Яков Александрович Протазанов (1881-1945) —
российский
режиссер,
сценарист и актёр. Заслуженный деятель искусств России[en] (1935). Один из зачинателей российской кинематографии. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1944) за фильм "Насреддин в Бухаре", 1943. Знак зодика — Водолей.
В 1912-1913 годах Протазанов поставил 2 биографических фильма — «Уход великого старца» о Льве Николаевиче Толстом, вызвавший бурю негодования и запрещённый к прокату в Российской Империи, и «Как хороши, как свежи были розы…» об Иване Сергеевиче Тургеневе. В кино-биографии Тургенева были запечатлены сцены: «детские[en] впечатлений Тургенева, первая любовь[en], встреча с Полиной Виардо, встреча с Николаем Некрасовым, ссора с Толстым, прощание с Россией, предсмертное письмо к Толстому и смерть[en]». По мнению критики, «повседневная жизнь наших великих художников ещё мало изучена и бедна деталями, но и такая она производит сильное впечатление».
В 1907 году Яков Александрович поступил на работу в московскую кинофирму, где и попробовал себя как сценарист (дебют – «Бахчисарайский фонтан», 1909). В 1911 году Протазанов впервые выступил как режиссёр с фильмом «Песнь каторжанина», и уже через три года он завоевал репутацию наиболее культурного режиссера-профессионала.
Вынужденный нередко заниматься коммерческими постановками (хозяева фирмы требовали выпускать не менее одного фильма в месяц), режиссер уже в этот период своего творчества проявил высокий профессионализм. Несмотря на производственную гонку, ориентируясь в работе на метод Константина Сергеевича Станиславского, Протазанов тщательно разрабатывал психологию и поведение своих героев.
В дореволюционном кино Яков Александрович снял около 80 фильмов, важное место в его творчестве занимали экранизации литературных произведений. Среди них такие шедевры, как «Война и мир» Л. Толстого, «Анфиса» Леонида Николаевича Андреева, «Бесы» Федора Михайловича Достоевского, «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина, «Отец Сергий» Л. Толстого. Имя его получило широкую известность.
В 1918 году вместе с группой актеров и режиссеров Протазанов эмигрировал в Европу, где на студиях лучших кинофирм снял ряд прекрасных картин. В 1923 году его уговорили вернуться в Москву, где он сразу же приступил к съемкам «Аэлиты» по роману Алексея Толстого. Премьера фильма наделала много шума. Как это часто бывало с картинами Протазанова, критика сердилась, а публика штурмовала кассы.
В 1920-е годы режиссером были сняты блестящие комедии — «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Праздник святого Йоргена» (1930) и другие, которые пользовались большим успехом у зрителей. Еще среди немых фильмов тех лет: «Чины и люди», «Сорок первый» и «Белый орел».
25
августа 1930 года состоялась премьера фильма «Праздник святого Йоргена» —
комедия Якова Александровича по мотивам повести Харальда Бергстедта «Фабрика
святых» (1919 год, перевод на русский язык — 1924 год).
Следующие фильмы Протазанова были уже звуковыми. Наиболее яркие — «Марионетки» (1934) и «Бесприданница» (1936) Александра Николаевича Островского, последняя стала одной из лучших советских экранизаций классической драматургии. Фильм с триумфом демонстрировался на экранах страны[en], а на всемирной выставке в Париже в 1937 году получил золоту медаль. Последними работами режиссера стали историческая картина «Салават Юлаев» (1941) и комедия «Насреддин в Бухаре» (1943).
В фильмографии Протазанова более 100 картин. Он был мастером чуда превращения реальности в искусство, а сильнейшей стороной творчества режиссера была работа с актерами.
1927 — Человек из ресторана совм. с О. Леонидовым;
1928 — Белый орёл совм. с О. Леонидовым, Я. Уриновым;
1929 — Чины и люди (к/а) совм. с О. Леонидовым;
1930 — Праздник святого Йоргена совм. с В. Швейцером (согласно официальным выходным данным. В действительности сценарий написал советский писатель и драматург, философ, историк и теоретик театра Сигизмунд Доминикович Кржижановский);
1931 — Томми;
1932 — Две встречи совм. с Я. Уриновым;
1934 — Марионетки совм. с В. Швейцером;
1936 — Бесприданница совм. с В. Швейцером.
Режиссёрские работы
1909 — Бахчисарайский фонтан;
1910 — Майская ночь, или утопленница (совместно с В. Кривцовым);