Вера Кузьминична Васильева — российская[en] актриса театра и кино, народная артистка СССР[en] (1986). Дважды лауреат Сталинской премии. С 1948 в Московском театре сатиры. Знак зодиака — Весы.
Роли Васильевой: Ольга Степанова («Свадьба с приданым» Николая Михайловича Дьяконова), графиня Альмавива («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Анна Андреевна («Ревизор»), Домна Платоновна («Воительница» по Николаю Семеновичу Лескову, 1988) и др.
Снималась в фильмах «Сказание о земле[en] Сибирской» (1947), «Свадьба с приданым» (1953), «Похождения зубного врача» (1965), «Звезда экрана» (1974), «Лиза и Элиза» (1996) и др. Государственная[en] премия СССР (1948, 1951).
Вера Кузьминична Васильева родилась30 сентября 1925 года в деревне Сухой Ручей, Калининской области, в рабочей семье. «Мои родители тверские. Мама родилась в городе, в семье рабочего-гравера, где было девять человек детей, а отец в деревне. Мама, увлеченная революционными идеями, нередко попрекала папу, что в его семье было аж две коровы! Сама она закончила коммерческое училище, изучала французский язык, привыкнуть к деревенской жизни не могла, и семья переехала в Москву. Приезжие тогда жили в подвалах, работали дворниками, истопниками. А мама устроилась на заводе, еще училась, и ее душа была больше вне дома, хотя у нее и росли три дочери. Я была младшей... А папа, напротив, после работы (он был механиком в гараже на том же заводе) спешил домой, готовил обед, ждал маму и много читал. Если люди, знавшие его, говорят, что я его истинная дочь, - для меня нет выше похвалы.
Внешне, видимо, я унаследовала его послушный, кроткий характер, а внутренне - мамины мечты о чем-то необычном», - вспоминает В. Васильева».
«Верочке не было еще и пяти лет, когда она впервые попала в театр - на оперу «Царская невеста». Это представление потрясло воображение девочки. Вернувшись домой, она села за стол, приподняла скатерть, как шатер, и запела арии собственного сочинения. Как только девочка оставалась дома одна, она наряжалась в мамины костюмы и пела, стоя у зеркала. То же самое было и во дворе. За ее вечную музыкальность ребята так и прозвали нашу героиню - Шаляпин. Когда Вера Васильева училась в школе, родители сами отвели девочку в драмкружок в Доме пионеров в переулке Стопани (там ее преподавателем был С. Л. Штейн).
Когда началась война[en], Вера Васильева пошла работать на завод и одновременно училась в вечерней школе. Свою сценическую деятельность она не бросила и занималась в драмкружке во Дворцы культуры ЗИЛа. В 1943 году она набралась смелости и подала документы в Московское городское театральное училище, которым руководил замечательный педагог и человек Владимир Готовцев. Сдав все экзамены на «отлично», она вскоре стала студенткой первого курса».
«Было это в 1947 году. Две женщины - ассистентки режиссера Ивана Пырьева - пришли в училище в поисках актрисы на главную роль в фильме «Сказание о земле сибирской». В тот момент, когда они появились в стенах заведения, наша героиня стояла у зеркала и прихорашивалась. Далее послушаем ее собственный рассказ:
«Одна из ассистенток подозвала меня к себе и спросила, хочу ли я сниматься в кино.
Сердце[en] мое екнуло: «Конечно, хочу!» - ответила я, представляя себе, что где-нибудь в групповке мне дадут сказать хоть слово, а может быть, и снимут крупный план, а потом, когда выйдет картина, я с девчонками со двора и со своими родными буду ловить то мгновение, когда я мелькну на экране.
Рассматривая меня, они стали мне говорить, что начинаются съемки цветного музыкального фильма «Сказание о земле сибирской», что там будут сниматься знаменитые актеры: Марина Ладынина, Борис Андреев, Владимир Зельдин, что нужна деревенская девушка - по роли Настенька - сибирячка. Как сказал Иван Александрович Пырьев, нужна «девка - кровь с молоком»...»
«Вечером вся квартира собралась у нас, стали советоваться. Волосы решили закрутить на тряпочки, не идти же с тощими косичками. Платье надо нарядное, чтобы быть похожей на артистку. Сестра дала мне примерить синее креп-сатиновое платье. Я себе в нем понравилась. Синий шелк ярко блестит, талия крепко схвачена тугим поясом. Остаются ноги в башмаках на низком каблуке. Меряю туфли своих старших сестер. На каблуках ходить не могу, но очень хочется быть нарядной. С трудом подошли бежевые лодочки».
На пробах Пырьев зовет тех ассистенток и «...отрывисто приказывает: «Подите расчешите ее как следует, заплетите косички, наденьте костюм Настеньки, сфотографируйте, потом зайдете»...
Когда я снова очутилась в его кабинете, он вновь осматривает меня, но уже чуть повнимательнее, добрее. Потом вдруг неожиданно приказывает: «Принесите два простых чулка».
Побежали за чулками, не спрашивая зачем. Я снова испугалась - значит, и с ногами что-то не в порядке...
Наконец принесли чулки. Отдали... Иван Александрович закатал чулки в два узла, подошел, сунул мне в декольте, где должна быть пышная грудь, которой у меня не было, и спокойно объяснил: «А то лицо толстое, а фигура - тощая».
Так я и снималась с подложенной грудью, да талия была поднята так высоко, что я была похожа на бабу, которой обычно прикрывают чайники...».
«Я благодарна своему мужу за снисходительность к моей бытовой несостоятельности. Я ведь почти ничего не умею готовить. Разве что щи или кашу. Я котлеты не умею делать, никогда в жизни не испекла ни одного пирожка. Для меня принять гостей - это надо кого-то просить это сделать. Я совсем не уютное, не семейное и не домашнее создание. Когда мы жили в общежитии при Театре сатиры - там Толя Папанов жил с Надей, Татьяна Ивановна Пельтцер со своим отцом, - муж взял для меня домработницу».
«У меня, кроме театра, ничего нет... Детей[en] у меня нет. Я даже не знаю, жалею я или нет, что нет детей. Животных тоже». Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1934-1961. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998, с. 287.
Всенародную известность артистке принёс кинематограф.
В кино актриса дебютировала ещё студенткой в роли монтёра в фильме К. Юдина "Близнецы" (1945), а следующая роль — Насти в музыкальной[en] комедии И. Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1948) сделала её знаменитостью и всеобщей любимицей.
Фильмография Веры Васильевой насчитывает более 30 картин. Среди других фильмов с её участием можно особо отметить "Свадьбу с приданым" (1953), комедию "Звезда экрана" (1974), драму "Несовершеннолетние" (1976), музыкальную комедию Татьяны Михайловны Лиозновой "Карнавал" (1981), мелодраму В. Мельникова "Выйти замуж за капитана" (1985), комедийную ленту Элема Германовича Климова "Похождения зубного врача" (1965).
Своеобразной визитной карточкой Веры Васильевой стала её улыбка: добрая, открытая, лёгкая. Вера Кузьминична обаятельна, мила, узнаваема. Она продолжает работать в театре и счастлива этим. Любит природу, свой дом и друзей, по-прежнему потрясающе выглядит - и в жизни, и на сцене.
Звания и награды Веры Васильевой
Заслуженная артистка РСФСР (1954);
Народная артистка РСФСР (1970);
Народная артистка СССР (1986) — «За большие заслуги в развитии советского театрального искусства»;
Сталинская премия первой степени (1948) — за исполнение роли Насти Гусенковой в фильме «Сказание о земле Сибирской»;
Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли Ольги Степановой в спектакле «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова;
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000);
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2010) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
Орден Почёта (1995) — за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами;
Орден Дружбы (2015) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность;
Орден Трудового Красного Знамени;
Премия «Хрустальная Турандот» (1996) — за долголетнее и доблестное служение театру;
Премия имени А. А. Яблочкиной (1996);
Премия «Кумир» (2003, в номинации «За высокое служение искусству»);
Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (2010);
Российская национальная актёрская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» (2014) — «за служение русскому репертуарному театру».
Творчество Веры Васильевой
Роли в театре
Год — Название, автор, постановщик — Роль:
1948 — «Лев Гурыч Синичкин» А. М. Бонди, Д. Т. Ленского, постановка Э. Б. Краснянского — Лиза Синичкина;