Музыка существует для выражения главного и необъяснимого
Александр Борисович Градский — советский и российский[en] певец, мультиинструменталист, автор песен, поэт и композитор. Один из основоположников русского рока. В общей сложности написал более 200 песен. Знак Зодиака — Скорпион.
Заслуженный деятель искусств России (1997). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1999). Народный артист России (1999). Народный артист Приднестровской Молдавской Республики (2014).
Александр Градский родился3 ноября 1949 года в городе Копейске, в Челябинской области. Его отец — Борис Градский работал инженером на заводе, мама — Тамара Павловна была артисткой драматического театра. В свое время ее приглашали играть во МХАТ, но она вынуждена была отказаться и уехать вместе с мужем на Урал, куда его распределили после окончания института на один из заводов. В Москву Градские вернулись в 1957 году. Однако ввиду чрезмерной занятости родителей (отец работал на заводе, мать руководила театральными кружками, а затем была литературным сотрудником в журнале "Театральная жизнь") Александр несколько лет жил за городом, у бабушки, в деревне Расторгуево Бутовского района. Только в 1961 году он переехал в Москву, на Вторую Мосфильмовскую улицу. Гранит среднего образования Градский «грыз» в школе № 76.
Проча своему сыну карьеру классического музыканта, мать отдала его в 7-летнем возрасте еще в одно учебное заведение — Гнесинскую музыкальную школу по классу скрипки.
Рассказывает Александр Борисович: «Я находился в привилегированном положении: мой дядя, танцор в фольклорном ансамбле Моисеева, часто ездил на Запад (тогда это была редчайшая возможность) и привозил оттуда настоящие пластинки. И вот в эти годы я впервые получил возможность слушать эти высококачественные пластинки на фирменной аппаратуре. Мне это сразу понравилось. Особенно Элвис Пресли тогда был очень хорош. Запомнились и первые блюзы.
На фото: в составе группы "Скоморохи":
Была еще пластинка Луи Армстронга, и была пластинка саксофониста Стена Гетца, ну и другие вещи. Всего пять или шесть пластинок. Короче говоря, благодаря дядиным пластинкам и дядиной роскошной заграничной стереосистеме с великолепным звучанием у меня появилась возможность в лучшем виде представить себе самую модерновую, по тем понятиям, музыку[en], в то время как здесь был период совершенного неведения. Я начал имитировать услышанное лет в двенадцать: ставил диски и пел вместе с Пресли и прочими.
Когда мне было тринадцать, я пошел в студию «звуковых писем» на улице Горького и записал там «Тутти-Фрутти» Литл Ричарда. До сих пор эта вещь где-то у меня валяется. Но рок-н-ролл не был для меня всем. Я учился в музыкальной школе, и там мы слушали Шаляпина и Баха. Дома я «попугайничал» не только с американскими хитами, но и подпевал Леониду Утесову и даже Клавдии Шульженко. Я любил[en] советские музыкальные фильмы, особенно «Волга-Волга», «Веселые ребята», «Карнавальная ночь».
Короче, я хотел петь, но в голове творился полный сумбур. И так было до 1963 года - тогда я впервые услышал «Битлз». Пришли эти ребята и сразу же поставили все на место. До них была только прелюдия. К тому же в 64-м папа купил мне желанный магнитофон — «Яузу-5».
«Первые столичные рок-группы состояли в основном из иностранцев — студентов МГУ, занимавшихся в университетском интерклубе. Наиболее известными рок-группами начала 60-х считались: «Экватор», состоявшая из студентов-индонезийцев, и «Тараканы», костяк которой составляли студенты из Польши. В 1965 году в составе последнего коллектива пробовал свои силы и 16-летний Александр Градский (он играл на семиструнной ритм-гитаре и исполнял несколько песен, в основном на английском, хотя была в его репертуаре и одна русскоязычная — знаменитая песня Арно Бабаджаняна «Твист в Москве»)». Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. Их любят, о них говорят. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 584-585.
Ещё:
В 1958-1965 Саша учился в музыкальной школе по классу скрипки. Рано увлекся западной современной музыкой (Элвис Аарон Пресли, Билл Хейли, Элла Фицджеральд, Луи Армстронг; чуть позднее — The Beatles). Наряду с этим увлекался советской эстрадой (Марк Наумович Бернес, Клавдия Ивановна Шульженко, Лидия Андреевна Русланова) и оперным вокалом (Энрико Карузо, Мария Каллас, Беньямино Джильи, Федор Иванович Шаляпин). Все это разнообразие увлечение проявилось впоследствии в манере сочинительства и исполнительства музыканта.
В 1965 образовал вокально-инструментальную группу «Славяне» (третью по счету в истории советской рок-музыки), а год спустя — группу «Скоморохи». Группа первой в СССР[en] стала опираться исключительно на собственный репертуар, а не на исполнение хитов The Beatles и Rolling Stones. В 1969 Градский поступил в Музыкально-педагогический инситут имени Гнесиных на факультет сольного пения. В 1971 «Скоморохи» были удостоены гран-при Всезоюзного фестиваля в Горьком. Группа и сам Градский приобрели известность; они начали записываться на радио и гастролировать по стране.
В 1973 года кинорежиссер Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский предложил Градскому участвовать в создании его фильма «Романс о влюбленных» в качестве певца, автора песен, части стихов и всей музыки. Картина вышла на экраны в 1974 году. Вскоре был выпущен первый сольный альбом Градского с музыкой из этого фильма. В том же году музыкант закончил институт имени Гнесиных, а в 1975 поступил в Московскую консерваторию в класс композиции Тихона Николаевича Хренникова.
В дальнейшем Александр Борисович занимался сольной деятельностью, а также участвовал в многочисленный музыкальных проектах. В начале 1970-х годов он создал цикл композиций на стихи Роберта Бернса и Уильяма Шекспира, своеобразную энциклопедию рок-стилей от блюза до рок-н-ролла.
Градский является автором первой советской рок-оперы «Стадион» (памяти Виктора Хары) (1973), музыки к первому отечественному рок-балету «Человек» (по роману Джозефа Редьярда Киплинга).
Александр Градский — автор музыки более чем к 20 художественным фильмам, нескольким десяткам документальных и мультфильмов. Выпустил 10 долгоиграющих дисков, автор нескольких рок-опер и рок-балетов, множества песен. Исполнил партию Звездочета в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Золотой петушок».
В 2003 году Градский выпустил этапный диск «Хрестоматия», в записи которого приняли участие многие известные инструменталисты, симфонический оркестр и детский хор. Периодически выступает в концертах и выпускает диски, записанные в собственной студии.
О Боби Дилане:
Марина Коташенко
Мнение о музыканте Боби Дилане — лауреате Нобелевской премии по литературе с формулировкой «for having created new poetic expressions within the great American song tradition» («за создание нового поэтического языка в великой американской песенной традиции»), которую американец получил в 2016 году:
– Дилан – замечательный сонграйтер. Он один из столпов американской действительности и культуры. При этом, один из немногих, кого ценят и почитают во всем мире. Решение очень неожиданное, поскольку, как известно, Нобелевский комитет не очень-то жалует современных исполнителей. Видимо, они, как и я, причисляют Боба Дилана к выдающимся деятелям музыкального и поэтического искусства. Я чрезвычайно рад, что это произошло.
Семья
Александр Борисович был женат три раза.
Свой первый брак он назвал «молодёжным поступком». Его первой женой стала Наталья Михайловна Градская.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997);
Лауреат Государственной премии РФ (1999);
Народный артист Российской Федерации (1999);
Народный артист Приднестровской Молдавской Республики (2014);
Лауреат Премии Владимира Высоцкого «Своя колея» «за творческую бескомпромиссность и огромный созидательный талант, за служение добру и красоте» (2019).
2014 — «Александр Градский. Обернитесь» (документальный фильм к 65-летию А. Градского).
Видеоклипы:
1987 — Замыкая круг;
2007 — Замыкая круг;
Композиторская фильмография:
1974 — Романс о влюблённых;
1976 — Солнце, снова солнце;
1977 — Легенда о старом маяке (мультфильм);
1977 — Принцесса и Людоед (мультфильм);
1978 — Поговорим, брат…;
1978 — Догони-ветер (мультфильм);
1978 — Алмазная тропа;
1979 — Камертон;
1979 — Охота;
1980 — Бумеранг;
1985 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Пожар;
1986 — В одну-единственную жизнь;
1988 — Перевал (мультфильм);
1989 — Узник замка Иф;
1989 — Рок и фортуна;
1989 — Искусство жить в Одессе;
1989 — Стереотипы (мультфильм);
2000 — В августе 44-го…;
Наследники Прометея (ТВ).
Дискография
Приглашённый исполнитель:
1972: Давид Тухманов — Как прекрасен мир (песни: «Джоконда», «Жил-был я»).
Студийные альбомы и миньоны:
1973 — Поёт Александр Градский (стихи Р. Бёрнса, Н. Асеева, А. Градского, В. Сауткина на музыку А. Градского, запись 1969—1972 гг.);
1974 — Романс о влюблённых (стихи Б. Окуджавы, Н. Кончаловской, А. Градского, Н. Глазкова на музыку А. Градского, запись 1973 г.);
1976 — Александр Градский поёт песни из кинофильма «Солнце, снова солнце» (запись 1976 г.);
1977 — А. Градский поёт песни из кинофильма «Моя любовь на третьем курсе» (запись 1976 г.);
1978 — Александр Градский и ансамбль «Скоморохи» (стихи Р. Бёрнса и А. Вознесенского на музыку А. Градского, запись 1971—1974 гг.);
1979 — Поёт Александр Градский (стихи Р. Бёрнса, Н. Асеева, А. Градского, В. Сауткина на музыку А. Градского, запись 1969—1972 гг.);
1979 — Только ты верь мне (стихи и музыка А. Градского, запись 1972 г.);
1980 — Русские песни (вокальная сюита на тему русских народных песен, музыка, стихи и аранжировка А. Градского, запись 1976—1978 гг.);
1980 — Нам не жить друг без друга (запись 1980 г.);
1981 — Птица счастья (запись 1980 г.);
1984 — Сама жизнь (вокальная сюита на стихи Поля Элюара, музыка А. Градского, запись 1981 г.);
1985 — Стадион (рок-опера в двух действиях и четырёх картинах, либретто и стихи М. Пушкиной и А. Градского, музыка А. Градского, запись 1983—1985 гг.);
1986 — Звезда полей (вокальная сюита на стихи Николая Николая Рубцова, музыка А. Градского, запись 1982 г.);
1987 — Сатиры (вокальная сюита на стихи Саши Чёрного, музыка А. Градского, запись 1980 г.);
1987 — Давайте начнём (музыка А. Градского и Д. Денвера, стихи Д. Денвера и С. Тисдейл, запись 1985—1986 гг.);
1987 — Утопия Александра Градского (вокальная сюита на стихи Р. Бёрнса, П. Шелли, П. Беранже, музыка А. Градского, запись 1979 г.);
1987 — Размышления шута (вокальная сюита на стихи В. Шекспира, Р. Бёрнса, Н. Асеева, А. Вознесенского, А. Градского, В. Сауткина, музыка А. Градского, запись 1971—1974 гг.);
1988 — Ностальгия (вокальная сюита на стихи Владимира Набокова, музыка А. Градского, запись 1984 г.);
1988 — Человек (рок-балет, музыка А. Градского, запись 1987 г.);
1989 — Монте-Кристо (стихи и музыка А. Градского, запись 1987 г.);
1989 — Концерт-сюита (стихи и музыка А. Градского, запись 1979—1987 г.);
1990 — Экспедиция (стихи и музыка А. Градского, запись 1990 г.);
1991 — Metamorphoses (запись 1991 г.);
1994 — Несвоевременные песни (стихи и музыка А. Градского, запись 1990 г.);
1994 — Фрукты[en] с кладбища (стихи и музыка А. Градского, запись 1991 г.);
1995 — The fruits from the cemetery;
1996 — Золотое старьё;
2003 — Хрестоматия (стихи А. Градского, Н. Олейникова, Д. Леннона, П. Маккартни, В. Блейка на музыку А. Градского, Т. Вейца, А. Джексона, К. Брукса, Д. Кука, Р. Данн, С. Уандера, запись 2003 г.);
2003 — Песни для Иры (Стихи А. Градского, В. Блейка, Н. Олейникова на музыку А. Градского, А. Джексона, К. Брукса, Д. Кука, Р. Данн, запись 2003 г.);
2009 — Мастер и Маргарита (рок-опера в двух действиях и четырёх картинах, либретто А. Градского по роману Михаила Афанасьевича Булгакова, стихи и музыка А. Градского, запись 1979—2009 гг.);
2011 — Неформат (стихи и музыка А. Градского, запись 2010—2011 г.);
2014 — Романсы (запись 2010—2011 гг.).
Сборники:
1996 — Коллекция Александра Градского;
1997 — Легенды русского рока. Александр Градский и группа «Скоморохи»;
2011 — «Избранное» Александра Градского.
Концертные альбомы и видео:
1996 — ЖИВьЁМ в «России» (запись 17 марта 1995 года в ГКЗ «Россия», г. Москва);
2000 — ЖИВьЁМ в «России» — 2 (запись 3 ноября 1999 года в ГКЗ «Россия», г. Москва);
2004 — ЖИВьЁМ в «России» — 2. Юбилейный видеоконцерт (запись 3 ноября 1999 года в ГКЗ «Россия», г. Москва);
2010 — ЖИВьЁМ в «России». Юбилейный видеоконцерт (запись 17 марта 1995 года в ГКЗ «Россия», г. Москва);
«Театр» (сл. С. Чёрного) из вокальной сюиты «Сатиры»;
«Только раз бывает в жизни встреча» (Б. Фомин — П. Герман) Романс;
«Фото со мной и с тобой» (муз. и сл. А. Градского);
«Южная прощальная» (муз. и сл. А. Градского);
«Я — Гойя» (сл. А. Вознесенского);
«Яростный стройотряд» (А. Пахмутова — Н. Добронравов) из к/ф «Моя любовь на третьем курсе»;
«Я умру[en] в крещенские морозы» (сл. Н. Рубцова) из вокальной сюиты «Звезда полей»;
«Замыкая круг» (К. Кельми — М. Пушкина) — исп. в группе рок-музыкантов (Крис Кельми, Юрий Горьков, Андрей Макаревич, Константин Никольский, Жанна Агузарова, Александр Ситковецкий, Валерий Сюткин, Виталий Дубинин, Сергей Минаев, Ованес Мелик-Пашаев, Александр Монин, Григорий Безуглый, Евгений Маргулис, Марина Капуро, Павел Смеян, Анатолий Алёшин, Андрей Давидян, Юрий Давыдов, Александр Иванов, Александр Кутиков, Дмитрий Варшавский, Артур Беркут). (Википедия[en])и др.)
Песни в исполнении Градского
«Южная прощальная»
«Кино»
«Песня рыбы - Пилы»
«Колыбельная», (на рождение дочери. Стихи Уильям Блейк)
«Молитва»
«Every breath you take»
«Песня про Олимпиаду 2014»
«Hey Jude», с Jazz Dance Orchestra
«Будет ласковый дождь»
«Тоска» - ария Каварадосси
«Хард-Рок (очень тяжелый Р)»
«О собаках»
Видео
Как молоды мы были:
Песня о друге:
В сентябре 2021 года артист перенёс COVID-19[en], был ослаблен после болезни[en]. 26 ноября 2021 года был доставлен в одну из московских клиник с подозрением на инсульт.
Александр Борисович Градский скончался28 ноября 2021 года в 02:10 в реанимации больницы, в Москве от инфаркта головного мозга (по сообщению РЕНТ ТВ).
Церемония прощание с артистом состоялось 1 декабря 2021 г. в московском театре «Градский холл», в котором он служил художественным руководителем с момента его основания. Гражданская панихида началась в 10:00 по московскому времени и закончилась около 12:40. Похоронен в тот же день на Ваганьковском кладбище Москвы.
Подробнее об Александре Градском читайте[en] в литературе:
Додолев Евгений Юрьевич. Александр Градский: The Голос. — М.: Рипол-классик, 2013. — ISBN 978-5-386-05582-0;
Алексеев А. С. Кто есть кто в российской рок-музыке. — М.: АСТ: Астрель: Харвест, 2009. — С. 132, 133. — ISBN 978-5-17-048654-0 (АСТ). — ISBN 978-5-271-24160-4 (Астрель). — ISBN 978-985-16-7343-4 (Харвест);
Леско Марина. Александр Градский: «Камбурова мне всегда была интереснее Пугачёвой» // Собеседник: газета. — М., 2002. — № 49. — С. 09;
Додолев Е. Градский не выдержал // Музыкальная правда: газета. — М., 2000. — № 12. — С. 01;
Шахматова Е. Градский монолог // Московская комсомолка: газета. — М., 1999. — № 1. — С. 4.