Разместите статью, биографию и пр.[en]

Рудольф Нуриев Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Рудольф Хаметович Нуриев — биография

Рудольф Хаметович Нуриев (Rudolf Khametovich Nuriyev)

Рудольф Хаметович Нуриев (также Нуреев; башк. Рудольф Хәмит улы Нуриев, тат. Рудольф Хәмит улы Нуриев) — советский, английский и французский всемирно известный танцовщик, артист балета и балетмейстер, солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. Дирижер, коллекционер живописи и предметов искусства. Знак зодиака — Рыбы.

17 июня 1961 года во время гастролей труппы в Париже попросил политического убежища, став одним из самых известных «невозвращенцев» в СССР[en].

Рудольф Нуриев родился 17 марта 1938 года близ Иркутска в поезде, идущем на Дальний Восток, попав прямо в руки своей десятилетней сестры Розы. Всего через несколько месяцев после прибытия во Владивосток его мать — Фарида и четверо ее детей снова ехали в поезде по транссибирской магистрали. На сей раз они направлялись в Москву вместе с Хаметом. Дети уже знали, что страсть к путешествиям стала второй натурой отца, и именно эту черту унаследовал от него сын Рудольф. Дитя новой России[en], Хамет работал на всемогущий военно-промышленный комплекс, и работа эта требовала постоянных переездов. Он принадлежал к той новой команде политруков, которую воспитало советское правительство.

К пяти годам Рудик уже дважды пересек азиатскую часть России, а потом еще раз проехал полпути на восток, когда Фарида с детьми снова поселилась на Урале во время Второй мировой войны[en]. Рано повзрослевший плутишка с огромными смышлеными глазами[en] и льняными волосами вспоминается тем, кто знал его ребенком[en], живым маленьким разбойником, своевольным, импульсивным.

Когда отец героем, со множеством наград, вернулся в Уфу, Рудику было уже восемь лет. Хамет с ужасом увидел в ребенке законченного маменькиного сынка. Фарида изо всех сил поощряла ту творческую энергию, которая была уже заметна в мальчике. Страсть мальчика к музыке[en] и движению не давала ему покоя. Одним из любимых[en] развлечений были прыжки под музыку со стула на стул — ему и в голову не приходило, что дело может закончиться плохо и для него самого, и для мебели.

Рудольф Хаметович всегда оказывался на виду. К тому времени, как ему исполнилось десять лет и он поступил в танцевальный кружок Дворца пионеров, комплименты в его адрес уже раздавались со всех сторон. Больше того, Рудик услышал магические слова: "Тебе нужно ехать в Ленинград".

Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. - М.: Вече, 2000, с. 448 - 449.

Нуриеву повезло: за свою творческую жизнь ему удалось исполнить практически все ведущие мужские партии классического балета. Девизом же его жизни можно считать следующие слова: "Я танцую для собственного удовольствия. Если вы пытаетесь доставить удовольствие каждому, это не оригинально".

Рудольф Хаметович Нуреев родился в Сибири, в Иркутске, вдалеке от столицы. Танцевать он начал достаточно рано: сначала был участником детского фольклорного ансамбля, а 25 августа 1955 года поступил в Ленинградское хореографическое училище (Вагановское училище), где ему предстояло проучиться 3 года в классе замечательного педагога Александра Ивановича Пушкина. После его окончания в 1958 году Нуриев становится солистом одной из основных балетных трупп страны[en] — балета театра имени С. Кирова (сегодня ему возвращено прежнее название — Мариинский театр).

Р. Нуриев покинул СССР в июне 1961 года, когда вместе с труппой Кировского театра был на гастролях в Париже. Обстоятельства его сенсационного побега выглядели следующим образом. Нуриев был гомо*ексуалистом и, оказавшись на Западе, не смог удержать в секрете от агентов КГБ своих контактов с местными "голубыми". Тогдашний председатель КГБ А. Шелепин, в частности, докладывал в ЦК КПСС: "З июня сего года из Парижа поступили данные о том, что Нуриев Рудольф Хамитович нарушает правила поведения советских граждан за границей, один уходит в город и возвращается в отель поздно ночью. Кроме того, он установил близкие отношения с французскими артистами, среди которых имелись гомо*ексуалисты. Несмотря на проведенные с ним беседы профилактического характера, Рудольф Нуриев не изменил своего поведения..."

