Регистрация и покупка Долей компании SkyWay

Максим Горький Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Максим Горький — биография

Максим Горький

Да не о том думай, что спросили, а о том - для чего? Догадаешься - для чего, тогда и поймешь, как надо ответить

Максим Горький (настоящие имя и фамилия — Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) — русский советский писатель и публицист, основоположник литературы социалистического реализма, литературный критик, родоначальник советской литературы. Знак зодиака — Овен.

Наверное, ни один писатель в мире не знал такой прижизненной славы, как М. Горький. В его честь был переименован Нижний Новгород, названа улица в Москве, два крупнейших театра, теплоход, крейсер, самолёт, Литературный институт.

Большой резонанс имел сборник «Очерки и рассказы» (т. 1-3, 1898-1899), где носителями новой, «свободной» морали были изображены (не без влияния ницшеанства) т. н. босяки. В романе «Мать» (1906-1907) Горький сочувственно показал нарастание революционного движения в России[en]. Выявив разные типы жизненного поведения обитателей ночлежки (пьеса «На дне», 1902), поставил вопрос о свободе и назначении человека.

В «окуровском» цикле (роман «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910-1911) — пассивность, косность уездной русской жизни, проникновение в нее революционных настроений. В публицистической книге «Несвоевременные мысли» (отдельное издание 1918) резко критиковал взятый Владимиром Ильичём Лениным курс на революцию, утверждал ее преждевременность, разрушительные последствия.

Автобиографическая трилогия Максима Горького: «Детство» (1913-1914), «В людях» (1915-1916), «Мои университеты» (1922). Литературные портреты, воспоминания. Многообразие человеческих характеров в пьесах («Егор Булычов и другие», 1932), в незавершенном романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» (т. 1-4, 1925-1936). За границей и после возвращения в Россию[en] оказывал большое влияние на формирование идейно-эстетических принципов советской литературы (в т. ч. теории социалистического реализма). (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Алексей Пешков родился 28 марта (16 марта по старому стилю) 1868 года в Нижнем Новгороде. Его отец — М. С. Пешков, был столяром-краснодеревцем, мать — В. В. Каширина, дочь владельца красильни. Рано потеряв отца, Алёша подростком начал тяжёлую жизнь «в людях». Работал грузчиком, пекарем. Занимался самообразованием. Участвовал в нелегальных народнических кружках, вёл пропаганду среди рабочих и крестьян. После ареста в 1889 году находился под надзором полиции. В 1888 — 1889 и 1891 — 1892 годах странствовал по России.

12 сентября 1892 года опубликовал первый рассказ — «Макар Чудра». Войти в литературу Горькому помог писатель Владимир Галактионович Короленко. В очерках и фельетонах 90-х годов Максим бичевал «хозяев жизни», мещан, защищал интересы бедноты, рабочих. Его «Очерки и рассказы» (т. 1 — 3, 1898 — 1899) вызвали небывалый отклик в России и за рубежом.

Выразитель революционного подъёма рабочего класса, Горький уже в 90-е годы развивал лучшие традиции реализма и романтизма 19 века. В реалистических рассказах о народе («Коновалов», «Челкаш», «Супруги Орловы», «Кирилка» и др.) писатель изображал ростки нового социально-политического сознания, мечты о справедливости и — незрелость протеста, бунтарство одиночек. Легендарно-аллегорические, романтические образы молодого Горького («Старуха Изергиль», 1895; «Песня о Соколе», 1899; «Песня о Буревестнике», 1901) с их пафосом «безумства храбрых» звали к революционному подвигу.

Идейно-общественные искания привели писателя в конце 19 — начале 20 веков к марксизму. Он солидаризируется с направлением ленинской «Искры», участвует в революционном движении. В прокламации (1901) о разгоне студенческой демонстрации призывал к свержению царизма. По делу о подпольной типографии он был выслан в 1901 в Арзамас.

В. И. Ленин в «Искре» протестовал против преследований «европейски знаменитого писателя...» (Полное собрание сочинений, 5 издание, том 5, с. 369). На рубеже 19 — 20 веков в романах и пьесах М. Горького начинается формирование социалистического реализма. В романе «Фома Гордеев» (1899) он дал типичные характеры русской буржуазии, её идеологов (Яков Маякин) и отщепенцев (Фома), а из народной массы впервые выделил пролетариат. В романе «Трое» (1900) трагической участи бедняка Лунева, ставшего собственником, противопоставлен путь рабочего Грачева, нашедшего правду в социалистическом кружке. В 1899 — 1900 годах писатель познакомится с Львом Николаевичем Толстым и Антоном Павловичем Чеховым, высоко ценившими его талант, сближается с Московским Художественным театром, поставившим его пьесы «Мещане» и «На дне».

Вокруг издательства «Знание» Максим Горький объединил демократических писателей-реалистов (Александр Серафимович Серафимович, Александр Иванович Куприн, Степан Гаврилович Скиталец, Иван Алексеевич Бунин, Викентий Викентьевич Вересаев и др.). В годы революционного подъёма постановки пьес Горького стали общественным событием, вызывали демонстрации против царизма. В «Мещанах» (1901) русский рабочий впервые предстал как новый герой истории. В пьесе «На дне» (1902), рисуя страдания отверженных, сброшенных капитализмом на «дно» жизни людей, писатель показал вред христианского гуманизма, утешающей лжи. В монологе Сатина («На дне») и в философско-лирической поэме «Человек» (1903) Максим воспел величие человека, его творческий разум. В пьесах «Дачники» (1904), «Дети солнца» и «Варвары» (обе — 1905) он осуждает омещанившуюся либо замкнувшуюся в сфере «чистой» науки интеллигенцию и призывает мастеров культуры творить для народа.

Горький принял активное участие в революционных событиях 1905 года. За прокламацию 9 января 1905 с призывом свергнуть самодержавие был заключён в Петропавловскую крепость (освобожден под давлением мировой общественности). Летом 1905 вступил в партию большевиков. Участвовал в организации первой большевистской легальной газеты «Новая жизнь», руководимой В. И. Лениным. 27 ноября 1905 в Петербурге впервые встретились Горький и Ленин.

В дни Декабрьского вооружённого восстания 1905 года в Москве Горький снабжал рабочие дружины оружием и деньгами. В начале 1906 по поручению партии он нелегально выехал в Америку[en], где, несмотря на травлю, агитировал в поддержку русской революции. Очерки и памфлеты писателя «В Америке» и «Мои интервью» (оба — в 1906) разоблачали фальшь буржуазной демократии.

В годы Революции 1905 — 1907 годов Горький создал выдающиеся произведения социалистического реализма. В пьесе «Враги» (1906) он показал, как забастовочное движение пролетариата поднимается до политической борьбы, как растет в массах влияние большевиков. В романе «Мать» (1906) он впервые в литературе изобразил борьбу революционного пролетариата под руководством партии за социализм и рождение в этой борьбе нового человека. В 1907 присутствовал в Лондоне на 5-м съезде партии. Прочитав «Мать» в рукописи, Ленин в беседе с Горьким отметил своевременность романа (см. Горький, Собрание сочинений, т. 17, 1952, с. 7). Переведённая на многие языки, «Мать» стала настольной книгой миллионов.

В 1906 — 1913 годах Максим Горький жил в Италии, на острове Капри. В годы реакции он сблизился с группой «Вперёд». Ошибочное увлечение им «богостроительством» сказалось в повести «Исповедь» (1908). Ленин в письмах к писателю подверг резкой критике «богостроительство», помог писателю укрепиться на марксистских позициях. Обличение самодержавно-полицейского порядка и показ разложения буржуазно-мещанского мира («Последние», 1908; «Васса Железнова», 1-я ред., 1910; «Городок Окуров», 1909) сочетались у Горького с утверждением революционных идей, проникающих в крестьянскую и мещанскую среду («Лето», 1909; «Жизнь Матвея Кожемякина», 1910 — 1911).

Ленин высоко оценил «Сказки об Италии» (1911 — 1913) (см. Полн. Собрание сочинений, 5 изд., т. 48, с. 47), в которых Горький показал социалистические настроения итальянского пролетариата и восславил трудового человека. Верой в будущее придавленной народной массы пронизаны рассказы сборника «По Руси» (1912 — 1916). В сатирических «Русских сказках» (1912 и 1917) писатель осмеивал черносотенство, шовинизм, «кладбищенскую литературу» декадентов.

Лучшее в творчестве Максима Горрького 1910-х годов — автобиографические повести «Детство» и «В людях» (опубликованы в 1913 — 1916 годах). В них с большой художественной силой запечатлен путь человека из низов к высотам культуры, творчества, к борьбе за свободу.

В 1913 году писатель вернулся в Россию. Сотрудничал в большевистских газетах «Звезда» и «Правда», в журнале «Просвещение». Он осудил начавшуюся в 1914 году мировую войну[en].

В 1915 году Горький основал антивоенный журнал «Летопись», руководил его литературным отделом. Политическая линия публицистического отдела журнала была противоречивой, на что указывал Ленин (см. там же, т. 49, с. 299 — 300). В период подготовки и проведения Октябрьской социалистической революции писатель недооценил организующую силу партии, революционного пролетариата, возможность союза его с крестьянством, опасался напора анархо-индивидуалистической мелкособственнической стихии, что отразилось в публицистическом цикле «Несвоевременные мысли» (опубликован в 1917 — 1918 в полуменьшевистской газете «Новая жизнь», которую писатель редактировал). Эта позиция Горького вызвала решительную критику Ленина, который помогал писателю найти пути преодоления ошибок в самой революционной действительности. Впоследствии Горький не раз признавал правоту Ленина (см. М. Горький, Собрание сочинений, т. 17, 1952, с. 24 — 27; т. 24, 1953, с. 343; т. 30,1956, с. 45, 301 — 02, и др.).

В 1918 — 1921 годах Максим активно участвовал в строительстве социалистической культуры (организация издательства «Всемирная литература» и др.). В годы Гражданской войны и разрухи помогал борьбе с голодом, беспризорностью, заботился об охране художественно-исторических ценностей, о быте учёных. В публицистических статьях 1919 — 1920 призывал передовые силы мира к защите революции.

23 апреля 1920 года на чествовании В. И. Ленина в связи с его 50-летием писатель рассказал о значении грандиозной работы Ленина для человечества. В июле 1920 года писатель присутствовал на 2-м конгрессе Коминтерна. Осенью 1921 из-за обострения туберкулёзного процесса Горький по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (Германия, Чехословакия); в апреле 1924 поселился в Италии (Сорренто). За рубежом он организовал по поручению Ленина международную помощь голодающим Поволжья, выступал в защиту завоеваний Октября. Но некоторые заблуждения Горького (преувеличение опасности крестьянского анархизма, отвлечённый гуманизм) сказались в статьях 1922 года («О русском крестьянстве», выступление против приговора по делу эсеров).

В 1922 году написал повесть «Мои университеты» — 3-ю часть художественной автобиографии. В мемуарном очерке «В. И. Ленин» (1924 — 1931) он с большой художественной силой воссоздал образ «Человека с большой буквы», передал живое обаяние Ленина и демократизм вождя масс, который «прост, как правда». Горькому принадлежат также литературные портреты Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В. Г. Короленко, Л. Б. Красина и других. В 1925 году опубликовал роман «Дело Артамоновых», в котором история трёх поколений буржуазной семье дана на фоне русской общественной жизни от реформ 1861 до Октября.

В 1928 и 1929 годах Горький приезжал в СССР[en]; о своих поездках по стране[en] написал очерки «По Союзу Советов» (1929). В 1931 возвратился на родину и развернул широкую литературно-общественную деятельность. Особенно значительны его выступления за мир, демократию и социализм, против фашизма и войн.

Писатель был организатором и председателем Первого всесоюзного съезда советских писателей (1934), энергично содействовал развитию литературы народов СССР. Он создал и редактировал многие журналы и книжные серии («Наши достижения», «СССР на стройке», «За рубежом», «История гражданской войны», «История фабрик и заводов», «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта» и др.).

1930-е годы — время нового расцвета драматургии Максима Горького. Пьесы «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933), «Васса Железнова» (1935, 2-я ред.) утверждали неизбежность гибели капитализма и победы социалистической революции.

Крупным достижением социалистического реализма стало его итоговое произведение — монументальный роман-эпопея «Жизнь Клима Самгина» (1925 — 1936; 4-я часть не была завершена). В этой «...движущейся панораме десятилетий» (Анатолий Васильевич Луначарский, Собрание сочинений, т. 2, 1964, с. 197) отразились исторические события сорока предоктябрьских лет русской жизни, острая идейно-общественная борьба эпохи. Главная тема романа — разоблачение «самгинщины», буржуазного индивидуализма. В «самгинщине» типизировано поведение той части буржуазной интеллигенции, которая на подъёмах революции «примыкала» к ней, а по существу предавала её. Большевик Степан Кутузов и другие революционеры в ходе идейной борьбы побеждают Самгина и ему подобных. Роман глубоко раскрывает противоречия действительности, показанной в её революционном развитии.

Великий художник слова, Максим Горький был и выдающимся литературным критиком, публицистом. Его мысли о роли труда, о значении фольклора для национальной культуры, о народности как источнике силы русской литературы, об активном гуманизме советской литературы вливались в русло исканий советской эстетики 1920 — начале 1930-х годов, завершившихся созданием теоретических основ социалистического реализма. Писатель определял его как «...реализм людей, которые... перестраивают мир...», и считал главным его признаком способность отражать действительность в революционной перспективе, смотреть на прошлое «...с высоты... целей будущего» (статьи 1933 «О кочке и точке», «О социалистическом реализме», Собрание сочинений, т. 27,1953, с. 44, 12).

Горький неустанно защищал права романтического начала в советском искусстве. Главной задачей советских писателей он считал воспитание нового, социалистического человека. Величие и мировое значение творчества писателя в том, что он выразил идеи и стремления русского революционного пролетариата, способствовал созданию социалистического общества и новой советской культуры.

Творчество Горького оказало большое влияние на советскую многонациональную и мировую литературу. Ромен Роллан, Анатоль Франс, Джордж Бернард Шоу, Джек Лондон, Лу Синь и другие прогрессивные писатели высоко оценили вклад Горького в искусство нового мира. Основополагающими являются высказывания В. И. Ленина о писателе как пролетарском писателе, который «...крепко связал себя... с рабочим движением России и всего мира...» (Полн. Собрание сочинений, 5 изд., т. 19, с. 153).

Марксистская критика (В. В. Воровский, А. В. Луначарский, С. Г. Шаумян) ещё до Октября повела борьбу за верное понимание творчества Максима Горького. Начало его изучению в советскую эпоху положили работы 20 — 30-х годов (Луначарский, С. Д. Балухатый, И. А. Груздев, В. А. Десницкий, Н. К. Пиксанов и др.). В послевоенные годы горьковедение выделилось в специальную отрасль истории советской литературы. (Советский литературовед и искусствовед Борис Васильевич Михайловский)

Семья и личная жизнь Максима Горького

Сочинения Максима Горького

Библиография

Знаменитые цитаты Горького

Ещё:

2 января 1888 года после неудачного покушения на самоубийство был выписан из земской больницы Горький Максим (Алексей Максимович Пешков).

«Пуля прошла мимо сердца[en], лишь слегка задев легкое. Раненого привезли вначале в полицейскую часть, а затем - в земскую больницу (ныне улица Карла Маркса, д.17 - сейчас здесь кардиодиспансер -В.К.)». С 12 по 21 декабря находился Горький в этой больнице. В марте 1888 г по предложению Ромася покинул Казань...».

20 декабря 1917 года Горький в газете "Новая жизнь" писал: "За время революции насчитывается уже до 10 тысяч "самосудов".

«Что же нового даст революция, как изменяет она звериный русский быт, много ли света вносит она во тьму народной жизни? За время революции насчитывается уже до 10 тысяч «самосудов». Вот как судит демократия своих грешников: около Александровского рынка поймали вора, толпа немедленно его избила и устроила голосование: какой смертью[en] казнить: утопить или застрелить? Решили утопить и бросили человека в ледяную воду. Но он кое-как выплыл и вылез на берег, тогда один из толпы подошел к нему и застрелил его».

А далее М. Горький пишет о том, что все эти самосуды проходят на глазах[en] детей, которым весело от таких расправ. «...Это - наши дети[en], будущие строители жизни. Дешева будет жизнь человека в их оценке, а ведь человек - не надо забывать об этом! - самое прекрасное и ценное создание природы, самое лучшее, что есть во вселенной. Война оценила человека дешевле маленького куска свинца, этой оценкой справедливо возмущались, упрекая за нее «империалистов», - кого же упрекнем теперь - за ежедневное, зверское избиение людей?»

1 января 1918 года Максим Горький опубликовал в газете "Новая жизнь" статью, осуждающую последствия большевистского переворота в стране.

"Нет, пролетариат не великодушен и не справедлив, а ведь революция должна была утвердить в стране возможную справедливость... Если б междоусобная война заключалась в том, что Ленин вцепился в мелкобуржуазные волосы Милюкова, а Милюков трепал бы пышные кудри Ленина... Но дерутся не паны, а холопы. И не возрадуешься, видя, как здоровые силы страны погибают, взаимно истребляя друг друга. А по улицам ходят тысячи людей и, как будто сами над собой издеваясь, кричат: "Да здравствует мир!" Безелянский Ю. От Рюрика до Ельцина (Календарь российской истории).- М.: Физкультура и спорт, 1993, с. 331.

24 декабря 1887 года Максим Горький попытался покончить жизнь самоубийством в Казани.

«Из-за исключительно трудных условий жизни, разногласий и сложных противоречий во взглядах на действительность с народниками, овладевшими булочной Деренкова, смертью бабушки, арестом и смертью близких ему людей у Горького наступила душевная подавленность, которую впоследствии он описал в рассказе «Случай из жизни Макара».

12 декабря 1887 г. (по старому стилю) Горький пытался покончить жизнь самоубийством. Купив на базаре старый револьвер, Алексей Максимович в восьмом часу вечера на берегу Казанки вблизи Федоровского монастыря (ныне улица Федосеевская, здесь выстроен Городской культурный центр - бывший ленинский мемориал) выстрелил себе в грудь.

Пуля прошла мимо сердца[en], лишь слегка задев легкое. Раненого привезли вначале в полицейскую часть, а затем - в земскую больницу (ныне улица К. Маркса, дом 17 - сейчас здесь больница №7) (??-В.К.)». Амиров К. Казань: где эта улица, где этот дом? Справочник улиц города Казани. - Казань: Издательство "Казань", 1995, с.72.

17 сентября 1933 года по инициативе М. Горького в Москве был открыт Вечерний рабочий литературный университет, призванный обучать писателей и поэтов (в 1936 году переименован в Литературный институт; в 1946 г. присвоено имя Горького). Среди преподавателей Литинститута были К. Г. Паустовский, Л. А. Кассиль, Н. Н. Асеев; среди студентов — Ю. В. Бондарев, В. И. Белов, Ч. Айтматов.

Творчество Максима Горького

Повести:

Романы:

Рассказы, очерки:

Публицистика:

Пьесы:

Максим Горький скончался 18 июня 1936 года в Горках, под Москвой. Урна с его прахом помещена в Кремлевской стене в Москве. Похоронен 20 июня 1936 года в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены.

Именем писателя был названы город Нижний Новгород, МХАТ, Ленинградский Большой драматический театр и др. Созданы музеи Горького в Москве, городе Горьком, Казани, Куйбышеве, селе Мануйловке Полтавской области УССР.

Подробнее про Максима Горького читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности