Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
3 декабря родились[en]: Джозеф Конрад, Михаил Ильич Кошкин, Годар Жан Люк
Скончались[en]:
Василий III Иванович, Сергей Нечаев, Афанасий Фет, Александр Кайдановский

Виктор Пелевин Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты/ Факты / Главная

Виктор Олегович Пелевин — биография

Виктор Олегович Пелевин

Виктор Олегович Пелевинрусский[en] писательПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения., автор многочисленных произведений. Знак зодиака — Скорпион.

ЛауреатЛауреат (от латинского laureatus — увенчанный лаврами) — лицо, которому присуждена государственная, республиканская, международная и т. п. премия, а также победитель конкурсов (главным образом художественных). множества литературных премий, среди которых «Малый Букер», полученной в 1993 году; «Национальный бестселлер», вручена в 2004; «Большая книга» (2010) и др. ДебютировалДебют (французское debut) — первое выступление на каком-либо поприще; например, артиста на сцене. произведением: «Колдун Игнат и Люди (Сказочка)» 1989.

Первой книгой, которая произвела на Виктора Пелевина неизгладимое впечатление, был роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Ради него Пелевин сбегал с уроков и подолгу читал новые главы в школьной библиотеке. До сих пор это произведение Булгакова для писателя — некий образ свободы человека от всех сковывающих его обстоятельств и влияний внешнего мира.

Виктор Пелевин родился 22 ноября 1962 года в Москве. Его отец — Олег Анатольевич Пелевин — преподаватель военной кафедры МГТУ имени Баумана. Мама — Зинаида Семёновна Ефремова работала школьной учительницей английского языка. Когда был маленьким, в детстве жил в доме на Тверском бульваре, потом переехал в район Чертаново. В 1979 году Витя окончил среднюю английскую спецшколу № 31 (сейчас гимназияГимназия (от гимнасий) — средняя общеобразовательная школа в России и некоторых зарубежных странах. Возникли в Германии в 16 веке. Первая в России — академическая в Санкт-Петербурге (основана в 1726 году). С 1804 года мужские гимназии открываются в каждом губернском городе (срок обучения с 1871 — 8 лет). С 1862 появились женские гимназии (срок обучения 7 лет, 8-й класс — педагогический).

В 1863-1882 годах общее среднее образование давали военные гимназии (срок обучения с 1873 — 7 лет). В 1917 реорганизованы в общеобразовательные школы. В Российской Федерации с 1989 года название «гимназия» принимают некоторые средние общеобразовательные школы с углубленным изучением ряда предметов.
имени Капцовых № 1520). Эта школа находилась в центре Москвы, на улице Станиславского (теперь Леонтьевский переулок), считалась престижной.

После школы поступил в Московский энергетический институтИнститут (от латинского institutum — установление, учреждение) — название различных специализированных учебных заведений (средних, высших, системы повышения квалификации и т. п.), а также научно-исследовательских учреждений. (ныне Национальный исследовательский университетУниверситет (от латинское universitas — совокупность) — высшее учебное-научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. Университет, как правило, осуществляет научную работу.

Первые университеты появились в 12-13 веках в Италии, Испании, Франции, Англии. Первые университеты в России — Академический (1726-66, Петербург) и Московский (с 1755); в 1916 было 11 университетов. В 1994 году в Российской Федерации насчитывалось свыше 40 государственных университетов, 80 государственных университетов технического, медицинского, педагогического, аграрного и других профилей, св. 30 негосударственных университетов.
Московский энергетический институт) на факультет электрификации и автоматизации промышленности и транспорта, который окончил в 1985 году. В апреле того же года его приняли на должность инженераИнженер — специалист с высшим техническим образованием. кафедры электрического транспорта МЭИ. Будущий писатель отслужил в армииАрмия (от латинского armo — вооружаю):

1) Обобщенное понятие для обозначения совокупности вооруженных сил государства.

2) Сухопутная часть вооруженных сил государства в отличие от военно-воздушных сил, военно-морских сил и других родов войск.

3) Оперативное объединение, предназначенное для выполнения оперативных задач. Может состоять из нескольких соединений, отдельных частей. В зависимости от принадлежности к виду вооруженных сил различают армии общевойсковые (в ряде государств — полевые), танковые, армии военно-воздушных сил и противовоздушной обороны (воздушные армии, армии противовоздушной обороны), ракетные и другие.
— в Военно-воздушных силах.

В 1987 году Пелевин поступил на очную аспирантуруАспирантура (от лат. aspiro — стремлюсь, стараюсь приблизиться) — форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 1930-х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций — с 1934). В нач. 1990-х гг. в Российской Федерации св. 60 тыс. аспирантов, в т. ч. при вузах св. 40 тыс.

В большинстве зарубежных стран подготовка, аналогичная аспирантуре, осуществляется главным образом при университетах в специальных центрах т. н. последипломного образования (обычно для магистров, лиценциатов и др.) и завершается защитой исследовательской работы и присуждением высшей ученой степени (чаще всего докторской).
МЭИ, в которой проучился до 1989 года. В 1989 году Виктор поступил в Литературный институт имени Горького, на заочное отделение (семинарСеминар (от латинского seminarium — рассадник) — вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и др. проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т. п. прозыПроза (от латинского prosa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии ее ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Первоначально развились деловая, публицистическая, религиозно-проповедническая, научная, мемуарно-исповедническая формы.

Художественная проза (рассказ, повесть, роман) преимущественно эпична, интеллектуальна в отличие от лирической и эмоциональной поэзии (но возможны лирическая проза и философская лирика); возникла в античной литературе; с 18 века выдвинулась на первый план в составе словесного искусства.
Михаила Петровича Лобанова). Однако здесь он тоже проучился недолго: в 1991 году его отчислили с формулировкой «за отрыв от института» (сам Пелевин сказал, что его отчислили с формулировкой «как утратившего связь» с вузом). По признанию самого писателя, учёба в Литературном институте ничего ему не дала.

Во время учёбы в Литинституте Виктор Олегович познакомился с молодым прозаиком Альбертом Егазаровым и поэтомПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. (позднее — литературным критикомЛитературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер.

Жанры литературной критики: рецензия, критическая статья об отдельном произведении, обзор, проблемная статья, монография о современном литературном процессе. Как особый вид литературы и как самостоятельная профессия сложилась в Европе в первой половине 19 века (Томас Карлейль, Шарль Огюстен Сент-Бев, Виссарион Григорьевич Белинский).
) Виктором Альфредовичем Куллэ. Егазаров и Куллэ основали свое издательство (сначала оно называлось «День», затем «Ворон» и «Миф»), для которого Пелевин как редактор подготовил трёхтомник американского[US] писателя и мистикаМистика (от греч. mystikos — таинственный) — религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику. Карлоса КастанедыКарлос Кастанеда — американский этнограф и писатель. С 1962 года в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес). Долгое время жил среди мексиканских индейцев племени яки, изучая искусство шаманов.

О своем пути к «тайному знанию» рассказал в многочисленных беллетристических произведениях, в т. ч. «Учение Дона Хуана: путь к познанию индейцев яки» (1968), «Особая реальность: феноменология специального согласия» (1971), «Сила тишины: очередной урок Дона Хуана» (1987).
.

Карикатура Виктора ПелевинаС 1989 по 1990 год Пелевин проработал штатным корреспондентом журналаЖурнал (французское journal, первоначально — дневник) — печатное периодическое издание. Первым журналом считается «Журналь де саван» («Journal des scavants», Франция, 1665). В России первый журнал — приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в Ведомостях» (1728). «Face to Face». Кроме того, в 1989 году он стал работать в журнале «НаукаНаука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 веках и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

Объем научной деятельности с 17 века удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.
и религияРелигия (от латинского religio — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам).», где готовил публикацииПубликация (от латинского publico — объявляю всенародно):

1) Доведение чего-либо до всеобщего сведения посредством печати, радиовещания или телевидения.

2) Изданное произведение.
по восточному мистицизму. В том же году в «Науке и религии» был опубликован его первый рассказ «Колдун Игнат и люди». Публикация этого рассказа стала литературный дебютом Пелевина.

В 1991 году Виктор Олегович выпустил первый сборник рассказов «Синий фонарь». Сначала эта книгаКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц); средство информации. Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э.), со 2-4 вв. заменялся кодексом. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага.

В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография. Первой печатной книгой считают текст, воспроизведенный ксилографическим путем в Корее в период с 704 по 751. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. 15 в.) привело к резкому росту выпуска книг.
не была замечена критиками, однако спустя год Пелевин получил за неё Малую букеровскую премиюБукеровская премия — литературная премия. Учреждена английской компанией «Букер»; является одной из самых престижных литературных премий в Великобритании и других странах.

В России Букеровская премия была учреждена в 1991, году присуждается за лучший роман, призвана поощрять творчество авторов, пишущих на русском языке, пробуждать интерес к современной русской литературе, способствовать процветанию издательского дела и переводческой деятельности. Произведения на соискание премии выдвигаются российскими и зарубежными номинаторами. Выдвинутые произведения составляют "длинный список" (long list), принятый к рассмотрению жюри премии, состоящим из профессиональных литераторов и деятелей культуры.
, а в 1993 году — премии «Интерпресскон» и «Бронзовая улитка». В марте 1992 года в журнале «Знамя» был опубликован его романРоман (французское roman, немецкое Roman; английское novel/romance; испанское novela, итальянское значение Romanzo) — центральный жанр европейской литературы Нового времени, вымышленное, в отличие от соседствующего с ним жанра повести, обширное, сюжетно разветвленное прозаическое повествование (несмотря на существование компактныхе, так называемых «маленьких романов» (французское le petit roman), и романов стихотворных, напр. «роман в стихах» «Евгений Онегин»). «Омон Ра», который привлёк внимание литературных критиков и номинировался на Букеровскую премию. В апреле 1993 года в этом же журнале был опубликован следующий роман Виктора Пелевина — «ЖизньЖизнь — одна из форм существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Организмы отличаются от неживых объектов обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, развитию, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде и т. п. Полагают, что жизнь возникла путем абиогенеза. насекомых».

В 1993 году писатель опубликовал в «Независимой газете» эссеЕссе (франц. essai — опыт, набросок) — жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра — Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Ф. М. Достоевского, В. В. Розанова, Вячеслава И. Иванова). «Джон Фаулз и трагедия русского либерализмаЛиберал (от латинского liberalis — касающийся свободы, свободный):

1) В первоначальном значении — свободомыслящий, вольнодумец; иногда человек, склонный к излишней снисходительности.

2) Последователь и сторонник либерализма; в более узком смысле — член либеральной партии.
». Это эссе, бывшее ответом писателя на неодобрительную реакцию некоторых критиков на его творчествоТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности., впоследствии стало упоминаться в СМИСМИ Средства массовой информации (печать, радио, телевидение и др.). Массовая коммуникация — систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей. как «программное». В том же году он был принят в Союз журналистов России.

В 1995 году за эссе "Зомбификация" Виктор Пелевин был отмечен премией "Странник".

В 1996 году в «Знамени» был опубликован роман Пелевина «ЧапаевВасилий Иванович Чапаев (1887 — 5 сентября 1919, Лбищенск) — советский военачальник, герой Гражданской войны. С 1918 года года командовал отрядом, бригадой и 25-й стрелковой дивизией, сыгравшей значительную роль в разгроме войск Александра Васильевича Колчака летом 1919 года. Раненый во время налета уральских казаков, он утонул при попытке переплыть Урал. Образ Чапаева запечатлен в повести Дмитрия Андреевича Фурманова «Чапаев» и одноименном кинофильме. и Пустота». Многие критики назвали это произведение лучшим романом года, говорили о нём как о первом в России «дзен-буддистском» романе, сам же писатель называл это своё произведение «первым романом, действие которого происходит в абсолютной пустоте». Роман получил премию «Странник-97», а в 2001 году вошел в шорт-лист самой большой в мире литературной премии International Impac Dublin Literary Awards.

Он был удостоен Немецкой литературной премии имени Рихарда Шенфельда (2000), а также премии "Бронзовая улитка" (2000).

Литературные критики, помимо буддистских мотивов, отмечали склонность Пелевина к постмодернизму и абсурдизму. Упоминалось также и влияние на творчество писателя эзотерической традиции и сатирической научной фантастики.

В 1999 году вышел роман Пелевина «Generation П», ставший бестселлеромБестселлер (английское best seller) — наиболее раскупаемая книга, издаваемая большими тиражами.. Этот роман является визитной карточкой писателя. Во всем мире было продано более 3,5 миллионов экземпляров романа, книга получила ряд премий, в частности, немецкую литературную премию имени Рихарда Шёнфельда, и приобрела статус культовой.

Generation «П» — культовый в молодежной среде роман посвящен явлению, проникшему во все поры нашей повседневной жизни, — рекламе.

По произведениям Виктора Олеговича в 2000 году был снят короткометражный фильмКороткометражный фильм — кинофильм, состоящий не более чем из 4-5 частей (т. е. длящийся не более 40-50 мин. экранного времени). режиссераРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой Ульяны Шилкиной "Ничего страшного".

В 2001-2002 годах были опубликованы очередные книги Пелевина — "Затворник и Шестипалый", "Хрустальный мир", "Встроенный напоминатель".

В 2003 году, после пятилетнего перерыва в публикациях, вышел его роман «ДиалектикаДиалектика [от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор] — философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.
переходного периода. Из ниоткуда в никуда» («DПП. NN»), за который писатель получил премию Аполлона Григорьева в 2003 году и премию «Национальный бестселлер» в 2004 году. Кроме того, «DПП (NN)» вошёл в шорт-лист премии Андрея Белого за 2003 год.

В 2004 году вышла "Священная книга оборотня", в которой писатель, возвращаясь к некоторым мотивам своих первых фантастических произведений, иронически откликается на современность.

Виктор Олегович Пелевин в темных очкахВ 2006 году издательство «Эксмо» выпустило роман Пелевина «Empire V», который в 2007 году вошёл в шорт-лист премии «Большая книга» как победитель читательского интернет голосования. Текст «Empire V» появился в Интернете ещё до публикации романа. Представители «Эксмо» утверждали, что это произошло в результате кражи, однако некоторые предполагали, что это был маркетинговый ход издательства.

В 2008 году книга писателя "П5" появилась в продаже 5 октября ровно в полночь, что создало очереди в немногочисленных магазинах, открытых в столь поздний час.

В октябре 2009 года вышел роман Пелевина «t». Автор книги стал лауреатом пятого сезона Национальной литературной премии «Большая книга» (2009—2010, третий приз) и стал победителем читательского голосования.

В 2010 году писатель был отмечен третьей премией "Большая книга" и премией читательского интернет голосования. Книга Пелевина "Ананасная вода для прекрасной дамы", вышедшая в декабре 2010 года, с первого дня стала супербестселлером по количеству продаж.

В декабре 2011 года вышел в свет новый роман Виктора S.N.U.F.F.

Его книги были переведены на многие языки, включая японский и китайский. ПьесыПьеса:

1) Драматическое представление для театрального представления.

2) Небольшое музыкальное инструментальное лирическое или виртуозное сочинение.
по его рассказам с большим успехом идут в театрахТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
Москвы, Лондона и ПарижаПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Население 2,1 млн. человек (2004). Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11,4 млн. человек..

Весной 2011 года по одноименному роману Пелевина в российский прокат вышел фильм американского режиссера Виктора Львовича Гинзбурга "Generation П", снимавшийся с 2007 года. Картина стала одной из заметных российских премьер года и собрала в российском прокате более 4 миллионов долларовДоллар (английское dollar, от немецкого Taler — талер):

1) Денежная единица США, равная 100 центам. Введен в 1786 году (серебряный доллар). Чеканились золотые, серебряные, медно-никелевые (с 1965 года) доллары. В настоящее время в обращении находятся купюры достоинством в 1, 2, 5, 10, 20, 50 и 100 долларов.

2) Название денежной единицы Канады, Австралии, Новой Зеландии, Либерии, Зимбабве, Брунея, Сингапура, Барбадоса, Гайаны, Тринидада и Тобаго, Ямайки, Западного Самоа, Белиза, Сянгана, Фиджи, а также Багамских, Бермудских островов и др.

3) Серебряная монета в Китае (1907-1949).
. 16 ноября 2012 года фильм вышел в американский прокат.

В декабре 2011 года Пелевин выпустил в издательстве «Эксмо» роман «S.N.U.F.F.». В феврале следующего года это произведение получило премию «Электронная книга» в номинации «Проза года».

В августе 2012 года в ГерманииГермания (Deutschland), Федеративная Республика Германия (Deutschland, Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Омывается Балтийским и Северным морями. Граничит с Польшей, Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией.

Площадь Германии 356,9 тыс км2. Население 82,4 млн человек (2007). Столица — Берлин. Крупнейшие города: Гамбург, Франкфурт, Бремен, Кельн, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг, Дортмунд, Ганновер, Дрезден, Хемниц, Дюссельдорф, Галле, Росток, Штутгарт, Эссен, Бонн.
начались съемки фильмаФильм (от английского film — пленка) (кинофильм) — совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; произведение киноискусства; в узком смысле — фильмокопия. по мотивам романа "Чапаев и Пустота". Картину снимает американский режиссер Тони Пембертон, она будет называться так же, как и английский перевод романа, "Мизинец Будды".

Виктор Гинзбург планирует начать съемки фильма по роману Виктора Пелевина Empire V зимой 2013 года.

Писатель является лауреатом многих литературных премий, среди которых Малая Букеровская премия, национальная литературная премия "Большая книга", общероссийская премия "Национальный бестселлер"» (2004), премии за литературную фантастику "Интерпресскон", "Бронзовая улитка", "Странник" и многие другие (см. список в конце этой статьи).

Журнал French Magazine включил Виктора Олеговича Пелевина в список тысячи самых значимых современных деятелей мировой культуры, где Россия, помимо Пелевина, была представлена кинорежиссером Александром Сокуровым. В 2009 году писатель стал самым влиятельным интеллектуалом России по версии портала OpenSpace.ru, который провел открытое голосование среди Интернет пользователей.

Виктора Пелевина называют главным мистификатором современной литературыЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
. Писатель с самого начала своей творческой карьеры практически не появляется на публике, не общается со СМИ, очень редко дает интервьюИнтервью (английское interview) — жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам. Подразделяется на интервью-сообщение, преследующее главным образом информационную цель, и интервью-мнение, комментирующее известные факты и события. и не встречается с поклонниками. Он известен тем, что не входит в «литературную тусовку» и предпочитает общение в Интернете. Всё это стало поводом для разных слухов: утверждалось, например, что писателя вообще не существует, а под именем «Пелевин» работает группа авторов, "литературных негров" или компьютер. Например, радиоведущий, телеведущий, режиссёр и актёр Александр Гарриевич Гордон в программе «Закрытый показ» 17 февраля 2012 высказал сомнение в самом существовании такого человека, как писатель Пелевин. В мае 2011 года появилась информация, что Пелевин будет лично присутствовать на церемонии вручения премии «Супер нацбест». Особо отмечалось, что это должно было быть первое появление писателя на публике. Но вопреки ожиданиям лауреат на церемонию не пришёл.

СМИ указывали, что Виктор Пелевин часто бывает на Востоке: например, он был в Непале, Южной Корее, Китае и Японии. Отмечалось, что писатель не называет себя буддистом, однако занимается буддистскими практиками. По свидетельствам людей, знающих писателя лично, свое увлечение буддизмом Пелевину удается сочетать с практичностью «в денежных вопросах».