Именно эти "профилактические беседы" в конце концов и привели к тому, что Нуриев решил не возвращаться на родину и остаться на Западе. Это случилось 16 июня. В кармане у него было тогда всего 36 франков.

Вскоре Рудольф начал работать в Королевском балете в Лондоне, и Запад захлестнула волна "рудомании": десятки тысяч поклонников Нуриева осаждают его во всех уголках Земли[en]. Чтобы сдержать их натиск, приходилось прибегать к помощи значительных сил конной полиции.

Более пятнадцати лет Рудольф Нуриев был звездой Лондонского королевского балета и являлся постоянным партнером великой английской балерины Марго Фонтейн. Когда они встретились, Фонтейн было 43 года, а Нуриеву — 24, но их дуэт был, пожалуй, одним из самых блистательных за все последние десятилетия. Совместное творчество Фонтейн и Нуриева началось в 1962 году с балета "Жизель". А в 1963 году известный балетмейстер Ф. Аштон специально поставил для этих выдающихся танцовщиков балет "Маргарет и Арман". Сам же Нуриев возродил для Фонтейн и самого себя постановку классического балета М. Петипа "Баядерка" на музыку Людвига Федоровича Минкуса. Именно благодаря этому партнерству Нуриева и стали считать величайшим танцовщиком XX века. Некоторое время их связывали и личные отношения, Фонтейн даже родила[en] дочь от Нуриева, но она вскоре умерла[en].

Р.Х. Нуриев также работал в труппах Соединенных Штатов Америки[en], Европы и Австралии. Он великолепно танцевал героя в "Сильфиде", принца в "Спящей красавице" и множество других сложных по исполнению партий. По отзывам людей, которые следили за творчеством Нуриева, он обладал какой-то особенной жадностью, стремясь танцевать не только в классических, но и в современных постановках. Танцовщик работал с такими известными на весь мир хореографами, как Р. Пети, Ж. Бежар.

Рудольф Хаметович Нуриев в сценическом костюме

Рудольф Нуриев в полете (Rudolf Khametovich Nuriyev in flight)

 

 

На фото: Рудольф Нуриев и Марго Фонтейн:

Рудольф Нуриев и Марго Фонтейн в танце (Rudolf Nureyev and Margot Fontaine in dance)

Благодаря деятельности Нуриева роль партнера-мужчины стала значимой и сравнялась с ролью балерины. Его танец был не только выразительным, но и удивительно мощным. В нем ярко проявлялась индивидуальность танцовщика. Для большей выразительности он выходил на сцену в одном трико и танцевальном бандаже. Он хотел показать не просто танец, а всю красоту человеческого тела во время движения, поэтому его танец и был проникнут особой силой. Нуриев не только передавал драматургию, но и воспевал свободу человеческого тела, которое как бы растворялось в танце. Подобную же концепцию в XX веке воплощали, пожалуй, только Вацлав Нижинский и Айседора Дункан. Кстати, и этих артистов критики порицали за то, что они появлялись на сцене излишне обнаженными.

Разносторонность дарования Рудольфа Нуриева проявилась не только в балете. Он много снимался в кино и на телевидении. В 1972 году вышел танцевальный фильм с его участием "Я — танцовщик", а в 1977 году Нуриев снялся в роли известного голливудского актера Валентино в одноименном фильме у режиссера К. Рассела. Несмотря на то, что биография их была во многом разной, в отдельных деталях она совпадала: оба они были фанатиками танца. Вот почему многие считала, что в этой картине Рудольф сыграл самого себя. Как бы в подтверждение духовного родства двух выдающихся артистов многие телеканалы мира, сообщая о смерти Нуриева, транслировали в новостях кадры из фильма, где танцовщик изображает умершего Валентино.

Нуриев также оказался не менее талантливым режиссером, поставив несколько классических балетов для разных компаний. В 1964 году он поставил сразу два балета — "Раймонду" и "Лебединое озеро", в 1966 году появились "Дон Кихот" и "Спящая красавица", на следующий год — балет "Щелкунчик", а еще через десять лет — балеты "Ромео и Джульетта" и "Буря".

