Разместите статью, биографию и пр.[en]

Михаил Жаров Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Михаил Иванович Жаров — биография

Михаил Иванович Жаров — советский и российский[en] актер и режиссёр театра и кино. Член ВКП(б) с 1950 года. Знак зодиака — Скорпион.

Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1942, 1947). Народный артист СССР (1949). Государственная[en] премия СССР[en] (1947), Герой Социалистического Труда (1974).

Михаил Жаров родился 27 октября (15 октября по старому стилю) 1900 года (по другим сведениям в 1899) в Москве.

Творческая биография

С 1913 года Миша — ученик наборщика в типографии, с 1915 — администратор и помощник режиссера в труппе Оперного театра Зимина. В 1920 Михаил Жаров окончил студию при театре ХПСРО (Художественно-просветительного Союза рабочих организаций). В 1920 — актер Первого передвижного фронтового театра, в 1921 — Рогожско-Симоновского театра им. Сафонова, в 1921-1925 — Театра Мейерхольда. В 1926-1927 и в 1929 — Бакинского рабочего театра, в 1928 — Казанского Большого драматического театра, в 1930 — Реалистического театра, в 1931-1938 — Московского Камерного театра. С 1938 — актер академического Малого театра.

Актёр — легенда. Он начинал ещё в немом кино. Жил и работал в непростые времена, которые переживала страна. Образы, которые он, воплотил на экране, столь многогранны, и ярки, что вряд ли кому теперь это под силу. У Жарова был неповторимый комедийный талант и ему так же были под силу драматические роли. Ему довелось работать с великими режиссёрами. Имя Михаила Жарова навсегда вошло в мировой кинематограф.

Михаил Иванович находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех — и отрицательных и положительных героев — общим качеством: все они великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни. Его герои умеют получать удовольствие от всего: еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них абсолютную достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.

Театральные роли

Михаил Жаров дебютировал в театре ХПСРО ролью Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы» (1918). Отработав сезон в театре им. Сафонова и поступив к Мейерхольду, с успехом играл у него эпизодические острохарактерные роли: мадам Брандахлыстову («Смерть Тарелкина», 1921), секретаря («Учитель Бубус», 1925), денщика («Мандат», 1925). Актер был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя почувствовал все же, когда, уйдя от Мейерхольда, увлекающегося эксцентрикой, стал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях. Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет Михаила Жарова: нелепый домоуправ («Зойкина квартира», 1927), балагур Васька Окорок («Бронепоезд 14-69», 1927), демобилизованный буденновец («Первая Конная», 1929), грубоватый матрос Алексей («Оптимистическая трагедия», 1933).

Наиболее полно раскрылось актерское дарование М. Жарова в Малом театре, где он играл в основном роли классического репертуара: Мурзавецкий («Волки и овцы», 1941), внушительный Городничий («Ревизор», 1946), неуемный Прохор («Васса Железнова», 1952), пьяница Иннокентий («Сердце не камень», 1954), злобный, невежественный Дикой («Гроза», 1962).

Киногерои

В кино Михаил Жаров дебютировал крохотной, практически незаметной ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915), первую большую роль — красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, — сыграл в 1925 в фильме «Дорога к счастью». В те годы Жарова считали непревзойденным мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орел», «Живой труп», «Окраина». «Марионетки»). Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, сочные, яркие краски, наделяя всех — и отрицательных и положительных героев — общим качеством: все они великие жизнелюбцы, обаятельные, уверенно и по-хозяйски чувствующие себя в этой жизни.

Герои Михаила Жарова умеют получать удовольствие от всего: еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них абсолютную достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьезный сюжет.

В 1930-е годы благодаря кино к Жарову пришла всенародная популярность. Артист был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссеры. У Н. В. Экка он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана («Путевка в жизнь», 1931), у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова — веселого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца МеншиковаПетр Первый[en]», 1937-1938, Государственная премия СССР, 1941), у И. М. Анненского — громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь», 1938), жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее», 1954), у братьев Васильевых — удалого казака Перчихина («Оборона Царицына», 1942, Государственная премия СССР, 1942), у С. М. Эйзенштейна — Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» мужика, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный», 1944).

На фото: Юрий Никулин встретился со своим соседом по даче в Загорянке Михаилом Жаровым, 1972 год:

Юрий Никулин и Михаил Жаров

Последняя роль

Михаил Жаров сыграл более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин («Деревенский детектив», 1968; «Анискин и Фантомас», 1974; «И снова Анискин», 1978).

Роль для актера программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, в полной мере реализующий самую великую иллюзию того времени, — веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.

Как режиссер М. Жаров поставил три фильма: «Беспокойное хозяйство» (1946), «Анискин и Фантомас» (1974, совместно с В. Раппапортом), «И снова Анискин» (1978, совместно с В. И. Ивановым). Автор книги «Жизнь, театр, кино» (1967). (Т. В. Сергеева)

Награды и звания

Фильмография Михаила Жарова

Телеспектакли

Год — Спектакль — Роль:

Роли в кино

Год — Название фильма — Роль:

Режиссёр кино

Участие в фильмах

Озвучивание

Петр 1 - художественный фильм, 1 и 2 серия, 1937 г.

Исторический фильм о Петре I. Жизнь и государственная деятельность российского царя.

Производство фильма: "Ленфильм".
Годы: 1937-1938, 1 и 2 серии.
Режиссеры: Владимир Петров, Сергей Бартенев.
Сценаристы: Владимир Петров, Алексей Толстой, Николай Лещенко.
Операторы: Вячеслав Горданов, Владимир Яковлев.
Композитор: Владимир Щербачев.
Художники: Николай Суворов, Владимир Калягин.

Михаил Иванович Жаров скончался 15 декабря 1981 года в Москве.

Подробнее о Михаиле Жарове читайте[en] в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:

Песня про Михаила:

«Мишка, где твоя улыбка» — Маргарита Суворова

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная