жить и быть счастливым — пустой призрак для человека, не имеющего средств к тому.
Принуждение по самой сущности своей вредно: оно приносит огорчение стесняемому и наказываемому, оно портит его характер, возбуждает в нем досаду на запрещающих и наказывающих, вводя его во враждебные столкновения с ними.
Справедливость требует вступаться за людей страдающих. Хороши ли они? — Речь не должна идти о том, пока они страдают.
Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан.
Пуста и бесцветна бывает жизнь только у бесцветных людей, которые толкуют о чувствах и потребностях, на самом деле не будучи способны иметь никаких особенных чувств и потребностей, кроме потребности рисоваться.
Рассудителен только тот, кто добр, и ровно настолько, насколько добр.
Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: «Я недовольна тобой, прочь от меня»; смотри на нее так, и она будет внушать тебе такое же поэтическое чувство, как невеста.
Талант дает всякому двойную цену.
У кого не уяснены принципы, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха.
У нравственных наук готов теоретический ответ почти на все вопросы, важные для жизни, но во многих случаях у людей недостает еще средств для практического исполнения того, что указывает теория.
Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная — от грубости и пошлости.
Фантазия, когда ее картины ярки, действует на чувства с большой энергиею.
Дурные средства годятся только для дурной цели.
Характер человека больше всего выказывается в том, какого рода отдых легче и приятнее для него.
Человеку трудящемуся разорительна всякая война; полезна для него только та война, которая ведется для отражения врагов от пределов отечества.
Чувство собственного достоинства развивается только положением самостоятельного хозяина.
Характер средств должен быть таков, как характер цели, только тогда средства могут вести к цели.