Регистрация и покупка Долей компании SkyWay

Александр Можайский Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Александр Федорович Можайский — биография

Александр Федорович Можайский

Александр Фёдорович Можайскийрусский[en] военный деятель, контр-адмирал,  пионер авиации. Исследователь и изобретатель в области создания летательных аппаратов тяжелее воздуха. Знак зодиака — Овен.

Потомственному моряку Александру Можайскому оказалась подвластна не только морская, но и воздушная стихия. 20 июля 1882 года впервые в мире отделился от земли самолёт его конструкции с человеком на борту — и хотя пролетел он лишь несколько метров, была на практике доказана возможность полёта на аппарате тяжелее воздуха. И случилось это почти на 22 года раньше полёта аэроплана американцев — братьев Райт, которых считают пионерами авиации.

Александр Можайский родился 21 марта (9 марта по старому стилю) 1825 года в городе Роченсальм, Выборгской губернии. Его отец, Фёдор Тимофеевич Можайский, был потомственным моряком, адмиралом русского флота. В 1823 году, тогда еще лейтенант, Федор Можайский был назначен помощником лоцман-капитана в 24-й флотский экипаж, который базировался в городке Роченсальм в Выборгской губернии. Александр стал первенцем в семье Можайских. Через год, в мае 1826 года, у Можайских родился[en] другой мальчик, которого назвали Николаем. А еще через четыре года жена Федора Тимофеевича родила третьего сына, которого в честь деда назвали Тимофеем.

В 1831 году Федора Тимофеевича произвели в капитан-лейтенанты и назначили капитаном Архангельского порта. С Балтики вся семья Можайских перебралась на Белое море. К тому времени у Александра, кроме двух братьев, появились ещё и две сестры: Екатерина и Юлия. Морское дело было профессией отца, и своим сыновьям Федор Тимофеевич прочил морскую службу. Когда старшему сыну исполнилось десять лет, родители привезли его в Петербург и отдали учиться в Морской кадетский корпус, директором которого в то время был адмирал Иван Федорович Крузенштерн.

19 января 1841 года Саша окончил Морской кадетский корпус и был произведен в гардемарины. Окончил корпус не только как судоводитель, но и как проектировщик кораблей.

В 1841 — 1862 и 1879 — 1882 годах Можайский служил в военно-морском флоте, в 1862 — 1879 — в гражданских ведомствах по проведению крестьянской реформы. В 1882 году вышел в отставку в чине генерал-майора (с 1886 контр-адмирал).

С 1856 года Александр Можайский заинтересовался вопросами летания: всесторонне изучал полёт птиц, воздушных змеев, работу воздушных винтов, а также начал исследования возможности создания летательного аппарата тяжелее воздуха. В 1876 году с успехом демонстрировал полёты своих моделей.

3 ноября 1881 (по заявке от 4 июня 1880) получил первую в России привилегию на изобретённый им «воздухолетательный снаряд» (самолёт). В 1881 начал постройку самолёта с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 л. с. (на военном поле в Красном Селе под Петербургом). Постройка в основном была завершена летом 1882. Официальные документы о полёте на этом самолёте не сохранились. Описания, относящиеся к 1909 и более позднему времени, свидетельствуют о том, что попытка полёта окончилась неудачно.

Летательный аппарат А.Ф. Можайского представляет интерес как одна из первых практических попыток построить самолёт, пилотируемый человеком. (В. Б. Шавров)

Ещё:

15 ноября 1881 года изобретатель А.Ф. Можайский получил привилегию на воздухоплавательный снаряд в Департаменте торговли и мануфактур.

Отзывы в печати, высказывания ученых и специалистов заставили высшие сферы вернуться к проекту А. Ф. Можайского. В частности, генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич заинтересовался всем этим делом, ознакомился с ним и приказал командировать А. Ф. Можайского в США[en] для заказа там двигателей. Ему выдали 2500 рублей, но при этом заявили, чтобы он больше не ждал пособий ни от каких ведомств.

Первоначально конструктор предполагал применить двигатели внутреннего сгорания. Но, как оказалось, подобных двигателей достаточной мощности не было. Кроме того, они были тяжелы и ненадежны. Тогда он сам спроектировал паровые машины и заказал их английской фирме. Больший двигатель развивал 20 л.с., меньший - 10 л.с. Двигатели были собраны в мае 1881 г. Они отличались крайне малым по тому времени удельным весом - до 6,4 кг на 1 л.с.

3 ноября 1881 году Александр Можайский получил в Департаменте торговли и мануфактур привилегию на воздухоплавательный снаряд (соответствующее прошение было им послано 4 июня 1880 г.). В том же 1881 году он приступил к сборке самолета на Красносельском поле близ Петербурга. Самые знаменитые изобретатели России / Автор-составитель С.В. Истомин - М.: Вече, 2000, с. 234.
«Марш Сталинской авиации (Авиамарш)»

Награды

В 1859 году за участие в Хивинской экспедиции и походе в Бухару Можайский был награждён орденом Святого Владимира 4 степени.

Во время Крымской войны Александр Фёдорович командовал Амурской флотилией из малых судов и 10-пушечным транспортом «Двина», за что был награждён орденом Святого Станислава II степени, а также бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853—1856 гг.».

Паровой аэроплан А. Ф. Можайского, 1876 год

Модель парового аэроплана Александра Федоровича Можайского (Model of a steam airplane by Alexander Fedorovich Mozhaisky)

Паровой аэроплан Александра Федоровича Можайского (The steam airplane of Alexander Fedorovich Mozhaisky)

Паровой аэроплан Александра Федоровича Можайского - эскиз (The steam airplane of Alexander Fedorovich Mozhaisky - sketch)

Александр Федорович Можайский скончался 1 апреля (20 марта по ст.ст.) 1890 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Подробнее об Александре Можайском читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности