Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
3 декабря родились[en]: Джозеф Конрад, Михаил Ильич Кошкин, Годар Жан Люк
Скончались[en]:
Василий III Иванович, Сергей Нечаев, Афанасий Фет, Александр Кайдановский

Аввакум протопоп Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Аввакум Петрович — биография протопопа

Мученик Аввакум. Икона 20 в.
Мученик Аввакум. Икона 20 в.

Аввакум Петрович — протопоп, один из основателей русского[en] старообрядчестваСтарообрядчество — религиозное движение, возникшее в России в середине 17 века во время реформы православной церкви — унификации церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном. Противники реформ Никона отделились от официальной церкви под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, «древлего благочестия»., писательПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения., идеолог раскола в Русской православной церкви, священника Русской православной церкви. Знак зодиака — Стрелец.

Его перу принадлежат такие великие сочинения, как: «Житие», «Книга бесед», «Книга обличений», «Книга толкований» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, исповедальной прозыПроза (от латинского prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы.

Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 века выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.
и вольного образного словаСлово — одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств. В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава; значения; морфологического строения; словообразовательного характера; участия в той или иной парадигме; принадлежности к какой-либо части речи; роли в предложении; стилистической функции; происхождения.. Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедникомИсповедники — разряд святых, к которому Православная церковь причисляет христиан, претерпевших гонения (в т. ч. во время иконоборчества) за веру, но, в отличие от мучеников, оставшихся в живых.. Протопоп — это старший священник (поп, ИерейИерей — официальное название православного священника, первоначально в греческом языке — жрец. В Русской православной церкви иереями называют младших священников в белом духовенстве. В официальной обстановке к иерею принято обращаться «Ваше благословение».). Устаревшее название протоиерея.

Аввакум родился 25 ноября 1620 года в селе Григорово, Княгининского уезда (а ныне Большемурашкинского района Нижегородской области). Его отец (Петр, сын Кондратьева) был сельским священникомСвященник (иерей, поп) — православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному ведению богослужения; официальное обращение — «Ваше преподобие», бытовое (разговорное) — «отец», «батюшка». Торжественное название — пресвитер. Старший священник называется протоиереем.. В 1646 — 1647 годах, находясь в Москве, был связан с «кружком ревнителейРевность — мучительное сомнение в чьей-либо верности, любви. благочестия» и стал известен царюЦарь (от латинского caesar — цезарь, титул римских императоров) — в России и Болгарии официальное название (титул) монархов. В России титул царя впервые принял Иван IV Грозный (1547). С 1721 года русские цари приняли титул императоров, но неофициально существовал и титул царя. В Болгарии монархи носили титул царя до провозглашения республики (1946). Алексею Михайловичу.

«Кружок ревнителей благочестия»  — кружок духовных и светских лиц, группировавшихся в конце 40 — начале 50-х годов 17 века вокруг духовника царя Алексея Михайловича Стефана Вонифатьева. В него входили: Фёдор Михайлович Ртищев, новоспасский архимандритАрхимандрит (греческое archimandrites) — старший монашествующий сан 2-й степени священства (перед епископом), обычно его имеют настоятели православных монастырей. Никон (позднее — патриарх), настоятель Казанского собораСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает тенденции господствующего архитектурного стиля своего времени.

Наиболее известны соборы Парижской богоматери, святых Петра в Риме, Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Кельнский собор в Германии.

В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм.
Иван Неронов, протопопы Аввакум, Логгин, Лазарь, Даниил.

Члены «Кружка...» выделялись своей образованностью. Их объединяло стремление поднять авторитетАвторитет (от латинского auctoritas — власть, влияние) — общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти. церкви и усилить её влияние на народные массыНарод — население государства, единая социально-экономическая и политическая общность независимо от деления на национальные общности. В общем смысле понятие «народ» означает обособленную от других национально-культурную общность, границы расселения которой обычно не совпадают с государственными границами. В этом смысле термин «народ» синонимичен понятиям «нация» или «этническая общность».. Организация ставила своей целью борьбу с недостатками и пороками среди духовенстваДуховенство — служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы)., возрождение церковныхЦерковь (от греческого kyriake (oikia), буквально — божий дом) — специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих («верных»), в котором осуществляется единение человека с Богом через совместное участие в «таинства» (прежде всего евхаристии).

Универсальный («вселенский»), «кафолический» («соборный») характер церкви как мистического «тела Христова» и «полноты Святого Духа» делает невозможным ее отождествление ни с какой этнической, политической и другой общностью (племенем, нацией, государством).
проповедей и других средств воздействия на массы. Благодаря поддержке царя, который внимательно относился к советам своего духовника, «Кружок ревнителей благочестия» фактически стал правителем русской церкви. Со вступлением Никона на патриарший престолПрестол (трон) (греческое thronos) — богато украшенное кресло на специальном возвышении — место монарха во время официальных приемов, торжественных церемоний; символ монархической власти. (1652) кружок распался. Многие его члены стали активными деятелями раскола.

В 1652 году Аввакум был протопопом в городе Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве.  Он резко выступил против церковной реформыРеформа (французское reforme, от латинского reformo — преобразовываю) — преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений); формально — нововведение любого содержания, однако реформами обычно называют более или менее прогрессивное преобразование. патриархаПатриарх — (греч. patriarches — родоначальник):

1) Глава, старейшина рода, родовой общины, семьи. В переносном смысле — долгожитель, всеми уважаемый человек (глава семьи, старейший представитель какой-либо отрасли науки, искусства и т. п.).

2) Ветхозаветные родоначальники еврейского народа, жившие до Моисея.
Никона, за что он в 1653 году был сослан со своей семьей город в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 году царь, стремясь примирить Аввакума Петровича с официальной церковью, вызвал его в Москву. Но протопоп не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церковными нововведениями. В челобитнойЧелобитная (от «бить челом») — в делопроизводстве России 15 — начала 18 веков — прошение, жалоба, донос («изветы»), заявление. Челобитные подавались и адресовались отдельными лицами и коллективами дворян, посадских людей, крестьян в центральные и местные государственные учреждения, на имя царя, помещикам и вотчинникам, церковным иерархам. царю он обвинил Никона в ересиЕресь (от греческого hairesis — особое вероучение) — в христианстве течения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. Наибольшего развития достигли в средние века. Среди наиболее значительных: ереси павликиан, катаров, вальденсов, лоллардов, таборитов; в России — стригольников. В переносном смысле — отклонение от чего-либо принятого в обществе за неоспоримое; заблуждение..

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме
Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме

Вдохновенные выступления против Никона привлекли к Аввакуму многочисленных сторонников, в том числе из среды знати (боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова и другие). В 1664 году Аввакум был сослан в Мезень. В 1666 году его вызвали в Москву и на церковном соборе расстригли, предали анафемеАнафема (греч. Anathēma) — в христианстве церковное проклятие, отлучение от церкви. и в 1667 сослали в Пустозерский острог.

Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе Аввакум не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал главные произведения: «Книгу бесед», «Книгу толкований», «Житие» (между 1672 и 1675) и другие.

Отстаивая старую веру, протопоп в своих сочинениях резко обличал пороки представителей официальной церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с которой они проводили реформу церковных обрядовОбряд — традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью (см. Погребение, Инициации), называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды — календарными.. В борьбе со сторонниками Никона он обличал царскую властьВласть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов., самого царя, его слуг (воевод и пр.). Популярность Аввакума была столь велика, что обличительные проповеди его находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. В распространении его сочинений участвовала даже тюремная стража. Становясь на сторону «старой веры», они выражали этим протест против феодального гнёта. Однако формы борьбы, которые предлагал Аввакум, были реакционны: самосожжение, религиозный фанатизм, проповедь конца света.

Он был выдающимся писателем своего времени. «Житие» Аввакума является одним из замечательных произведений древнерусской литературыЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
. Он сумел превратить традиционный жанр «Жития» в автобиографическую повесть. Яркость образов и характеристик людейХарактеристика — описание характерных, отличительных качеств, черт кого-чего-либо., сочность и непосредственность живого русского языкаРусский язык — язык русских, официальный язык Российской Федерации. Относится к восточной группе славянских языков, входящих в индоевропейскую семью языков. Официальный язык ООН. Используется как язык межнационального общения в бывших союзных республиках СССР.

Число говорящих на русском языке св. 250 млн. человек (1990). Письменность на основе русского алфавита, восходящего к кириллице.
захватывают читателя. (И. А. Булыгин)

Ещё:

Аввакум Петрович, протопоп Юрьевца Поволжского, известный расколоучитель XVII века. Родился в селе Григорове (теперешней Нижегородской губернииГуберния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 года. Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. К 1917 году было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам. В 1923-1929 годах вместо губерний созданы края и области., Княгининского уезда). Отец его, священник Петр, «прилежаше пития хмельного»; воспитанием детей занималась мать, Марья, женщина благочестивая, сумевшая передать детям свою религиозность. Вероятно, под ее влиянием в Аввакуме с юных лет и стало замечаться известное аскетическое настроениеНастроение — целостная форма жизнеощущения человека, общее состояние его переживаний. Сфера настроения неоднородна, простираясь от нерасчлененно переживаемого общего жизненного «тонуса» человека («приподнятое» или «подавленное» настроение) до таких отчетливо выраженных форм, как, напр., скука, печаль, страх, отчаяние или, напротив, радость, надежда, увлеченность.; ей он был обязан до некоторой степени и своею книжностью.

Земляками будущего протопопа были патриарх Никон, Иоанн Неронов, Павел, епископЕпископ (греческое episkopos) — в православной, католической, англиканской церкви высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы (епархии, диоцеза). Иерархическое деление епископов (с 4 века): патриархи, митрополиты (часть из которых имеет титул архиепископа) и собственно епископы. коломенский, Иларион, архиепископ рязанский — все те лица, с которыми ему впоследствии и суждено было встречаться на общественном поприще.

Женившись на односельчанке, Настасье Марковне, Аввакум на 21-м году был рукоположен в дьяконыДьякон (греческое diakonos), в православии — лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе (песнопения, чтения молитв). Старший дьякон называется протодьяконом., а в 1643 или 1644 году был поставлен в священники. Добросовестное, ревностное отношение к делу привлекло к нему многих из его духовных детей, но некоторых вооружило против него. Особенно были характерны столкновения его с какими-то «начальниками» в селе Лопатицах, где он был попом: его били, «до смерти[en] задавили», в него стреляли и, наконец, его выгнали из села в 1646 году.

После этого Аввакум бежал в Москву, где нашел покровительство у царского духовника, Стефана Вонифатьева, и у Ивана Неронова. Возвратился в Лопатицы, но в 1648 году снова был изгнан оттуда и появился в Москве. Здесь он прожил до 1652 года и, вероятно, принимал деятельное участие в преобразовательных работах кружка Вонифатьева, в установлении единогласного наречного пенияПение — вокальное искусство; различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное; камерное — концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучее — кантилена; декламационное — речитатив; колоратурное). Пение без слов — вокализ. и во введении устной проповеди.

Священномученик Аввакум (в центре) со священномучениками коломенским епископом Павлом, диаконом Феодором, инком Епифанием, иереем Лазарем. Старообрядческая икона 18 в.
Священномученик Аввакум (в центре) со священномучениками коломенским епископом Павлом, диаконом Феодором, инком Епифанием, иереем Лазарем. Старообрядческая икона 18 в.

Назначенный в 1652 году протопопом в Юрьевец, Аввакум Петрович пробыл в этом городе всего лишь 8 недель; его проповеди и настойчивое проведение единогласия подняли против него местных жителей, и ему снова пришлось спасаться в Москве. Как раз около этого времени патриархом стал Никон, который вскоре разошелся со своими прежними друзьями из кружка Вонифатьева.

В 1653 году вышла первая новоисправленная книга, и были изданы распоряжения против двуперстия и о сокращении числа земных поклонов за великопостной молитвойМолитва:

1) Обращение верующего к божеству.

2) Канонизированный текст обращения.
Ефрема Сирина. Против этих новшеств протестовал Аввакум и костромской протопоп Даниил: они подали челобитную царю, и тогда началась открытая борьба членов Вонифатьевского кружка с Никоном. Несколько месяцев спустя Аввакум был посажен в тюрьмуТюрьма — место отбывания тюремного заключения, а также содержания лиц, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу. при Андроньевом монастыре, а затем его выслали в Тобольск.

Через два года пришел указ об отправке его на Лену, а в 1656 году его назначили в экспедицию Афанасия Пашкова в Даурию. Поход Пашкова был сопряжен был со всевозможными лишениями; приходилось переносить холод и голод, подвергаться нападениям инородцев. Аввакум Петрович, кроме того, не раз испытывал на себе гнев «озорника»-воеводы, который однажды избил его до потери сознанияСознание — человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности..

В 1662 году по ходатайству московских друзей он был возвращен из ссылки. И снова он принялся энергично проповедовать против «ереси Никоновой». В городах и селах, в церквах и на торжищах, раздавалась его страстнаяСтрасть:

1) Сильная любовь, сильное чувственное влечение.

2) Сильно выраженное чувство, воодушевленность.

3) Крайнее увлечение, пристрастие к чему-либо.
речьРечь — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. и имела огромное влияние на народ. В 1664 году он добрался до столицы и был принят боярами, врагами Никона, «яко ангелАнгелы (от греческого angelos — вестник) — в иудейской, христианской, мусульманской мифологиях бесплотные существа, посредники между богом и людьми.». Чрезвычайно милостиво отнесся к нему и царь Алексей Михайлович, приказавший поселить его в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. «В походы, — рассказывал Аввакум, — мимо двора моего ходя, кланялся часто со мною низенько-таки, а сам говорит: благослови де меня и помолися о мне! И шапку в ину пору мурманку, снимаючи с головы, уронил, едучи верхом! А из кареты высунется бывало ко мне».

Но его дорога и пути его покровителей были разные: они боролись лично против Никона — Аввакум шел против Никонова дела, его церковных преобразований, с которыми бояре убеждали его примириться. Для него компромиссКомпромисс (от латинского compromissum) — соглашение на основе взаимных уступок. был невозможен; колебание его могло быть только минутным. Ободренный своей фанатичной женоюЖена — женщина по отношению к мужчине, с которым она состоит в официальном браке (к своему мужу)., он ревностно обличал «еретическую блудню». Во всех действиях раскольнической общины он принимал в это время самое энергичное участие: он стоял в её главе, как один из самых смелых и талантливых борцов за правую, старую веру, как популярный проповедник, вполне понятный народу по своему языкуЯзык (естественный язык) — хранящаяся в сознании человека сложная система правил, в соответствии с которыми происходит речевая деятельность, т.е. порождение и понимание текстов.

Всякий текст является (материальным) объектом, передающим (нематериальный) смысл. Смысл возникает в сознании человека, но не может быть непосредственно доступен другому человеку: не существует способа проникнуть в мысли других людей, поскольку они не материальны, т.е. не могут быть восприняты ни одним из наших органов чувств. Язык как раз и является средством «материализации» мыслей: превращаясь в тексты, получая материальную «оболочку» (или языковую субстанцию), мысли становятся доступны для восприятия и могут быть поняты другим человеком.
, необыкновенно образному и реалистичному. До его ссылки вождем протеста был Неронов, но он ослабел, боясь быть под клятвою вселенских патриархов.

Хотя старообрядцы и любили[en] Неронова, авторитет его среди них был уже подорван. Кроме Аввакума, не было никого, кто мог бы занять место Неронова. Это время может считаться самой горячей порой деятельности протопопа. Пользуясь большой свободой, он действовал и словом, и писаниями: где можно, он вступал в споры с «никонианами», писал против них обличительные послания, подавал царю челобитные об отмене «еретических» новшеств.

Царь и бояре сильно смущались «огнепальной» ревностью Аввакума. «Не любо им стало, — замечал протопоп, — как опять я стал говорить. Любо им, как молчу, да мне так не сошлось».

Высшие духовные власти, видя сильный успех пропагандыПропаганда (от лат. propaganda — подлежащее распространению) — распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более узком смысле — политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов. Аввакума, решили принять меры против него и просили государя о его высылке, так как он «церкви запустошил». В августе 1664 года он был отправлен в ссылку в Пустозерск, но до этого острога не доехал и более года прожил на Мезени, продолжая свою противониконианскую пропаганду. В 1666 году он был привезен в Москву на суд вселенских патриархов. Расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками, романовским попом Лазарем, диакономДьякон (греч. Diakonos) — в православии — лицо, имеющее первую, низшую степень священства; помощник священника, участвующий в церковной службе (песнопения, чтения молитв). Старший дьякон называется протодьяконом. Федором и инокомИнок — монашеский чин (инокиня — монахиня).

В православии инок занимает промежуточное положение между послушником и монахом. Инок, хотя и носит часть монашеских одеяний, но еще не дал монашеских обетов, не прошел обряда схимы. Он волен прекратить свое послушничество и вернуться к мирской жизни, что для монаха по православным законам уже невозможно.

В русской православной церкви инока называют рясофором (носящим рясу), его облачение состоит из рясы, клобука, четок.

В широком смысле иноком могут называть православного монаха любого чина.
Епифанием, он в следующем году был отправлен в Пустозерск, где вскоре по прибытии был заключен в «земляную тюрьму».

Несмотря на тягостные условия жизни в Пустозерске, Аввакум продолжал свою борьбу за старую веру: из этого отдаленного уголка на всю Россию раздавалась его страстная, могучая речь. То он обращался к властям с увещанием обратиться к старой вере, то писал к своим единомышленникам, ободряя их, возбуждая их фанатизм, призывая к страданиям за истинную веру, наставляя их, как устроить свою жизнь, разрешая различные их недоумения. И так продолжалось до 14 апреля 1681 года, когда он, за «великие на царский дом хулы», был сожжен вместе с Лазарем, Федором и Епифанием.

Сочинения протопопа Аввакума, количество которых доходит до 60 штук, можно распределить, помимо его автобиографии, на три разряда:

  • 1) истолковательные беседы;
  • 2) челобитные и
  • 3) полемические и поучительные послания к отдельным лицам или к группам почитателей.

Автобиография Аввакума весьма любопытна: она была написана как житие святогоСвятой:

1) В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью.

2) В христианстве и некоторых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы.
, «да незабвению предано будет дело Божие». Она должна подтвердить, что его дело есть дело Божие — а это лучше всего доказывается чудесными знамениями. Отсюда было множество сообщений о чудесах, бывших с Аввакумом, и их общий смыслСмысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение. — освящение свыше его мненийМнение — суждение, выражающее оценку чего-либо, отношение к кому или чему-либо, взгляд на что-либо и деяний: Бог наказывает врагов старой веры и помогает верным ее исповедникам.

При всех житийных прикрасах, к которым нужно отнести и неопределенность в обозначении лиц, места и времени, «Житие» Аввакума представляет из себя весьма значительную ценность как исторический источник, характеризуя как и самого протопопа, так и московское обществоОбщество в широком смысле — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле — исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (например, общество, противопоставленное государству, у Гегеля). середины XVII века в его отношении к никоновым преобразованиям. Уже в «Житии» проявился его замечательный реализмРеализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный):

1) В философии — идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая Схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский рекализм 20 в.).

2) В литературе и искусстве — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов (см. Метод художественный) — например просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм. Эти методы, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства.
, который еще ярче в его истолковательных беседах на Святое Писание. Прямо поразительно уменье Аввакума применяться к пониманию своей паствы (паства — это верующие, прихожане какой-либо церкви), и если иногда его выражения и образы грубы, то подобная грубость вполне соответствовала уровню духовного развития людей, к которым он обращался (для примера можно привести сравнение Адама и Евы из Библии после грехопадения с пьяницами).

Челобитные Аввакума подавались царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу, которых он пытается склонить на сторону поклонников старины: сперва как бы дружески уговаривал царей, а затем выступал с резким обличением.

Сожжение протопопа Аввакума. П. Е. Мясоедов
Сожжение протопопа Аввакума. П. Е. Мясоедов

Что касается его посланий к последователям, то, независимо от фактического материала — наставлений об устроении жизни старообрядческой общины, об отношениях с никонианами, о разных обрядовых тонкостях, они имеют особенно важное значение по выражаемому в них настроению: Аввакум не знал в деле веры никаких уступок и подобную же огнепальную ревность стремился возбудить и в своих единомышленниках. Позже были написаны иконы протопопа с его сотоварищами. Он звал их на страдания, которые рисовал поэтическими чертами:

«А в огне том здесь небольшое время терпеть, — аки оком мигнуть, так и душа выскочит. Боишься пещи той? Дерзай, плюнь на нее, не бойся! До пещи той страх; а егда в нее вошел, тогда и забыл вся. Егда же загорится, а ты увидишь Христа и ангельские силы с Ним, емлют душу ту от телес, да и приносят ко Христу: а Он-Надежа благославляет и силу ей дает божественную, не уже к тому бывает, но яко восперенна, туды же со ангелы летает, равно яко птичка попархивает, — рада, из темницы той вылетела».

Старообрядческий крест на месте сожжения протопопа Аваакума

Старообрядческий крест на месте сожжения протопопа Аваакума

Такие картины сильно действовали на воображениеВоображение (фантазия) — психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение. последователей протопопа: они смело шли на страдания, и некоторые из них явились первыми проповедниками самосожжения. (А. Бороздин, «Новый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»)

Аввакум погиб 24 апреля (14 апреля по старому стилю) 1682 года. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками он был сожжён в срубе.

В 1991 году на пустозёрском городище староверы из Риги установили памятный крест, а 27 апреля 2012 староверы-поморцы рядом с крестом освятили часовню в память Пустозёрских мучеников.

5 июня 1991 года в селе Григорово Нижегородской области был открыт памятник Аввакуму.

Ч. 1Антология Нижнегородской прозы и поэзии. Ведущая — Марина Земцова. Рассказывает Дмитрий Юрьевич Кривцов, кандидат исторических наук, доцент кафедры историографии и источниковедения Нижнегородского государственного[en] университета им. Николая Ивановича Лобачевского.
Ч. 2
Ч. 3

Более подробно о протопопе Аввакуме читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)