Разместите статью, биографию и пр.[en]

Вадим Абдрашитов Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Вадим Юсупович Абдрашитов — биография

Вадим Юсупович Абдрашитов

Все мои фильмы, так или иначе, связаны с вопросами веры или её отсутствия

Вадим Юсупович Абдрашитовроссийский и украинский кинорежиссер и педагог, народный артист Российской Федерации[en] (1992). Лауреат Государственной[en] премии России (1984) и Государственной[en] премии СССР[en] (1991). Знак зодиака — Козерог.

Бремя «шестидесятничества»

Вадим Абдрашитов родился 19 января 1945 года в Харькове, на Украине[en]. Его отец был офицером. Вадим в 1959-1961 годах учился в Алма-Атинском техникуме железнодорожного транспорта, в 1961-1964 — в Московском физико-техническом институте. Еще в школьные годы он занимался в театральных студиях. В МФТИ он работал в институтской многотиражке, фотографировал и решил посвятить себя кино. Поэтому Вадим перевелся в Московский химико-технологический институт, где в то время действовала сильная любительская[en] киностудия. После окончания института в 1967 Абдрашитов три года отрабатывал на Московском электровакуумном заводе, сначала мастером, а затем начальником цеха.

В 1970 Вадим Юсупович поступил на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ильича Ромма и Льва Александровича Кулиджанова). Первая студенческая работа Абдрашитова, немой шестиминутный документальный этюд «Репортаж с асфальта», удостоилась высокой оценки Ромма. В этой миниатюре был целый мир. Город, внимательно рассмотренный и запечатленный скрытой камерой, — модель жизни[en], системы. Каток социума и человеческая индивидуальность. Эта зарисовка содержала зерна многих ведущих тем и проблем, предвосхищая интонации, графику почерка — все, что позднее назовут режиссурой Абдрашитова. В 1974 он успешно защитил свою дипломную работу — сатирическую комедию по рассказу Григория Горина «Остановите Потапова!»

В соавторстве с Миндадзе

Молодого режиссера пригласил на работу в «Мосфильм» руководитель творческого объединения «Товарищ» Юлий Райзман. Здесь В. Абдрашитов встретился со сценаристом Александром Миндадзе. Творческое содружество режиссера и кинодраматурга оказалось чрезвычайно плодотворным. За 25 лет совместной работы они создали 10 фильмов:

Приверженность Миндадзе и Абдрашитова к современности в искусстве не конъюнктурна. Время их собственной жизни[en] становится временем их фильмов, не только поспевающих за быстротекущими социальными процессами, но способных постигать их заранее, предсказывать. «Остановился поезд» (премьера фильма состоялась 3 августа 1982) в своем нравственно-публицистическом пространстве сфокусировал энергию критического самопознания общества.

«Охота на лис» стал одним из самых советских и одновременно антисоветских фильмов. По материалу, типу героя, фактуре жизни — насквозь советский. По силе социально-аналитической и социально-критической — тотально антисоветский. Полное недоверие господствующей идеологии и мифологии и полное доверие самой реальности. Демифологизация ими не постулировалась, не заявлялась публично, но работала как безотказный эстетический механизм. И в этом смысле было важно все: предпочтение, отдаваемое подлинным интерьерам перед самой хорошей, декорацией; выезд на съемки в провинцию, ближе к обыденной, среднеарифметической советской действительности; интерес к обычным людям в необычной ситуации.

Вадим Абдрашитов

Перестроечные ленты

Иррациональное в предыдущих картинах Вадима Абдрашитова переросло в фантастическое в фильме «Парад планет». Герои, оставаясь вполне живыми, социально-конкретными, узнаваемыми, превращались в собственную тень, в духов. Этот фильм, несомненно, открыл какой-то новый этап в творчестве Абдрашитова, который вместил в себя не только «Парад планет», но и «Плюмбум» и «Слугу».

Герои этих фильмов — социальные типы и даже социальные силы, персонифицированные в нечеловеческих, можно сказать, адских фигурах. Конечно, Роман Чутко — обычный советский школьник, но он же Плюмбум и не просто мальчик, а робот. Двойное название фильма — «Плюмбум, или опасная игра» — задавало двойственность восприятия. Оно могло быть реально-ирреальным. В «Слуге» реальное полностью растворялось в фантасмагорической, загадочной картине событий и лиц. Есть Хозяин и Слуга, может быть, бывшие секретарь обкома и его персональный шофер[en]. Не их прошлое, а их вечное интересует авторов. Не имеющая предела и конца зависимость подчиненного от властвующего, желающего от исполняющего эти желания, слуги от хозяина и хозяина от слуги.

Перелом

На эпоху краха, погружения в историю шестой части мира под названием СССР, у Вадима Абдрашитова  пришлась работа над фильмом «Армавир». Самой впечатляющей сценой его стало крушение парохода, ушедшего на дно, на наших глазах[en], мгновенно. Когда фильм дошел до экрана, в 1992 году, в зрительном зале сидели пережившие крушение корабля страны[en]. К ним была обращена несложная, но мучительно добытая итоговая мысль «Армавира»: наше спасение в памяти людей.

Следующий фильм Вадима Абдрашитова «Пьеса для пассажира» вышел только в 1995 году (премия «Серебряный медведь» на Берлинском кинофестивале). Странная история встречи осужденного и осудившего его судьи. Сегодня первый — преуспевающий бизнесмен, второй — проводник поезда. Обмен ролями и жертва берет на себя обязанности палача. И полный провал плана мести, когда каждый шаг по его осуществлению, делает палача все более грешным и несчастным, а жертву все более счастливой. Снова схвачено из массового сознания, а скорее подсознания. Пир суицида, который устраивает себе отчаявшийся палач, — сцена-приговор мести себе как системе отношений к жизни, другим.

Эти два фильма 1990-х годов принадлежат переходному, мучительному периоду, кризисному состоянию Абдрашитова. В конце 1997 вышла десятая совместная картина Вадима Юсуповича и Миндадзе «Время танцора», ознаменовавшая собой шаг к преодолению кризиса. (И. Гращенкова)

Семья Вадима Абдрашитова

Фильмография В.Ю. Абдрашитова

Вадим Юсупович Абдрашитов не считал своё кино арт-хаусом, по его мнению:

«Я думаю, что наши с Миндадзе картины навряд ли можно отнести к этому, так сказать, направлению. Так сказать, подчёркиваю. Потому что мы всегда выражались чётко, ясно и имели в виду всегда будущего зрителя. И наши картины, когда они хорошо прокатывались, были весьма востребованы публикой. Так что в современном смысле никоим образом не могу отнести свои собственные картины к арт-хаусу. Подозреваю даже, что сегодня «арт-хаус» — это когда картина не сложена, не слажена, то есть расфокусировка мысли и чувства, а подчас и самого изображения, фокусы ради фокусов, и вот всё это громко называется «арт-хаус»».

Абдрашитов Вадим Юсупович

Награды и премии

19 января 2020 года премьер-министр России Михаил Мишустин[en] поздравил народного артиста РФ Вадима Абдрашитова с юбилеем.

Вадим Юсупович Абдрашитов скончался 12 февраля 2023 года от онкологического заболевания[en], ранее перенесший COVID-19[en].

Подробнее о Вадиме Абдрашитове читайте[en] в литературе:


Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная