Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
5 декабря родились[en]: Ф. И. Тютчев, Г. И. Невельской, А. А. Фет, Ф. Ланг, У. Дисней, В. Гейзенберг, В. Ф. Тендряков
Скончались[en]:
В. А. Моцарт, Н. И. Пирогов, В. А. Серов, Александр Василевский, Нельсон Мандела

Георгий Данелия Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Георгий Николаевич Данелия — биография

Георгий Данелия

Георгий Николаевич Данелияроссийский[en] кинорежиссер, актер, сценарист, публицист. Народный артист СССР (1989). Премия «Золотой Овен» (1994). Муж актрисы Любови Сергеевны Соколовой. Знак зодиака — Дева.

Георгий Данелия родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. В 1955 году окончил Московский архитектурный институт, в 1959 — Высшие режиссерские курсы. Первые работы Данелия — фильмы: «Тоже люди» (1959, по эпизоду романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого), «Сережа» (1960, совместно с Игорем Васильевичем Таланкиным, по повести Веры Федоровной Пановой, главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах), «Путь к причалу» (1962, по повести Виктора Викторовича Конецкого) — как будто не предвещали рождения одного из лучших отечественных комедиографов. Но уже в этих его картинах присутствовали характерные черты стиля режиссера, присущие большинству последующих лент, в которых эксцентрика, сатира и сарказм могут вполне мирно уживаться в пределах одной картины с лиризмом, грустью, а порой даже и с мрачным, трагическим восприятием действительности.

Все без исключения герои для Данелии — «тоже люди», более того, понятия «отрицательное» и «положительное» в них настолько же относительны, как и деление жанров на трагедию и комедию. Кстати, в творчестве самого режиссера уже в названиях фильмов («Не горюй!», 1969; «Слезы капали», 1982) содержится противоречивое отношение к миру. И внутри повествований, и даже в одних и тех же его персонажах подчас скрыты взаимоисключающие настроения: от восторженности и жажды жизни до отчаяния и тяги к смерти. Именно поэтому видится условным определение раннего и позднего кинематографа Георгия Николаевича, как и настойчивое стремление вписать его в какие-то жанровые рамки.

Самый кассовый фильм «Афоня» (1975), в общем, благожелательно воспринятый также и властями, не очень-то разнится по подспудной интонации «печали о маленьком человеке», например, с якобы фантастической притчей «Тридцать три» (1966), плохо встреченной публикой и вызвавшей раздражение у начальства. Одна из самых горьких и беспощадных картин об эпохе застоя — «Осенний марафон» (1979, главный приз на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне и Государственная премия РСФСР, 1981) — тоже была поддержана на государственном уровне, как и более лирическая лента «Мимино» (1977, главный приз Международного кинофестиваля в Москве, Государственная премия СССР, 1978).

Фильм «Мимино» созвучен в какой-то степени с обаятельной лирической комедией «Я шагаю по Москве» (1964), который дружно признали легким и беспечным, как летний дождь. Но и в этой лирике находилось место для сатирических и трагикомических обертонов, а в мрачной эксцентрике картин «Совсем пропащий» (1973, по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна») и «Кин-дза-дза» (1986) вдруг прозвучали проникновенные нотки ностальгии по теплоте человеческих отношений.

Три последних работы Георгия Данелия («Паспорт», 1990, СССР-Франция; «Настя», 1993; «Орел и решка», 1995) тоже были удостоены внимания властей — Государственная премия России (1997), хотя в них очевидны самоповторы режиссера, чувствуется усталость и некоторая исчерпанность прежних средств выразительности. Однако несомненная цельность его творчества и упорство в отстаивании ценности любой человеческой индивидуальности проявляются и в этих фильмах 1990-х годов, в которой сопряжены многие сквозные темы Данелии — от психологической драмы «Путь к причалу» о «старом морском волке» до авантюр «новых русских» в ленте «Орел и решка».

В 2000 Георгий Николаевич Данелия снял фильм «Фортуна» с Вахтангом Константиновичем Кикабидзе в роли речного капитана в главной роли. (С. В. Кудрявцев, Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Семья Георгия Николаевича Данелия

  • Отец — Николай Дмитриевич Данелия (1902—1981) — инженер-путеец, был бригадиром, начальником шахты, главным инженером Метростроя Москвы и СССР, генерал-майор;
  • Мать — Мария Ивлиановна Анджапаридзе (1905—1980) — работала на «Мосфильме» ассистентом, вторым режиссёром; сняла несколько короткометражных фильмов. Лауреат Сталинской премии первой степени (1950);
  • Тётя — Верико Ивлиановна Анджапаридзе (1897—1987) — актриса театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Народная артистка СССР (1950);
  • Дядя — Михаил Эдишерович Чиаурели (1894—1974) — режиссёр театра и кино, актёр, сценарист, скульптор, художник-иллюстратор, педагог. Народный артист СССР (1948);
  • Двоюродная сестра — Софико Михайловна Чиаурели (1937—2008) — актриса театра и кино, народная артистка Грузинской ССР (1976) и Армянской ССР (1979);
  • Первая жена (1951—1956) — Ирина Гинзбург, адвокат;
  • Дочери — Светлана Георгиевна Данелия, юрист;
  • Внучка — Ирина;
  • Вторая жена (1957—1984, брак незарегистрирован) — Любовь Сергеевна Соколова, актриса. Народная артистка СССР (1990);
  • Сын — Николай Георгиевич Соколов-Данелия (1959—1985), режиссёр, поэт, художник. Умер от передозировки наркотиками;
  • Внучки — Маргарита Данелия, Алёна Данелия;
  • Третья жена — Галина Ивановна Юркова-Данелия (род. 1944) — актриса, режиссёр-постановщик.

Книги Г.Н. Даления

  • Кот ушел, а улыбка осталась. — М.: Эксмо, 2014. — 415 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-76244-6;
  • Безбилетный пассажир: «байки» кинорежиссёра. — М.: Эксмо, 2006. — 416 с. — 5100 экз. — ISBN 978-5-699-12714-6, 5-699-12714-3;
  • Тостуемый пьёт до дна. — М.: Эксмо, 2006. — 352 с. — 7100 экз. — ISBN 5-699-12715-3;
  • Чито-грито. — М.: Эксмо, 2007. — 768 с. — 17 000 экз. — ISBN 5-699-17248-3, 978-5-699-17248-1. (составлена из двух предыдущих - "Безбилетный пассажир" и "Тостуемый пьет до дна");
  • Джентльмены удачи и другие киносценарии. — СПб.: Сеанс: Амфора, 2008. — 624 с. — (Библиотека кинодраматурга). — 5000 экз. — ISBN 978-5-367-00641-4;
  • Не горюй! — М.: АСТ : Зебра Е, 2008. — 704 с. — (Актёрская книга). — 5000 экз. — ISBN 978-5-17-054369-4, 978-5-94663-620-9;
  • Р. Габриадзе В.Токарева Г. Данелия. Мимино. — М.: Искусство, 1978. — 88 с. — 30 000 экз.

Звания и награды

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965);
  • Народный артист РСФСР (1974);
  • Народный артист СССР (1989);
  • Государственная премия СССР (1978) — за фильм «Мимино» (1977);
  • Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1981) — за художественный фильм «Осенний марафон» (1979);
  • Государственная премия Российской Федерации в области киноискусства 1996 года (1997) — за художественные фильмы «Паспорт», «Настя», «Орёл и решка»;
  • Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (2014) — за участие в создании анимационного фильма «Ку! Кин-дза-дза»;
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2010) — за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность;
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000) — за большой личный вклад в развитие киноискусства;
  • Орден Трудового Красного Знамени (1980);
  • Орден «Знак Почёта»;
  • Орден Чести (Грузия, 2000);
  • Почётный гражданин Тбилиси (1985).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)