Пелевин неоднократно подчёркивал: несмотря на то, что его герои принимают наркотики, сам он наркоманом не является, хотя в молодости и экспериментировал с расширяющими сознаниеСознание — человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении; психическая деятельность как отражение действительности. веществами.

Пелевин не женат. По данным на начало 2000-х годов, он жил в Москве, в районе Чертаново.

Произведения писателя неоднократно ставились в театре. Так, в 2000 году Павел Урсул в здании Театра клоунады имени Терезы Дуровой представил спектакльСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) — произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком. «Чапаев и Пустота», а в 2001 году киевский театр ДАХ поставил по тому же роману спектакль «…четвёртый лишний…». В 2005 году в рамках театрального фестиваля NET в Театральном центре на Страстном состоялась премьераПремьера (французское premiere, буквально — первая) — первый (или один из первых) публичный платный показ нового спектакля, циркового или эстрадного представления, первая демонстрация фильма и др. интерактивного спектакля Живиле Монтвилайте Shlem.com по роману Пелевина «Шлем ужаса». В 2007 году на сцене филиала московского театра имени Пушкина спектакль «Бубен верхнего мира», поставленный режиссёром Мариной Брусникиной по мотивам рассказов Пелевина открыл новый театральный сезон, а в феврале 2008 года в Театральном центре на Страстном состоялась премьера спектакля «Хрустальный мир» по одноимённому рассказу писателя (режиссёр Сергей Щедрин).

Виктор Пелевин в темных очках

Циклы Пелевинских произведений

Рассказы

Романы

Повести

  • 1990 — Затворник и Шестипалый;
  • 1991 — Принц Госплана;
  • 1993 — Жёлтая стрела.

Стихи

Эссе

Статьи

  • 1999 — Виктор Пелевин спрашивает PRов.

Сборники

Экранизации произведений Виктора Пелевина

  • В 2008 году в СМИ появилась информация о том, что компания «Гарпастум-фильм» снимет фильм «А Хули» по «Священной книге оборотня» Пелевина.
  • В 2009 году стало известно о съемках в Германии фильма «Мизинец Будды» («Buddha’s little finger») по мотивам романа «Чапаев и пустота».
  • 14 апреля 2011 года в российский прокат вышел фильм «Generation П», снятый Виктором Гинзбургом по одноименному роману Пелевина. Картина снималась с октября 2006 по январь 2011 года, её бюджет составил 7,5 миллионов долларов. Сам писатель в съемках фильма участия не принимал. Фильм оказался успешным, и в мае 2011 года Гинзбург объявил о намерении экранизироватьЭкранизация — интерпретация средствами кино произведений прозы, драматургии, поэзии, а также оперных и балетных либретто. ещё один роман Пелевина — «Empire V»;
  • «Generation П» (2011);
  • «Ничего страшного» (2000), короткометражный фильм, дипломная работа режиссера Ульяны Викторовны Шилкиной, экранизация рассказа «Синий фонарь»;
  • Немецкий фильм «Buddha’s Little Finger» (в планах), экранизация романа «Чапаев и Пустота»;
  • «Empire V» (в планах).

Награды и премии

28 "колючих" цитат Виктора Пелевина

Отшельник, наркоман, метафизик, сумасшедший философ — как только не называли писателя Пелевина современники, но продолжали и продолжают зачитываться его фантасмагоричными романами. Просто Виктор Олегович — лучший пародист этой самой современности. Пародии его, конечно, не всем приходятся по вкусу, но он и не для всех пишет. И пока недовольные спорят, загадочный писатель просто разражается своим беззвучным дзенским смехом.