Рудольф Нуриев (Rudolf Nuriyev)В 1982 году Рудольф Нуриев получил австрийское гражданство, а последние свои годы артист прожил во Франции, поскольку с 1983 по 1989 год он являлся директором балетной труппы парижской Гранд-опера. Однако все его творческие и жизненные планы перечеркнула страшная болезнь — СПИД. Танцовщик покинул сцену, но не замкнулся в своем одиночестве: он давал показательные уроки, общался с людьми, много ездил. В 1990 году он приезжал и на родину, посетил театр, где начинал свою профессиональную карьеру, — Мариинский театр в Санкт-Петербурге. Однако большую часть времени Нуриев проводил на собственном острове в Средиземном море, где у него была роскошная вилла.

Болезнь[en] была обнаружена у великого танцора в конце 1984 года. Рудольф Нуриев сам пришел на прием к молодому парижскому врачу[en] Мишелю Канези, с которым он познакомился за год до этого на Лондонском фестивале балета. Нуриева обследовали в одной из престижных клиник и поставили убийственный диагноз — СПИД (он уже развивался в организме больного в течение последних 4 лет). По одной из версий, танцор подхватил эту болезнь[en] не естественным (половым) путем, а по чистой случайности. Якобы однажды он неосмотрительно перебегал дорогу и был сбит автомобилем[en]. В больнице ему сделали переливание крови, во время которого и была занесена зараза.

Между тем весть о том, что Рудольф Нуриев болен "чумой XX века", сам он воспринял спокойно, видимо, рассчитывая вылечиться с помощью своих денег. С этого момента он стал выделять на свое лечение до двух миллионов долларов в год.

Канези и его знакомый вирусолог решили лечить танцора новым лекарством, которое следовало ежедневно вводить внутривенно. Однако такого "ритма" Нуриев не выдержал: через четыре месяца он отказался от инъекций. После этого какое-то время СПИД не давал о себе знать. Но в 1988 году больной вновь обратился к врачам и попросил их провести курс лечения экспериментальным препаратом — азидотимидином. Однако и это лекарство не помогло.

Летом 1991 года болезнь начала прогрессировать. Весной следующего года началась ее последняя стадия. В те дни Рудольф Нуриев был обеспокоен только одним: ему хотелось во что бы то ни стало осуществить постановку "Ромео и Джульетты". И судьба дала ему такой шанс. На какое-то время Нуриеву стало легче, и он поставил спектакль. Затем уехал из Франции на отдых.

3 сентября Рудольф Нуриев вернулся в Париж, чтобы провести в этом городе свои последние сто дней. Ему вновь требовалось лечение в стационаре. "Теперь мне конец?" — постоянно спрашивал он своего врача. Но тот не решался говорить ему правду. 20 ноября Нуриев лег в больницу и уже ничего не мог есть. Питание ему вводили через вену. По словам Канези, который находился рядом с Нуриевым в последние мгновения его жизни, великий танцор умер тихо, без страданий.

Рудольф Нуриев являлся владельцем превосходной коллекции произведений искусства. Он уделял много внимания и своим сценическим нарядам. Сохранилось следующее высказывание Михаил Барышникова: "Рудольф подвел меня к гардеробной, в которой находилась коллекция его театральных костюмов. Он вынимал мне костюм за костюмом и показывал, как они сконструированы. Действительно, каждый из них был сшит по-особому, так, чтобы колет тесно облегал торс, не елозил, со специально встроенными подмышками, чтобы во время танца актеру легко было поднимать руки".

Поскольку прямых наследников у Рудольфа Нуриева не оказалось, большая часть принадлежавших ему вещей после его смерти была распродана. Например, костюм графа Альберта, сшитый для выступления в "Жизели", был куплен на аукционе "Кристи" в Нью-Йорке за 51570 долларов.

Великий танцовщик Рудольф Нуриев был похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем, где нашли свой последний приют многие наши знаменитые соотечественники, в разное время покинувшие Россию. Недалеко от могилы Нуриева находится и могила известного русского кинорежиссера Андрея Арсеньевича Тарковского.

Священник расположенной на кладбище православной церкви рассказывает, что родственники и друзья Рудольфа Нуриева устраивали панихиду и по мусульманскому, и по православному обряду, поскольку незадолго до смерти он будто бы принял православие. Но даже если это и не так, Рудольф Нуреев принадлежит всему миру... www.peoples.ru/art/theatre/ballet/noureev/

Рудольф Нуриев скончался 6 января 1993 года в Париже, во Франции. Согласно своему желанию, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Его могила накрыта цветным мозаичным восточным ковром.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная