Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
9 декабря родились[en]: Иоганн Иоахим Винкельман, Петр Алексеевич Кропоткин
Скончались[en]:
Саади, Салтычиха, Дмитрий Мережковский, Сергей Столяров

Цицерон Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты/ События истории / Оглавление / Домой

Цицерон — биография

Цицерон

Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности

Марк Туллий Цицерон (Marcus Tullius Cicero) — римский политический деятель, оратор, философ и писательПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.. Сторонник республиканского строя. Из его сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатовТрактат (от латинского tractatus — рассмотрение) — научное сочинение, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема; рассуждение на специальную тему. по риторике, политикеПолитика (греческое politika — государственные или общественные дела, от polis — государство) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.
, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона — источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

Цицерон родился 3 января 106 года до нашей эры, в Арпине (Италия), в 120 км к югу-востоку от Рима, в семье всадников. С 90 года жил в Риме, обучаясь красноречию у правоведа Муция Сцеволы Авгура. В 76 был избран квесторомКвестор (латинское quaestors, от quaeso — ищу, веду следствие) — в Древнем Риме младшие магистраты; первоначально — помощники консулов, казначеи и следователи уголовного сыска, впоследствии специализировались на заведовании государственной казной. и отправлял магистратские обязанности в провинции Сицилия. Как квестор, исполнивший свою магистратуру, стал членом сената и прошел все этапы сенатской карьеры: в 69 — эдилЭдилы (латинское aedils, буквально — храмовники) — в Древнем Риме младшие магистраты. Первоначально были помощниками народных трибунов, хранителями плебейского архива и казны в храме Цереры. В 367 до н. э. к паре плебейских эдилов прибавили пару эдилов патрицианских или курульных; с этих пор 4 эдила заведовали 4-мя районами города Рима: следили за чистотой улиц, за состоянием храмов и общественных сооружений, за рыночными ценами и мерами веса и т. д.

Особенное значение имела их обязанность устраивать общественные зрелища: стремясь к высшим магистратурам, эдилы с помощью пышных представлений «покупали» голоса будущих избирателей. Эдилитет — вторая ступень на лестнице должностей. Обычный возраст эдила — 36-37 лет. Курульный эдилитет стал доступен плебеям с 364 до н. э.
, 66 — преторПреторы (латинское praetores, от praeitor — идущий впереди, предводитель) — высшие (после консулов) римские магистраты, ведавшие судопроизводством; первоначально — собирательное название высших римских должностных лиц: диктатора и консулов., 63 — консулКонсулы (латинское сonsules) — верховные магистраты Древнего Рима. После падения царской власти (509 до н. э.) в Риме избирались в центуриатных комициях сроком на один год два консула, обладавшие унаследованной от царей верховной властью (империем), которая включала в себя высшие военные, судебные и административные полномочия. Первоначально консулы избирались только из патрициев, но с 367 до н. э. — также из плебеев.. В качестве консула Цицерон подавил антисенатский заговор КатилиныКатилин (Catilina) (ок. 108-62 до н. э.) — римский претор в 68 году. В 66-63 пытался захватить власть, привлекая недовольных обещанием кассации долгов. Заговор был раскрыт Цицероном., получив в виде признания своих заслуг почетное звание Отца Отечества (впервые в истории Рима присвоенное не за воинские подвиги). В 50-51 — наместник провинции Киликия в Малой Азии.

Начиная с 81 и на протяжении всей жизни Цицерон с неизменным успехом выступал с политическими и судебными речами, стяжав репутацию величайшего оратораОратор — тот, кто произносит речь, а так же человек, обладающий даром красноречия. своего времени. В качестве наиболее известных речей: «В защиту Росция из Америи» (80 г.), речи против Верреса (70), «В защиту поэтаПоэт — писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. Архии» (62), четыре речи против Катилины (63), «Об ответе гаруспиков», «О консульских провинциях», в защиту Сестия (все три — 56), тринадцать речей против Марка Антония (так называемые Филиппики) — 44 и 43.

С середины 50-х годов Цицерон все больше погрузился в занятия теорией государстваГосударство — в теории права способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, опирающаяся на средства и меры принуждения. и права и теорией красноречия: «О государстве» (53 г.), «Об ораторе» (52), «О законах» (52). После гражданской войны 49-47 (Цицерон присоединился к сенатской партии Гнея Помпея) и установления диктатуры Цезаря Цицерон вплоть до конца 44 жил в основном вне Рима на своих сельских виллахВилла (латинское villa — усадьба, поместье) — загородный дом с садом или парком.. Эти годы характеризовались особым подъемом творческойТворчества — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. активности Цицерона. Помимо продолжения работы над теорией и историей красноречия («Брут», «Оратор», «О наилучшем виде ораторов», все три — 46), он создал основные сочинения по философии, среди которых наиболее важны и известны «Гортензий» (45 г.; сохранился в многочисленных извлечениях и отрывках), «Учения академиков» и «Тускуланские беседы» (все — 45 г.); к 44 г. относятся два произведения особого жанра — «Катон, или О старости» и «Лелий, или О дружбе», где Цицерон создал идеализованные и стоящие на грани художественного изображения образы духовно ему особенно близких великих римлян предшествующего векаВек — промежуток времени, равный ста календарным годам. Например, 20 век — период с 1 января 1901 по 31 декабря 2000 года. — Катона Цензория, Сципиона Эмилиана, Гая Лелия.

В марте 44 года был был убит Цезарь; в декабре Цицерон возвратился в Рим, чтобы попытаться убедить сенат защитить республиканский строй от наследников диктатуры Цезаря — триумвиров Октавиана, Антония и Лепида. Речи и действия его оказались безуспешны. По настоянию Антония его имя было включено в проскрипционныеПроскрипции (от латинского proscriptio, букв. — письменное обнародование) — в Древнем Риме списки лиц, объявленных вне закона (при Сулле, 82-79 до н. э.; при 2-м триумвирате, 43 до н. э.). Использовались в политической борьбе, для сведения личных счетов, а также как средство обогащения (имущество проскрибированного подвергалось конфискации). списки, и 7 декабря 43 Цицерон был убит.

Основные проблемы творчества Цицерона

Происхождение из небольшого италийского муниципияМуниципи (латинское, ед. ч. municipium):

1) В римском государстве италийские, а с 3 в. до н. э. и провинциальные города, свободное население которых получало в полном или ограниченном объеме права римского гражданства и самоуправление.

2) Название административно-территориальных единиц в некоторых государствах Латинской Америки (например, на Кубе).
, где с незапамятных времен был укоренен род Туллиев, явилось биографической основой для развитого Цицероном в трактатах «Об ораторе» (I, 44) и «О законах» (II, 5) учения о «двух родинах»: у каждого римского гражданина две родины — по месту рождения и по гражданской принадлежности, и «родина, которая нас произвела на свет, нам не менее дорога чем та, которая нас приняла». Здесь нашел себе отражение капитальный факт истории и культуры античного мира: сколь бы ни были обширны позднейшие государственные образования, монархииМонарх (греческое monarchos) — единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением власть монарха является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

Во всех монархических странах особа монарха является неприкосновенной и никакой ответственности не подлежит. Монархами являются короли Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан Малайзии, Брунея, Омана; эмир Кувейта; великий герцог Люксембурга, князь Лихтенштейна.
или империи, социально и психологически реальной исходной ячейкой общественной жизни оставался продолжавший жить в их составе город-государство — гражданская община («Об обязанностях» I, 53).

Поэтому республикаРеспублика — форма государственного правления, при которой все высшие органы власти избираются или формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Большинство государ Рима, охватившая ко времени Цицерона огромные территории, не исчерпывалась для него своим военно-политическим и государственно-правовым содержанием. Он видел в ней форму жизни, интенсивно переживаемую непосредственную ценность, а ее основой считал солидарность граждан, способность каждого, поняв интересы общины и государства, поступать в соответствии с ними. Все дело было в том, чтобы эти интересы им правильно объяснить, доказать и убедить силой слова, — красноречие было для Цицерона формой духовной самореализации, залогом общественного достоинства гражданина, политического и духовного величия Рима (Брут, 1-2; 7).

К вершинам красноречия вели два пути. Один состоял в служении словом государству и его интересам на основе бескорыстной им преданности, гражданской доблести (virtus) и обширных познаний в политике, праве, философииФилософия (от фил... и греческого sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. (О нахождении материала I, 2; Об ораторе III, 76); другой путь состоял в овладении формальными приемами, которые позволяли оратору убедить любую аудиторию принять нужное ему решение (О нахождении материала I, 2-5; Об ораторе 158; речь в защиту Клуэнция 139); искусство этого последнего рода обозначалось в Риме греческим по происхождению термином риторикаРиторика — (греческое rhetorike) — Наука об ораторском искусстве и шире — о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и о 3 средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое время (в России М. В. Ломоносов ). В 19 в. учение о словесном выражении влилось в поэтику и стало частью теории литературы под названием стилистики. В сер. 20 в. возрождается широкое (общелитературное, лингвистическое и даже философское) значение терэффективной речевой коммуникации.. Стремление Цицерона соединять в обучении оратора, как и в любом обучении вообще, высокое духовное содержание с практическими приемами обеспечило ему важное место в теории и истории педагогикиПедагог (от греческого paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.)..

Однако, в конкретных условиях Древнего Рима обе эти стороны дела становились все менее совместимы: кризис республики в 1 веке, приведший к замене ее империей, как раз и состоял в том, что ее политическая практика все яснее оказывалась ориентирована на интересы лишь правящей верхушки города Рима и приходила во все более острый конфликтовКонфликт (от латинского conflictus — столкновение) — столкновение сторон, мнений, сил. с интересами развития государства в целом и с его консервативной системой ценностей. Нравственная перспектива, с одной стороны, и обеспечение непосредственных интересов, будь то государственного руководства, клиента в суде или своих личных, с другой, находились в постоянном и углубляющемся противоречии, а единство virtus и политической — даже шире: жизненной — практики все больше раскрывалось как черта не реального, а идеального Рима, как его художественно-философский образ.

Все узловые моменты деятельности Цицерона и его творчества, равно как восприятие его последующими веками, связаны с этим противоречием. Моральный кодекс Римской республики основывался на консервативной верности традициямТрадиция (от латинского traditio — передача) — элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.

В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
общины, на законности и праве и уважении к успеху, достигнутому на их основе. Цицерон стремился быть верным этой системе норм (см. речь «В защиту Сестия», в частности гл. 98-101) и как государственный деятель и оратор неоднократно ей следовал. (См. речи в защиту Росция, против Верреса, против Антония, сказанное выше о подавлении заговора Катилины). Но верный кодексу сенатской знати, которая все отчетливей стремилась — и с большим успехом — использовать этот кодекс в свою пользу, Цицерон столь же часто обращался и к чисто риторическим приемам и строил речи в защиту не моральных норм, а выгоды: см. согласие выступить двумя годами раньше заговора Катилины в его же защиту, речь в защиту бесспорно преступных Гая Рабирия или Анния Милона и др. Эта непоследовательность ставилась ему в вину и рассматривалась как основополагающая его черта гуманистами Возрождения и учеными историками 19 века (Т. Моммзен и его школа).

На фоне практической деятельности политика и судебного оратора в Цицероне жила и нарастала потребность в преодолении указанного коренного противоречия. Одним из путей было для Цицерона постоянное обогащение своей теории красноречия греческой философией, а римской традиции и системы ценностей в целом — духовным опытом Эллады. Он трижды подолгу жил в Греции, много переводил с греческого, постоянно ссылался на греческих мыслителей, называл Платона «нашим божеством» (Письма к Аттику IV, 16), видел достоинство римского магистрата в его способности руководствоваться в своей деятельности практическими интересами сенатской республики, но в то же время и философией (письмо к Катону, январь 50 г.), «а так как смысл и учение всех наук, которые указывают человеку верный путь в жизни, содержится в овладении той мудростью, которая у грековГреки (самоназвание эллинес) — народ в Юго-Восточной Европе, основное население Греции (10,434 млн. чел., 2004), Кипра (597,4 тыс., 2004); живут также в США (921 тыс., 1998), Германии (300 тыс.), Албании (106,3 тыс. 2004), Российской Федерации (97,8 тыс., 2002), на Украине (91,5 тыс. 2000), Канаде, Австралии, Италии, Швеции, Египте, Ливии.

Общая численность греков около 12,5 млн. человек (2004). Говорят на новогреческом языке. Почти все верующие греки — православные. Около половины греков, живущих в Греции, заняты в сельском хозяйстве. На побережье и островах греки занимаются рыболовством, добыванием моллюсков и губок.
называется философией, то ее-то я и почел нужным изложить на латинском языке» (Тускуланские беседы I, 1).

Содержанием сочинений Цицерона в 40-е годы стали политика и красноречие особого рода — насыщенные философией и правом, становились образы Рима и римлян былых времен, суммирующие в идеализованном виде духовные традиции греко-римской античности. В годы гражданской войны и диктатуры эта идейная позиция окончательно раскрывалась как независимая от жизненной практики норма культуры, (Письма к Аттику IX, 4, 1 и 3; «Катон» 85; «Лелий» 99 и 16), но призванная в ней жить и ее корректировать. Эта сторона мысли и деятельности Цицерона стала в 20 веке основой в оценке и исследовании его наследия (после появления коллективной статьи о нем в «Реальной энциклопедии по изучению классической древности» Паули-Виссова (1939) и работ, на ней основанных.

Цицерон погиб 7 декабря 43 года до н. э., близ Кайеты, ныне Гаэта. (Г. С. Кнабе).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)