  • 1. Окончательную правду русскому человеку всегда сообщают матом.
  • 2. Человеку не нужно трех сосен, чтобы заблудиться, — ему достаточно двух существительных.
  • 3. В наше время люди узнают о том, что они думают, по телевизору.
  • 4. В любви[en] начисто отсутствовал смысл. Но зато она придавала смысл всему остальному.
  • 5. То, для чего нет слова, для 99,99% людей не существует вообще.
  • 6. Достаточно было спокойно подумать три секунды, чтобы все понять. Вот только где их взять, эти три спокойных секунды? У кого в жизни они есть? Мы не только живем, но и умираем на бегу — и слишком возбуждены собственными фантазиями, чтобы остановиться хоть на миг.
  • 7. О чем вся великая русская классика? Об абсолютной невыносимости российской жизни в любом её аспекте. И все. Ничего больше там нет. А мир хавает. И просит еще.
  • 8. Даже когда люди догадываются, что они просто батарейки матрицы, единственное, что они могут поделать с этой догадкой, это впарить ее самим себе в виде блокбастера...
  • 9. Вы, русские, вообще смешные. Потому что все принимаете на свой счет. А на свой счет надо принимать только деньги, остальное — спам.
  • 10. Слышал ли я хлопок одной ладони? Много раз в детстве, когда мама шлепала меня по попке. Я думаю, что поэтому и стал буддистом.
  • 11. То, что кажется иному человеку раем, для другого будет просто нездоровым образом жизни.
  • 12. Я раньше много путешествовал и в какой-то момент вдруг понял, что, куда бы я ни направлялся, на самом деле я перемещаюсь только по одному пространству и это пространство — я сам.
  • 13. Смайлик — это визуальный дезодорант. Его обычно ставят, когда юзеру кажется, что от него плохо пахнет. И он хочет гарантированно пахнуть хорошо.
  • 14. На самом деле слова «прийти в себя» означают «прийти к другим», потому что именно эти другие с рождения объясняют тебе, какие усилия ты должен проделать над собой, чтобы принять угодную им форму.
  • 15. Человек привык видеть дьявола везде, кроме зеркала и телевизора.
  • 16. Хочешь быть счастлив в любви — никогда про это не думай.
  • 17. Собака смотрит на палку, а лев на того, кто ее кинул. Кстати, когда это понимаешь, становится намного легче читать нашу прессу.
  • 18. Я с детства считал, что отношениям мужчины с женщиной не хватает той доверительной и легкомысленной простоты, которая существует между друзьями, решившими вместе принять на грудь.
  • 19. Жизнь очень странно устроена. Чтобы вылезти из колодца, надо в него упасть.
  • 20. Всегда рекламируются не вещи, а простое человеческое счастье. Всегда показывают одинаково счастливых людей, только в разных случаях это счастье вызвано разными приобретениями. Поэтому человек идет в магазин не за вещами, а за этим счастьем, а его там не продают.
  • 21. Если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет.
  • 22. Кому-нибудь другому очень просто рассказать, как надо жить и что делать. Я бы любому все объяснил. И даже показал бы, к каким огням лететь и как. А если то же самое надо делать самому, сидишь на месте или летишь совсем в другую сторону.
  • 23. Но люди все равно занимаются сексом — правда, в последние годы в основном через резиновый мешочек, чтобы ничего не нарушало их одиночества.
  • 24. Я постараюсь объяснить, что такое Пустота. Только слушайте очень внимательно. Итак (молчит). Вот только что вы ее видели. Вот это она и есть.
  • 25. Антирусский заговор, безусловно, существует — проблема только в том, что в нем учавствует всё взрослое население России.
  • 26. Человеческий мозг так «прошит», что словесный уровень кодировки преодолевает визуальный. Сотни лет люди кричат, что мы живём в царстве визуальных образов. Это, конечно, так — но классифицировать визуальное многообразие можно только с помощью слов.
  • 27. Людям говорят, что они страдают, поскольку грешат. А на деле их учат грешить, чтобы оправдать их страдание. Заставляют жить по-скотски, чтобы и забить их можно было как скот. Сколько бедняг в России запивает сейчас водочкой преступление, совершенное ради колбасы. Бараны на мясобойне, которые еще не поняли, что их ждет...
  • 28. Улыбайся всем как можно шире — они должны быть уверены, что ты холодная лицемерная сволочь.
  • 29. Для живущих в матрице конгнитивный диссонанс невозможен, особенно когда на эту ТВ-матрицу тратятся огромные средства.

— Ты действительно думаешь, что человек поднялся в результате эволюции выше животных?

— Конечно, — ответил я. — А разве нет?

— Нет, — сказал он. — Он опустился гораздо ниже. Сегодня только ушедший от дел миллионер может позволить себе образ жизни животного: жить на природе в самых подходящих для организма климатических условиях, много двигаться, есть экологически чистую пищу, и при этом вообще никогда ни о чем не волноваться. Подумайте: ведь никто из животных не работает.

— А белочки? — спросила Гера. — Они ведь собирают орехи.

— Милая, это не работа. Вот если бы белочки с утра до ночи впаривали друг другу прокисшее медвежье г*вно, это была бы работа. А собирать орехи — это бесплатный шоппинг.

Подробнее о Пелевине читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:

  • Лариса Михайловна Алексеева. Переводимые и не переводимые писатели // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики: материалы ежегодной международной конференции. Екатеринбург, 7 февраля 2014 г. Ч. I. — Екатеринбург: Уральский государственный[en] педагогический институт, 2014. — С. 125—134. — 196 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-7186-0584-6;
  • Александр Александрович Генис. Беседа десятая: поле чудес. Виктор Пелевин // Звезда. — 1997. — № 12;
  • Генис А. А. Феномен Пелевина // Общая газета. — 1999. — № 19;
  • Дмитриев А. В. Современная мифология как элемент структуры романа В. Пелевина «Generation ‘П’» // Гуманитарные исследования: Журнал фундаментальных и прикладных исследований. — 2002. — № 4. — С. 55-60;
  • Евгений Ермолин Медиумы безвременья. М.: Время, 2015. ISBN 978-5-9691-1367-1;
  • Константин Александрович Кедров. Влюблённые числа // Русский курьер. — 2003. — № 92;
  • Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? Об одной авантюре Виктора Пелевин // Новое литературное обозрение. — 1997. — № 28;
  • Минкевич А. Поколение Пелевина // Русский журнал;
  • Дмитрий Валерьевич Нечепуренко. О философских предпосылках и цели творчества В. О. Пелевина // Вестник Челябинского государственного университета. — Челябинск: ЧелГУ, 2011. — Вып. 53. — № 11 (226). — С. 95—98;
  • Павлов В. Рецензия на роман В. Пелевина «Generation П”» // Знамя. — 1999. — № 12;
  • Сергей Аркадьевич Полотовский, Роман Владимирович Козак. Пелевин и поколение пустоты. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. — 232 с. — ISBN 978-5-91657-304-6;
  • Ирина Бенционовна Роднянская. Этот мир придуман не нами // Новый мир. — 1999. — № 8;
  • Александр Михайлович Ройфе. Душка Пелевин: (Рецензия на роман В. Пелевина «Generation “П”») // Книжное обозрение. — 13.04.1999. — С. 7;
  • Вадим Петрович Руднев. «Читал бы сутры, знал бы прикуп» // На посту: Культура /Искусство. — 1998. — № 1;
  • Михаил Кузьмич Рыклин. Просветление препарата // Искусство кино. — 1998. — № 5;
  • Соломина А. Свобода: надтекст вместо подтекста // Литературное обозрение. — 1998. — № 3. — С. 92;
  • Сафронова Л. В. Мифодизайнерский комментарий к текстам Пелевина // Критика и семиотика. — 2004. — Вып. 7. — С. 235-236;
  • Свердлов М. Технология писательской власти // Вопросы литературы. — 2003. — № 4;
  • Игорь Витальевич Силантьев. Риторика дискурсных смешений в романе В. Пелевина «Generation “П”» // Критика и семиотика. — 2005. — Вып. 8. — С. 239—257;
  • Силантьев И. В. Дискурс откровения в романе В. Пелевина «Generation „П“» // Новый филологический вестник. — 2007. — Т. 5, № 2;
  • Филиппов Л. Полёты с затворником // Звезда. — 1999. — № 5.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)