Разместите статью, биографию и пр.[en]
Иван Крылов Знаменитые тезки / Биографии / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты/ Традиции / Домой
![]() |
Невежды судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк
Иван Андреевич Крылов (1769-1844) — русский[en] писательПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения., публицист, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, академикАкадемик — звание члена академии. В академиях с двухступенчатой структурой членства звание академик — высшее (в отличие, например, от члена-корреспондента). В академиях ряда стран существует звание почетный академик. Петербургской АН (1841), член Общества любителей российской словесностиОбщество любителей российской словесности — литературно-научное общество при Московском университете, существовавшее в 1811 — 1930 (с перерывом в 1837 — 58). На его заседаниях выступали А. К. Толстой, И. С. Тургенев, А. А. Фет, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Бунин и др. писатели.
Деятельность общества нашла выражение в его изданиях: «Труды ОЛРС» (ч. 1 — 20, 1812 — 1821), «Сочинения в прозе и стихах» (ч. 1 — 7, 1822 — 28), «Толковый словарь...» В. И. Даля (ч. 1 — 4, 1863 — 66), «Песни, собранные П. В. Киреевским» (в. 1 — 10, 1860 — 74; новая серия, в. 1 — 2, 1911 — 29), сборники «Тургенев и его время» (1923), «Пушкин» (т. 1 — 2, 1924 — 30). (1816), действительный член Российской академии (1811). Знак зодиака — Водолей.
Издавал сатирические журналыЖурнал (французское journal, первоначально — дневник) — печатное периодическое издание. Первым журналом считается «Журналь де саван» («Journal des scavants», Франция, 1665). В России первый журнал — приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728). «Почта духов» (1789) и другие. Писал трагедии и комедии, оперныеОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков.
В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др. либреттоЛибретто — (итальянское libretto, буквально — книжечка):
1) Литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Первоначально публиковался в виде отдельной книжечки (отсюда название).
2) Литературный сценарий балета, пантомимы.
3) 3) Изложение содержания оперы, балета.
4) Сюжетный план или схема сценария кинофильма.. В 1809-1843 годах создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком. В них обличались общественные и человеческие пороки. Николай Васильевич Гоголь назвал басниБасня — короткий, нередко комический рассказ в стихах или прозе, с прямым моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Многие сюжеты восходят к Эзопу, к индийскому сборнику «Панчатантра». Яркое национальное своеобразие в баснях Ж. Лафонтена, Г. Э. Лессинга, И. А. Крылова. Крылова «... книгой мудростиМудрость — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. самого народаНарод — население государства, единая социально-экономическая и политическая общность независимо от деления на национальные общности. В общем смысле понятие «народ» означает обособленную от других национально-культурную общность, границы расселения которой обычно не совпадают с государственными границами. В этом смысле термин «народ» синонимичен понятиям «нация» или «этническая общность».». В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей российского императора Павла I.
Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля (2 февраля по старому стилю) 1769 года в Москве. Его отец — Андрей Прохорович Крылов — армейский офицер, выслужившийся из рядовых. Во время пугачевского бунта руководил обороной Яицкого городка (ему принадлежит опубликованная анонимно записка «Оборона крепости Яика от партии мятежников», журнал «Отечественные записки», № 52-53, 1824). В Яицком городке Крылов провел раннее детство, во время бунта находился с матерью, Марией Алексеевной, в Оренбурге. В 1775 Андрей Прохорович вышел в отставку с военной службы и поступил на место в палату уголовного суда Тверского наместничества. Семья постоянно нуждалась, к тому же отец вскоре умер (1778). Крылов из милости учился у домашних учителей семьи Львовых, брал уроки французского языка у гувернера детей губернатораГубернатор (от латинского gubernator — правитель):
1) В России до 1917 года высший правительственный чиновник в губернии.
2) В Российской Федерации (после 1991 года): неофициальное название главы субъекта Федерации.
3) В некоторых современных государствах (США, Великобритания, Дания и др.) высшее должностное лицо административно-территориальной или федеративной единицы..
С отрочества будущий писатель, помогая потерявшей кормильца семье, служил в Калязинском земском суде, затем в Тверском магистрате. В Петербург Крылов переехал в 1782 году с Львовыми. С 1783 служил в Казенной палате в Петербурге, активно занимался самообразованием. Кроме французского, он выучился читать[en] и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипкеСкрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 веков брешианской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. С 18 века один из главных сольных инструментов., выучил теориюТеория (от греческого theoria — рассмотрение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения., разбирался в математикеМатематика (греческое mathematike, от mathema — наука) — наука, в которой изучаются пространственные формы и количественные отношения. До начала 17 века математика — преимущественно наука о числах, скалярных величинах и сравнительно простых геометрических фигурах; изучаемые ею величины (длины, площади, объемы и пр.) рассматриваются как постоянные.
К этому периоду относится возникновение арифметики, геометрии, позднее — алгебры и тригонометрии и некоторых частных приемов математического анализа. Областью применения математики являлись: счет, торговля, землемерные работы, астрономия, отчасти архитектура.. У Львовых и, возможно, у драматурга Якова Борисовича Княжнина, Иван Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и русский поэт Гаврила Романович Державин с женой, покровительствовавшей Крылову. От большинства событий жизни Ивана Андреевича не сохранилось никаких документов, они восстанавливаются по воспоминаниям современников, о многом можно говорить лишь предположительно.
Иван Андреевич Крылов начал литературное поприще как драматург (комическая операКомическая опера — опера на комедийный сюжет. Сложилась в 18 веке во многих национальных разновидностях: опера-буффа в Италии, балладная опера в Англии, опера комик во Франции, зингшпиль в Германии и Австрии, комическая опера в России и др.
Характерны сюжеты из реальной жизни, демократизм, близость музыки к национальному фольклору. Ряд жанров комической оперы часто содержит разговорные диалоги. С комической оперой отчасти сближается мюзикл, оперетта, музыкальная кинокомедия и др. музыкально-драматические жанры. «Кофейница», 1782, трагедии «Клеопатра», «Филомена», комедииКомедия (от греч. komodia) — жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии.
По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов — на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу).
По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии.
Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России — А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово-Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский. «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей» и др., 1786-1788). Вопреки подавляющему большинству тогдашних пьесПьеса:
1) Драматическое представление для театрального представления.
2) Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение., две последние основывались на современном автору русском материале. В «Бешеной семье» высмеивались неистовые любовные[en] страстиСтрасть:
1) Сильная любовь, сильное чувственное влечение.
2) Сильно выраженное чувство, воодушевленность.
3) Крайнее увлечение, пристрастие к чему-либо. (предмет небезопасный, учитывая всем известный темпераментТемперамент (от латинского temperamentum — надлежащее соотношение частей) — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность.
Теории: гуморальные, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма (восходящее к Гиппократу и систематизированное Имманиулом Кантом учение о четырех основных типах — сангвинике, холерике, меланхолике, флегматике); морфологические (зависимость темперамента от конституционных типов телосложения у Эрнста Кречмера и У. Шелдона). Екатерины II[en]), а в «Сочинителе в прихожей» — литератор, униженно пресмыкающийся перед сильными мира сего. Крылов сблизился с ведущим актеромАктер — артист, исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении. русской петербургской труппыТруппа (немецкое Truppe) — актерский состав драматического, оперного, опереточного и других театров. Иваном Афанасьевичем Дмитревским, драматургом и актером Петром Алексеевичем Плавильщиковым. Но в конце 1780-х годов Крылов сочинил комедию «Проказники», где под именем Рифмокрада осмеял драматурга Я. Б. Княжнина и его жену, дочь писателя Александра Петровича Сумарокова. За этот памфлетПамфлет (английское pamphlet) — злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого — конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет). Крылов был по жалобе Княжнина отлучен от театраТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.. В 1788 году Крылов уволился из Горной экспедиции, на много лет оставив государственную[en] службу.
Писатель начал заниматься журналистикойЖурналистика — деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.); научная дисциплина журналистика возникла с созданием печати. Во 2-й половине 19 — начале 20 веков появились фото- и киножурналистика, в 20-40-е годы 20 века — радио- и тележурналистика.. Как журналист и издатель Крылов продолжал традицииТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни. просветителя, писателя, журналиста и издателя Николая Ивановича Новикова, как мыслитель — традиции философовФилософия (от фил... и греческого sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. ПросвещенияПросвещение — идейное течение 17 — 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство.
Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев).. Крылов установил дружеские связи с издателем Иваном Герасимовичем Рахманиновым, в типографии которого выходило собрание сочинений Вольтера, журналы, в которых Крылов начал сотрудничать. В 1789 году писатель в типографии Рахманинова начал издание сатирического журнала «Почта духов». В журнале в виде переписки гномов, сильфов и других духов давалась широкая сатирическая картина русского общества времен Екатерины.
Журнал был запрещен (последний выпуск вышел в марте 1790), возможно, из-за усилившихся строгостей по причине революции 1789 года во ФранцииФранция (France) — Французская Республика (Republique Francaise), государство в Западной Европе. Омывается с запада и севера Атлантическим океаном и проливом Ла-Манш, с юга — Средиземным морем. Граничит с Бельгией, Люксембургом, Германией, Швейцарией, Италией, Испанией и Андоррой. По проливам Ла-Манш (под которым в настоящее время прорыт тоннель) и Па-де-Кале проходит граница с Великобританией.
На юге страны расположено княжество Монако. Площадь 551 км2. Население Франции на 2007 год составляло 63,7 млн человек, что ставило Францию на 20-е место в мире и 4-е место в Европе по количеству населения. Столица — Париж. Крупнейшие города страны: Лион, Марсель, Лилль, Тулуза и Ницца., а, возможно, из-за настойчивого педалирования опасной темы «старой кокетки». Вместе с Дмитревским, Плавильщиковым и драматургом Александром Ивановичем Клушиным в 1791 году Иван Крылов основал книгоиздательскую компанию, которая при содействии Рахманинова в 1792 выпустила журнал «Зритель», в 1793 — «Санкт-Петербургский Меркурий[гор]». Здесь он также выступал обличителем поврежденных нравовНравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие «нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. общества, но уже в более мягкой форме, от сатиры перешел к морализаторству. Открыла компания и свою книготорговую лавку. Запрещен журнал был из-за общих цензурныхЦензура (латинское censura) — система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. В Западной Европе возникла в 15 веке, в России — в начале 18 века. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную. С 1804 года цензура регулировалась цензурными уставами и временными правилами. Делилась на общую (внутреннюю и иностранную) и ведомственную (духовная, военная, театральная и др.).
В 1865 году на основе «Временных правил о печати» проведена цензурная реформа, по которой вводилась карательная цензура вместо предварительной для ряда столичных изданий (в 1872 году была урезана в связи с возобновлением преследования печати в административном порядке). В СССР с 1922 года цензура осуществлялась Главлитом. По Российскому закону «О средствах массовой информации» (1992) цензура массовой информации не допускается. строгостей, причем есть свидетельства, что с Крыловым беседовала сама императрица.
В 1794 году, видимо, из-за истории с журналом Крылов переехал в Москву (а его друг Клушин уехал за границу). С осени 1795 ему было запрещено жить в столицах (но об этом существуют лишь косвенные свидетельства), имя его исчезло со страниц печати. В 1797 Иван Андреевич поступил личным секретарем к генералу князюКнязь:
1) Почетный наследственный дворянский титул; с 18 века жаловался царем за особые заслуги.
2) Вождь племени, правитель государства или государственного образования. В средневековой Германии князь (немецкий Furst) — представитель высшей имперской аристократии, обладавший особыми привилегиями. В странах романских языков титул князя обозначается словом prince (от латинского princeps — первый, см. Принц). На Руси старший из князей назывался великим князем, остальные — удельными князьями. Сергею Фёдоровичу Голицыну. После внезапной опалы генерала Крылов последовал добровольно в ссылку за хозяином и до 1801 года был компаньоном ссыльного семейства, давал уроки русского языка его младшим детям и их друзьям. С октября 1801 по сентябрь 1803 года Крылов был правителем дел канцелярии Голицына, назначенного генерал-губернатором Лифляндии после воцарения Александра I. Отход от литературной деятельности по «внешним» причинам совпал с глубоким внутренним переломом, пережитым Иваном Андреевичем: отныне он уже не верит в возможность переделки человека литературой, сохраняя преданность идеям Просвещения, предпочитает книжным идеалам практический мужицкий опыт. В ссылке Крыловым был создан цикл стихотворных переложений псалмовПсалмы — (греч. psalmoi — хвалебная песня) — песнопения, составляющие Псалтырь; произведения иудейской лирики; восходят к царю Давиду (ок. 1000 до н. э.), в самостоятельную книгу окончательно сложились к кон. 5 — нач. 4 в. до н. э. Вместе с речитативной традицией исполнения перешли в христианское богослужение.
Жанровые разновидности псалмов: хвала Богу, мольба, проникновенные жалобы и проклятия, исторические обзоры, брачная песнь, философская медитация. В совокупности псалмам присущи целостность жизневосприятия, общность тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытывающему глубины человеческого сердца.
В мировой поэзии известны многочисленные переложения псалмов. В музыке 16-20 вв. тексты псалмов легли в основу композиций различных видов (у Дж. Палестрины, Г. Шютца, И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Листа, И. Брамса, И. Ф. Стравинского, К. Пендерецкого)., в печати появились несколько его прозаических «мелочей».
В 1800 году для любительского театра Голицыных была написана «шутотрагедия» «Подщипа, или Трумф» — пародия и на «высокую» трагедию Просвещения и на начинающий входить в модуМода — (французское значение mode, от латинского modus - мера, способ, правило):
1) Непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля мода отражает более кратковременные и поверхностные изменения внешних форм бытовых предметов и художественных произведений; в узком смысле - смена форм и образцов одежды.
2) Непрочная, быстропроходящая популярность. карамзинский сентиментализм. В пьесе был сатирически изображен конфликт между западной цивилизацией (в лице Трумфа) и русской патриархальностью, причем автор высмеял и отвергт и то и другое. «Подщипа» была представлена автором в цензуру в 1807, но была запрещена, впрочем, и без публикацииПубликация (от латинского publico — объявляю всенародно):
1) Доведение чего-либо до всеобщего сведения посредством печати, радиовещания или телевидения.
2) Изданное произведение. став одной из самых популярных русских пьес, распространяясь в списках. В 1800 Крылов начал стихотворную комедию «Лентяй» (осталась не законченной), в которой декларировал сознательное неучастие в общественной жизни — заветную позицию автора.
После Риги И.А. Крылов переехал в Москву, здесь и в Петербурге ставились его новые пьесы («Пирог», 1802; в 1807 — комедии «Модная лавка» «Урок дочкам»). Пьесы имели шумный успех и продержались в репертуареРепертуар (от позднелатинского repertorium — список) — совокупность произведений, исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом. Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный); существуют понятия «современный репертуар», «классический репертуар». до середины 19 века. Они лишены всякой дидактики, хотя в духе времени и высмеивают увлечение всем иностранным, избыточной сентиментальностью.
Первая публикация басен Крылова («Дуб и трость», «Разборчивая невеста») состоялась в 1805 году. Это были переводы из Лафонтена. В 1806 Иван Андреевич переселился в Петербург, где участвовал в постановке своих пьес. Близкие отношения связывали его в течение нескольких лет с актрисой А. И. Белье. Он стал завсегдатаем салона Алексея Николаевича Оленина, под его началом служил в 1808-1810 годах в Монетном департаменте, с 1812, когда Оленин стал директором Публичной библиотеки, Крылов был назначен помощником библиотекаря, с 1816 — библиотекарем с квартирой при библиотеке. Архаист по своим литературным воззрениям, участник «Беседы любителей русского словаБеседа любителей русского слова — литературное общество в Петербурге (1811 — 16), возглавлявшееся Г. Р. Державиным и А. С. Шишковым. Члены «Беседы» (С. А. Ширинский-Шихматов, А. С. Хвостов, А. А. Шаховской и др.) являлись эпигонами классицизма, нападали на реформу литературного языка, проводившуюся сторонниками Н. М. Карамзина.
Возникшее в противовес «Беседе» литературное общество «Арзамас» выступало против её консервативных взглядов.» Александра Семеновича Шишкова, сторонник классицизмаКлассицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 веков, одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. и наследник баснописцев 18 века (А. И. Сумарокова и др.), Крылов одновременно является создателем реалистической басни, и — шире — вместе с Александром Сергеевичем Грибоедовым и Александром Сергеевичем Пушкиным стоит у истоков литературы русского реализмаРеализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный):
1) В философии — идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая Схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский рекализм 20 в.).
2) В литературе и искусстве — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В ходе исторического развития искусства реализм принимает конкретные формы определённых творческих методов (см. Метод художественный) — например просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм. Эти методы, связанные между собой преемственностью, обладают своими характерными особенностями. Различны проявления реалистических тенденций и в разных видах и жанрах искусства..
Крылов ввёл в литературу «мужицкий» взгляд на вещи, восходящий к традиционно-патриархальному строю мышления. Признав равноправность как народных, так и гуманистических суждений о насущном. Ему близка и людская правда, и правда сугубо личная. Жизнь плебса – простая и безыскусная, – априори «протестная», – становится для Крылова источником нравственных оценок. С особой очевидностью это раскрылось в период Отечественной войны 1812 года: авторский «голос» эмоционального выражения – дан непосредственно населению.
В 1809 году вышла первая книга басен Ивана Андреевича Крылова. Всего им было написано около 200 басен (последнее и наиболее полное издание, сборник в девяти книгах, был выпущен в декабре 1843, в книжную торговлю поступил позже, причем часть тиража бесплатно раздавалась на похоронах писателя). Многие произведения (например, «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и пр.) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, ФедраФедр (Phaedrus) (ок. 15 до н. э. — ок. 70 н. э.) — римский баснописец; писал на латинском языке. Переложения традиционных эзоповских басен (см. Эзоп) с сильной моралистической окраской., Жана де Лафонтена. Однако реалистическая убедительность образов, острота конфликта между требованиями нравственностиНравственность, мораль (от латинского moralis — нравственный) — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения) и лицемериемЛицемерие — поведение, прикрывающее неискренность, злонамеренность притворным чистосердечием, добродетелью., корыстью, жестокостью, трусостью, а также реализм языка заставляют видеть в Крылове оригинального художникаХудожник:
1) Человек, который творчески работает в какой-либо области искусства.
2) Человек, который выполняет что-либо с большим художественным вкусом, мастерством., реформатора басенного жанра. Басня Крылова лишена сухого морализаторства, нравственный вывод, заключенный в ней, является выражением здравого смыслаСмысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение., воплощен в формах живого разговорного языка. Благодаря этим качествам многие речения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок [«А Ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» («Волк и ягненок»), «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак») и мн. др.]. Сближению произведений Крылова с живой речьюРечь — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. способствовало использование им вольного русского ямбаЯмб (греческое iambos) — стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха («Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...», А. С. Пушкин). Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры — 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.). (за исключением басни «Стрекоза и Муравей» 1808, написанной четырехстопным хореем).
Многие басни И.А. Крылова касаются наиболее существенных событий общественной и политической жизни России («КвартетКвартет (от латинского quartus — четвертый) — музыкальный ансамбль из 4 исполнителей, а также музыкальное произведение для этого ансамбля.», 1811, «Лебедь, Щука и Рак», 1816 — отклики на неполадки в деятельности Государственного Совета; «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Ворона и Курица» и др. — на события Отечественной войны 1812 г.; «Собачья дружба», 1815 — на разногласия среди членов Священного союза и пр.).
Сатирический пафос басен Крылова отмечал декабрист Александр Александрович Бестужев (Марлинский); о природной оригинальности и национальном характере творчестваТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Крылова, сравнивая его с Лафонтеном, говорили Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин; об обогащении жанровых возможностей басни Крылова упоминал Виссарион Григорьевич Белинский ("...это повесть, комедия, юмористический очеркОчерк:
1) В художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
2) Публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором., злая сатира...», Полн. собр. соч., 1955, с. 575).
На первый сборник басен откликнулся обширной статьей в «Вестнике Европы» В. А. Жуковский (1809). Высоко оценив новаторство крыловского языка, Жуковский все же упрекнул его в использовании «грубых» оборотов речи. Однако для множества современников, от Пушкина до Фаддея Венедиктовича Булгарина, именно «грубый» язык в сочетании с «простецким» взглядом на вещи, были свидетельством коренного преобразования Крыловым принципов русской поэтики. Басни Ивана Андреевича Крылова быстро получили широкую известность, уже в 1824 году в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Население 2,1 млн. человек (2004). Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11,4 млн. человек. вышел двухтомник его басен в переводе на французский и итальянский. Дальше следовали переводы на большинство европейских языков.
