Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
7 декабря родились[en]: Федор Матвеевич Апраксин, Пьетро Масканьи
Скончались[en]:
Цицерон Марк Туллий, Иннокентий IV, Роберт Листон

Раскол Народные традиции и приметы / Фамилии / Гороскопы / Тесты/ Знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Оглавление / Имена - главная

Церковный раскол

Раскол

Раскол — это отделение от Русской православнойПравославие — одно из основных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 году Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9-11 веках. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 году с началом разделения христианской церкви на католическую и православную. Постепенно разделилось на нескольких автокефальных церквей. На Руси с конца 10 века (см. Крещение Руси), с 1448 года Русская православная церковь. В Российской Федерации православные составляют большую часть верующих. церкви (РПЦ) части верующих, не признавших церковной реформыРеформа (французское reforme, от латинского reformo — преобразовываю) — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально — нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование. церковно-политического деятеля России 17 века Никона 1653-1656; религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 века. Поводом для возникновения раскола послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 году начал проводить патриарх русской церкви Никон с целью укрепления церковной организации.

За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой практике, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по унификации московской богословской системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия». Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие считали, что русская церковь сохранила «древлее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Другие члены кружка (Стефан Вонифатьев, Фёдор Михайлович Ртищев), к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриархаПатриарх — (греч. patriarches — родоначальник):

1) Глава, старейшина рода, родовой общины, семьи. В переносном смысле — долгожитель, всеми уважаемый человек (глава семьи, старейший представитель какой-либо отрасли науки, искусства и т. п.).

2) Ветхозаветные родоначальники еврейского народа, жившие до Моисея.
православных церквей Украины и России (вопрос об их воссоединении, в связи с нарастанием Освободительной борьбы украинского народаНарод — население государства, единая социально-экономическая и политическая общность независимо от деления на национальные общности. В общем смысле понятие «народ» означает обособленную от других национально-культурную общность, границы расселения которой обычно не совпадают с государственными границами. В этом смысле термин «народ» синонимичен понятиям «нация» или «этническая общность». против польских поработителей, приобрёл в это время важное значение) и укрепление их связей с восточными автокефальными православными церквами.

При поддержке царяЦарь (от латинского caesar — цезарь, титул римских императоров) — в России и Болгарии официальное название (титул) монархов. В России титул царя впервые принял Иван IV Грозный (1547). С 1721 года русские цари приняли титул императоров, но неофициально существовал и титул царя. В Болгарии монархи носили титул царя до провозглашения республики (1946). Алексея Михайловича Никон начал проводить исправление русских богослужебных книг по современным им греческим образцам и изменил некоторые обрядыОбряд — традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью (см. Погребение, Инициации), называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды — календарными. (двоеперстие было заменено троеперстием, во время церковных служб «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды и так далее). Нововведения были одобрены церковными соборамиСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает тенденции господствующего архитектурного стиля своего времени.

Наиболее известны соборы Парижской богоматери, святых Петра в Риме, Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Кельнский собор в Германии.

В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм.
1654 — 1655 годов. В течение 1653 — 1656 годов на Печатном дворе шёл выпуск исправленных или вновь переведённых богослужебных книг.

Перов В.Г. Никита Пустосвят. Спор о вере. 1880-1881 годы.
Перов В.Г. Никита Пустосвят. Спор о вере

Хотя эта реформа затрагивала лишь внешнюю, обрядовую сторону религииРелигия (от латинского religio — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам)., но в условиях господства в обществеОбщество в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству, у Гегеля). религиозной идеологииИдеология (от идея и logos — слово, учение) — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания. эти изменения получили значение большого события. К тому же определенно выявилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления властиВласть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов. патриарха. Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия». Аввакум и Даниил подали царю записку в защиту двоеперстия и о поклонах во время богослужения и молитвМолитва:

1) Обращение верующего к божеству.

2) Канонизированный текст обращения.
. Затем они стали доказывать, что внесение исправлений по греческим образцам оскверняет истинную веру, так как греческая церковь отступила от «древлего благочестия», а её книги печатаются в типографиях католиков.

Иван Неронов, не касаясь обрядовой стороны реформы, выступил против усиления власти патриарха и за демократизацию церковного управления. Столкновение между Никоном и защитниками «старой веры» приняло резкие формы. Аввакум, Иван Неронов и другие идеологи раскола подверглись жестоким преследованиям.

Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, что привело к возникновению движения, названного "Расколом". Часть низшего духовенстваДуховенство — служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы)., видевшая в сильной патриаршей власти лишь орган эксплуатации, выступая за «старую веру», протестовала против увеличения феодального гнёта со стороны церковной верхушки. К движению примкнула и часть высшего духовенства, недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии (епископыЕпископ (греческое episkopos) — в православной, католической, англиканской церкви высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с 4 века): патриархи, митрополиты (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископы. — коломенский Павел, вятский Александр), некоторые монастыри. Призывы сторонников «старой веры» получили поддержку отдельных представителей высшей светской знати. Но большую часть сторонников «старой веры» составляли посадские люди и особенно крестьяне. Усиление феодально-крепостнического гнёта и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе.

Объединению в движении столь разнородных социальных сил способствовала противоречивая идеология раскола. ИдеализацияИдеализация — представление чего-либо лучшим, чем есть в действительности; наделение качествами, соответствующими идеалу. и защита старины, ненависть к новому, проповедь национальной ограниченности и принятия мученического венца во имя «старой веры» как единственного пути к спасению души сочетались в идеологии движения с резкими обличениями в религиозной форме феодально-крепостнической действительности.

Московский воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. Лубок начала 19 века, приписываемый Михаилу Григорьеву
Московский воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание

Различным слоям общества импонировали различные стороны этой идеологии. В народных массах живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении «последнего времени», о воцарении в мире антихристаАнтихрист — в христианской мифологии противник Христа, который явится накануне «конца мира» и будет Христом побежден., о том, что царь, патриарх и все власти поклонились ему и выполняют его волюВоля — способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.. Раскол стал одновременно и знаменем консервативной антиправительственной оппозиции церковных и светских феодалов, и знаменем антифеодальной оппозиции. Народные массы, становясь на защиту «старой веры», выражали этим свой протест против феодального гнёта, прикрываемого и освящаемого церковью.

Массовый характер движение Раскол приобрело после церковного собора 1666 — 1667 годов, предавшего старообрядцев анафемеАнафема (греч. Anathēma) — в христианстве церковное проклятие, отлучение от церкви., как еретиковЕретик — приверженец Ереси.

Ересь — (от греческого hairesis — особое вероучение) — в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшего развития достигли в средние века. Среди наиболее значительных: ереси павликиан, катаров, вальденсов, лоллардов, таборитов; в России — стригольников. В переносном смысле — отклонение от чего-либо принятого в обществе за неоспоримое; заблуждение.
, и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъёмом в стране антифеодальной борьбы; раскольное движение достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами движения стали представители низшего духовенства, порвавшие с государственной церковью, а церковные и светские феодалы отошли от него.

Главной стороной идеологии раскола и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения «старой веры» и спасения души) от зла, порожденного антихристом. В наиболее фанатичных направлениях этого движения возникла практика «огненных крещенийКрещение — одно из христианских таинств. Обряд, означающий приобщение к церкви (человека погружают в воду, обливают или кропят водой).» (самосожжений). Увлекаемые проповедью расколоучителей многие посадские люди, особенно крестьяне, бежали в глухие леса Поволжья и Севера, на южные окраины государства, в Сибирь и даже за границу, основывали там свои общиныОбщина — форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма — соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества. Община обладает полным или частичным самоуправлением.

В дореволюционной России община была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после Крестьянской реформы 1861 — собственником земли). В ходе Столыпинской аграрной реформы общинное землевладение заменялось частным крестьянским.

Общиной называют также древние исторические общности: городская коммуна, религиозная, профессиональная, земляческая община.
. Это был массовый уход простых людей от выполнения не только новых церковных обрядов, но и феодальных повинностей.

Правительство в 1681 году отмечало умножение «церковных противников», особенно в Сибири. Оно при активном содействии православной церкви жестоко преследовало старообрядцев. В 70 — 80-е годы 17 века в идеологии раскола более важное место, чем прежде, стали занимать обличения, вскрывавшие отдельные социальные пороки общества. Некоторые же идеологи движения, в частности Аввакум и его соратники по ссылке в Пустозёрском остроге, перешли к оправданию активных антифеодальных выступлений, объявляя народные восстания небесным возмездием царской и церковной власти за их действия. Часть сторонников «старой веры» приняла активное участие в Крестьянской войне под предводительством Степана Тимофеевича Разина 1670 — 1671 годов. Соловецкое восстание 1668-1676 годах, возникшее как движение в защиту «старой веры», переросло в крупное антифеодальное выступление против государственной власти. Значительной была роль сторонников «старой веры» в Московском восстании 1682 года и в других антифеодальных выступлениях.

В конце 17 — начале 18 веков после поражения антифеодальных восстаний произошёл спад движения. Этому способствовала и политикаПолитика (греческое politika — государственные или общественные дела, от polis — государство) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.
, проводимая правительствомПравительство — высший коллегиальный исполнительный орган государства, возглавляется главой государства (президентом) или премьер-министром (канцлером, председателем совета или кабинета министров). В разных странах правительство имеет различное название: Совет министров (Франция, Италия, Польша), Кабинет министров (Великобритания, Узбекистан), Государственный совет (Китай). Правительство может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным. Петра I, ослабившая преследования староверов, но установившая для них повышенное налоговое обложение. С 18 века в идеологии Раскола начали исчезать обличения социальных пороков действительности и усиливатся её консервативные стороны. Провозглашение Емельяном Ивановичем Пугачевым лозунгаЛозунг (немецкое Lozung) — призыв, выражающий в краткой форме руководящую идею, задачу, требование. борьбы за «старую веру» способствовало вовлечению масс в антифеодальную крестьянскую войну. Последователи раскола — старообрядцы разделились на несколько толков и согласий — поповщину, беспоповщину и др. (В. С. Шульгин)

Виды раскола

  • 1) Иерархическое разделение церкви по национально-политическим причинам;
  • 2) Самовольное уклонение от единства богопочитания) — schism, dissidence, dissension, dissent, cleavage, rent, split;
  • Великий раскол — great schism;
  • Глубокий и бескомпромиссный раскол между группами в русском православии — a deep and unbridgeable cleavage between different aspects of Orthodoxy in Russia;
  • Между ирландскими и англискими монахамиМонах — член религиозной общины, давший обед вести акестическую жизнь. произошёл раскол — dissention broke out between the Irish and English monks;
  • Участвовать в расколе — to schismatize.

Литература про церковный раскол

«Молитва», исп. Валерий Владимирович Ободзинский
«Молитва», исп. Александр Борисович Градский
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)