![]() |
Памятник И.А. Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге. Скульптор П. Клодт. 1855 |
Сам Крылов чем дальше, тем больше воспринимался современниками как своего рода литературный персонаж. Сам писатель подчеркнуто отстранялся от всех общественных событий, в обществе нарочито подчеркивал свои пороки (лень, чревоугодие, неряшливость, увлеченность картами). Уже в 1820-е годы он стал персонажем многочисленных анекдотов, впрочем, всегда благожелательных. До самой старости, однако, он продолжал заниматься самообразованием: изучал древнегреческий язык, брал уроки английского. Его ценили и принимали в самых далеких по своим взглядам литературных кружках. По некоторым сведениям, у Ивана Крылова был Пушкин незадолго до дуэли, он же, по свидетельству современников, был последним, кто простился с телом великого поэтаПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. на отпевании.
Официальное признание Крылова двором можно сравнить лишь с признанием Карамзина и Жуковского: в феврале 1812 ему была назначена пожизненная пенсия, в 1820 он получил ордена св. Владимира IV степени, в 1838 — Станислава II степени, в 1830 в нарушение правил (Крылов не имел университетского образования и не сдавал экзамен) писателю был присвоен чин статского советника. В 1838 было торжественно властями и общественностью отмечен юбилей Крылова — 70-летие со дня рождения и 50-летие литературной деятельности. В 1841 году Крылов оставил службу и поселился с семьей своей «усыновленной крестницы» (вероятнее всего родной дочери). Крылов стал первым писателем, которому в России поставили памятникПамятник:
1) Объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятники археологии, истории, искусства, письменности и т. п., обычно охраняемые специальными законами).
2) Произведение искусства, создается для увековечения людей или исторических событий; скульптурная группа, статуя, бюст, плита с рельефом или надписью, триумфальная арка, колонна, обелиск, гробница, надгробие и т. д. Наиболее развитый вид памятников — мемориальные сооружения. по подписке: 12 мая 1855 памятник работы Петра (Петера) Карловича Клодта «Дедушке Крылову» был поставлен в Летнем саду в Петербурге.
Как баснописец, Крылов заявил о себе в 1809 году, когда из печати вышла его первая книга басен. Басни Крылова органически переплетаются с миром русских пословиц и поговорок. Из них в наш язык пришло много крылатых выражений, со временем тоже превратившихся в пословицы:
Басни Крылова не утратили своей актуальности и сегодня. Они переведены на более чем 50 иностранных языков.
Алкид Апеллес и ослёнок Бедный богач Белка (известны 2 басни про белку) Богач и Поэт Бочка Булат Булыжник и Алмаз Бумажный змей Вельможа и Поэт Водопад и Ручей Волк и Журавль Волк и Кукушка Волк и Лисица Волк и Ягнёнок Волк на псарне Ворона Ворона и Лисица Гуси Два мальчика Две бочки Две Собаки Демьянова уха Дерево Дуб и трость Заяц на ловле Зеркало и Обезьяна Камень и Червяк Квартет Котел и Горшок Котенок и Скворец Кот и Повар Кошка и Соловей Крестьянин и Змея Крестьянин и Лисица Крестьянин и Овца Крестьянин и смерть[en] Крестьянин и Работник Крестьянин и Топор Кукушка и Петух Кукушка и Орёл Ларчик Лев и Комар Лев и человек Лев на ловле Лев, Серна и Лиса Лебедь, Щука и Рак | Лисица и Виноград Лиса-строитель Лисица и куры Лисица и Сурок Листы и Корни Лжец Любопытный Лягушка и Вол Лягушки, просящие царя Мартышка и очки Мешок Муравей Муха и Пчела Мышь и Крыса Обед у медведя Обоз Обед у медведя Обезьяна Овцы и Собаки Орёл и Пчела Осёл и заяц Осёл и Мужик Осёл и Соловей Павлин и соловей Пастух и море Петух и Жемчужное зерно Пёстрые овцы Похороны Пустынник и Медведь Пушки и Паруса Пчела и Мухи Рыбья пляска Свинья под дубом Синица Скворец Слон и Моська Слон на воеводстве Собачья дружба Совет Мышей Сокол и Червяк Стрекоза и Муравей Тришкин кафтан Трудолюбивый Медведь Чиж и Голубь Щука и Кот Щука и мышенок Щука |
Иван Андреевич Крылов скончался 21 ноября (9 ноября по ст. ст.) 1844 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Песня про Ивана:
Петр Константинович Лещенко — «Ванька — милый» |
Суть известной басни Крылова в том, что лишь потеряв сыр, можно обрести свободу слова.
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :) И чуть ниже оставьте комментарий. |
Найти ещё что-нибудь интересное:
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:
Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная