Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
3 декабря родились[en]: Джозеф Конрад, Михаил Ильич Кошкин, Годар Жан Люк
Скончались[en]:
Василий III Иванович, Сергей Нечаев, Афанасий Фет, Александр Кайдановский

Анри Сен-Симон Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Анри Сен-Симон — биография

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (Saint-Simon) (полное имяИмя — присваивается ребенку при регистрации его рождения. Включает только имя либо имя, отчество и фамилию в совокупности., фамилия и титулТитул (от латинского titulus — надпись; почётное звание) — почётное звание (например, граф, герцог), наследственное или присваиваемое отдельными лицам для подчёркивания их особого, привилегированного положения и требующее соответствующего титулования (например, сиятельство, высочество). Широкое распространение получил в сословно-феодальном обществе, а в некоторых странах (например, Великобритании) титул сохраняется и поныне. В России после победы Октябрьской революции 1917 года титулы были ликвидированы. Клод Анри де Рувруа (Rouvroy), граф де Сен-Симон) — французский мыслительМыслитель — человек, обладающий даром глубокого оригинального мышления.-утопист, социологСоциология (от латинского societas — общество и logos — слово, учение) — наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей., социалист-утопист. Известный социальный реформатор, основатель школы утопического социализма. Знак Зодиака — Весы.

Безумный граф

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон родился 17 октября 1760 года в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Население 2,1 млн. человек (2004). Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11,4 млн. человек., в аристократической семье, происходящей от сына Карла Великого. Получил домашнее образованиеОбразование — процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры. Основной путь получения образования — обучение и самообразование.; в числе его учителей был знаменитый энциклопедист Жан Лерон Д'Аламбер. Уже в отрочестве он обнаружил в себе незаурядные силу волиВоля — способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию. и честолюбиеЧестолюбие — жажда известности, почестей, стремление к почетному положению..

В 1777 начал военную службу в пехотном полку. В 1783 принимал участие в войнеВойна — общественно-политическое явление, связанное с коренной сменой характера отношений между государствами и нациями и переходом противоборствующих сторон от применения ненасильственных форм и способов борьбы (разрешения противоречий) к прямому применению оружия и других насильственных средств для достижения определенных политических и экономических целей.

По своей внутренней сущности война является продолжением политики государств и их правящих элит средствами вооруженного насилия.
за независимость США[en], где успешно проявил себя; вернувшись, был награжден и стал полковником. Но военная карьераКарьера (от итальянского carriera — бег, жизненный путь, поприще)

1) Продвижение в какой-либо сфере деятельности

2) Достижение известности, славы, выгоды.

3) Обозначение рода занятий, профессии (например, карьера учителя).
не привлекала его, и он вышел в отставку. РеволюциюРеволюция (от позднелатинского revolutio — поворот, переворот) — глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.). во ФранцииФранция (France) — Французская Республика (Republique Francaise), государство в Западной Европе. Омывается с запада и севера Атлантическим океаном и проливом Ла-Манш, с юга — Средиземным морем. Граничит с Бельгией, Люксембургом, Германией, Швейцарией, Италией, Испанией и Андоррой. По проливам Ла-Манш (под которым в настоящее время прорыт тоннель) и Па-де-Кале проходит граница с Великобританией.

На юге страны расположено княжество Монако. Площадь 551 км2. Население Франции на 2007 год составляло 63,7 млн человек, что ставило Францию на 20-е место в мире и 4-е место в Европе по количеству населения. Столица — Париж. Крупнейшие города страны: Лион, Марсель, Лилль, Тулуза и Ницца.
встретил с энтузиазмом и даже отказался от графского титула. Занимался операциями по торговле с недвижимостью и финансовымиФинансы (французское finances — денежные средства) — совокупность экономических отношений в процессе создания и использования фондов денежных средств. Возникли при регулярном товарно-денежном обращении с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах.

Государство через систему финансов (государственный бюджет, местные финансы, финансы предприятий) перераспределяет часть национального дохода в соответствии с целями экономической и социальной политики.
спекуляциями, создал себе крупное состояние. Был заключен в тюрьмуТюрьма — место отбывания тюремного заключения, а также содержания лиц, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу., откуда его вызволил термидорианский переворот.

Богатый жизненный опыт, бедствия эпохи и крушение революционных идеаловИдеал (французское ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. привели Сен-Симона к идее новой наукиНаука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 веках и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

Объем научной деятельности с 17 века удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды — научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.
, которая должна была вывести человечество из тупика и указать путь к совершенному общественному устройству. Почувствовав недостаток знаний, в 1799 начал активно заниматься самообразованием, посещал лекции в Политехнической школе в Париже, сблизился с учеными, среди которых были Жозеф Луи Лагранж, Гаспар Монж, Клод Луи Бертолле, Франц Йозеф Галль и другие знаменитые люди.

Растратив остатки своего состояния, Анри стал переписчиком в ломбарде. Вел разработку своих идей, изнемогая от нищеты и труда, пока его бывший слуга не взял на себя его содержание и расходы по изданию его трудов. В 1803 году увидело свет его первое сочинение — «Письма женевского обитателя к своим современникам». Из-под пера Сен-Симона вышли:

Были изданы несколько номеров сборников «Индустрия» (1814-1816), «Организатор» (1819-1820). Для пропагандыПропаганда (от лат. propaganda — подлежащее распространению) — распространение политических, философских, научных, художественных и других идей в обществе; в более узком смысле — политическая или идеологическая пропаганда с целью формирования у широких масс населения определенных взглядов. своих идей рассылал собственноручно переписанные произведения ученым, государственным деятелям, в том числе и Наполеону, и даже королюКороль (от имени Карла Великого) — глава монархического государства, королевства. Монархическое государство, во главе которого стоит король, называется королевством. Королевствами являются Великобритания, Бельгия, Швеция, Нидерланды, Иордания, Саудовская Аравия.. Но ожидаемой поддержки и признания не получал и иногда воспринимался как умалишенный. После смерти своего благодетеля жил и печатал свои труды на случайные заработки и нерегулярную помощь благотворителей и сторонников. Постепенно вокруг него образовался небольшой круг учеников и единомышленников.

Среди секретарей Сен-Симона были будущий историк Огюстен Тьерри и будущий основатель позитивизмаПозитивизм (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук; наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. 19 в. О. Контом (ввел самый термин).

Различают «классический» позитивизм — Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж. С. Милль, Г. Спенсер (Великобритания), В. В. Лесевич, М. М. Троицкий (Россия); эмпириокритицизм (махизм); современная форма позитивизма — неопозитивизм (см. Аналитическая философия). Оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно 2-й пол. 19 в.).
Огюст Конт, испытавшие его сильное влияние. В 1822 году, когда его бедственное положение усугубилось, предпринял попытку самоубийства, в результате которой потерял глаз. Последние сочинение — «Катехизис индустриалов» (1824), «Рассуждения литературные, философские и индустриальные» (1825), «Новое христианствоХристианство — одна из трех так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица три» (1825).

Культ науки

Решающую роль в формировании взглядов Сен-Симона сыграло естествознаниеЕстествознание — естественные науки, совокупность наук о природе, в отличие от обществоведения (наук об обществе). нового времени, прежде всего механика Исаака Ньютона и учение Рене Декарта, французский материализм и Просвещение, а также политическая экономия Адама Смита и Жана Батиста Сея. Обожествляя науку и ученых (в Ньютоне он видел пророкаПророки (провидцы, прозорливцы) — в иудаизме, христианстве и исламе личности, наделенные даром восприятия Божественного послания и способностью сообщить его людям. Избираемые Богом (зачастую против их желания), пророки являлись посредниками между ним и людьми. Пророки одновременно могли выступать ясновидцами и предсказателями от имени Бога будущего (засух, голода и т. п.), религиозных и исторических событий, а также индивидуальной судьбы.

На Древнем Востоке было значительное число пророков, они играли важную роль в жизни народов. Так, в иудаизме известны древние и ранние пророки (среди них Моисей) и поздние пророки — авторы письменных произведений (Исайя и др.)
), Сен-Симон, однако, критиковал их за господство эмпиризма, разрозненность и специализацию знаний, упрекая в абсолютизации эмпирико-аналитического метода познания. Полагал наиболее плодотворным синтетический метод, который позволит объединить естественные дисциплины и обществознание, создать единую науку, в основе которой должна быть физика. Мир, по Сен-Симону, зиждится на законе всемирного тяготения, посредством которого Бог управляет ВселеннойВселенная — весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве и бесконечно разнообразный по формам, которые принимает материя в процессе своего развития. Вселенная, изучаемая астрономией, — часть материального мира, которая доступна исследованию астрономическими средствами, соответствующими достигнутому уровню развития науки (иногда эту часть Вселенной называют Метагалактикой)..

Согласно Сен-Симону, весь мир есть материя – твердая или жидкая; все явления природы, и тело человека в том числе, есть продукт их взаимодействия. Полагая, что человечество переживает кризисКризис (от греческого krisis — решение, поворотный пункт, исход):

1) Резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние (напр., духовный кризис).

2) Острое затруднение с чем-либо (напр., с производством или сбытом товаров); тяжелое положение.
, призывал уделять большее внимание «науке о человеке», нравственным и политическим наукам, которые он рекомендовал перестроить по образцу естественных наук и сделать «позитивными», то есть оперирующими достоверным и точным знанием, для чего они должны опереться на физиологиюФизиология (от греч. physis — природа и логос — слово, учение) — наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей — клеток, органов, функциональных систем. Физиология изучает механизмы различных функций живого организма (рост, размножение, дыхание и др.), их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи.

Физиология связана с анатомией, цитологией, эмбриологией, биохимией и др. биологическими науками.
. ПолитикаПолитика (греческое politika — государственные или общественные дела, от polis — государство) — сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства.

Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами.
, по Сен-Симону, есть наука о производстве. Выдвинул идею совпадения эволюции человеческого рода и отдельной личностиЛичность:

1) Человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

2) Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
.

Социальный идеал

Историю Клод Анри де Рувруа Сен-Симон квалифицировал как прогрессПрогресс (от лат. progressus — движение вперед) — направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, отдельным ее элементам, структуре развивающегося объекта. Понятие прогресс противоположно понятию регресс., критериями которого рассматривал счастьеСчастье — состояние человека, соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноте и осмысленности жизни. большего количества людей, реализацию своих способностей одаренными людьми, рост населения, развитие науки и цивилизации. Движущую силу прогресса видел в развитии разумаРассудок и разум — соотносительные понятия философии; у Иммануила Канта рассудок — способность образования понятий, суждений, правил; разум — способность образования метафизических идей. Диалектика рассудка и разума развита Гегелем: рассудок как низшая способность к абстрактно-аналитическому расчленению является предварительным условием высшего, «разумного», конкретно-диалектического понимания. Рассудок нередко понимают как способность оперировать готовым знанием, разум — как творчество нового знания., в эволюции научно-философских и моральноМораль (от латинского moralis — нравственный) — нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения).

Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
-религиозных идей, приводящей к смене исчерпавших себя общественных порядков. Творцом монотеистической религиозно-философской системы полагал Сократа (считал его самым гениальным из людей), а ее высшей формой — христианство. Сформулировал закон чередования теологической, метафизической и научной стадий развития человечества.

Основную коллизиюКоллизия (от лат. collisio — столкновение), в общем смысле — столкновение противоположных сил, стремлений, интересов, взглядов. современного общества видел в противостоянии «теологической и феодальной системы» и «научной и индустриальной системы», в борьбе классов дворян, «индустриалов» (предприниматели, рабочие, ремесленники, крестьяне и др.) и промежуточных между ними «буржуа» (юристы, незнатные военные, незнатные землевладельцы и др.). Дворяне являются потомками завоевателей франковФранки — группа германских племен, живших в 3 в. по нижнему и среднему Рейну. Делились на салических и рипуарских. В конце 5 в. завоевали Галлию, образовав Франкское королевство., «индустриалы» – покоренных галлов. На его взгляд, до 1789 года господствовали дворяне и духовенствоДуховенство — служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы)., во время революции и в годы правления Наполеона – «буржуа», после 1815 – они властвовали совместно.

Критический пафос Сен-Симона был направлен против дворянства и духовенства, феодальной и наполеоновской знати, в которых он видел паразитов и бездельников, препятствующих прогрессу. «Индустриалы» в союзе с «учеными» и «художниками», составляя 24/25 нацииНация (от латинского natio — народ) — в теории права историческая общность людей. Часто термин «нация» употребляется как синоним понятия «народ». В конституционном праве англо- и романоязычных стран термин «нация» обычно имеет значение государства, общества, всех граждан.

Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, образованием общей системы хозяйства, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия.
, являются созидателями всех богатств общества, сосредотачивают в себе все талантыТалант, способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
и способности нации, властьВласть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов. же находится у старой и новой знати. Видел основное противоречие французского общества в том, что оно превратилось в «индустриальное», а власть осталась «феодальной».

Власть путем проповеди и убеждения, обращенных к народамНарод — население государства, единая социально-экономическая и политическая общность независимо от деления на национальные общности. В общем смысле понятие «народ» означает обособленную от других национально-культурную общность, границы расселения которой обычно не совпадают с государственными границами. В этом смысле термин «народ» синонимичен понятиям «нация» или «этническая общность». и королям (Сен-Симон был категорическим противником насилия), должна быть отдана «индустриалам». «Индустрия», наука и искусствоИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. проложат путь беспредельному прогрессу. По Сен-Симону, в «индустриальном» обществе должны быть введены всеобщий обязательный труд, общественно-плановая организация производства, принцип занятия должностей и исполнения функций в соответствии со способностями и отменен институт наследства. Частная собственность и прибыли предпринимателей, трансформирующихся в своего рода общественных уполномоченных, сохраняются, равно как и монархияМонарх (греческое monarchos) — единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации. За редким исключением власть монарха является пожизненной и передается в порядке престолонаследия.

Во всех монархических странах особа монарха является неприкосновенной и никакой ответственности не подлежит. Монархами являются короли Великобритании, Испании, Дании, Швеции, Бельгии; султан Малайзии, Брунея, Омана; эмир Кувейта; великий герцог Люксембурга, князь Лихтенштейна.
, в которой Сен-Симон видел союзника в борьбе с паразитическими классами. Целью преобразований считал благоденствие самого многочисленного неимущего класса – пролетариев, в интересах которых должно быть установлено максимально возможное, хотя и не абсолютное равенство.

По Сен-Симону, Франция, идя в авангарде человечества, должна проложить ЕвропеЕвропа — часть света площадью около 10 млн. км2, образующая вместе с Азией материк Евразия. Европа омывается Атлантическим и Северным Ледовитым океанами и их морями. Площадь островов около 730 тыс. км2.

Крупные полуострова: Кольский, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский. Средняя высота ок. 300 м, максимальная — 4807 м (г. Монблан). Преобладают равнины.
и всему миру путь к будущему. Морально-идейным знаменем нового общества должно стать обновленное христианство, которое, распространившись на всю планетуПланеты (от греческого planetes — блуждающий) — наиболее массивные тела Солнечной системы, движутся по эллиптическим орбитам вокруг Солнца (Кеплера законы), светятся отраженным солнечным светом.

Расположение планет в направлении от Солнца: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон (не всеми астрономами считается планетой).

Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля, Марс) близки по размерам и химическому составу, средняя плотность их вещества от 5,52 до 3,97 г/см3; у планет-гигантов Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна средняя плотность вещества 1,4 г/см3, т. е. близка к солнечной.
и преодолев односторонность и недостатки католицизма и протестантизма, сделает своим основным принципом лозунгЛозунг (немецкое Lozung) — призыв, выражающий в краткой форме руководящую идею, задачу, требование. «все люди — братья». Учение Сен-Симона оказало большое влияние на развитие социалистических и коммунистических теорийТеория (от греческого theoria — рассмотрение, исследование) — система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности. (см. Владимир Ильич Ленин, «Три источника, три составных части марксизма»). (А. Б. Рахманов)

Ещё:

Сен-СимонКлод Анри де Рувруа Сен-Симон, будучи ОфицеромОфицер (немецкое Offizier, от средне-векового латинского officiarius — должностное лицо) — лицо командного (начальствующего) состава в вооруженных силах, полиции и жандармерии.

Впервые звание офицера появилось в конце 16 века сначала во Франции, затем в других европейских государствах, в России — в 30-х годах 17 века в полках «иноземного строя». В русской армии и флоте офицеры подразделялись (с начала 18 века) на обер- офицеров и штаб-офицеров В конце 1917 года офицерские звания упразднены; в СССР были введены в 1943 году; сохранены в Российской Федерации.
французской армииАрмия (от латинского armo — вооружаю):

1) Обобщенное понятие для обозначения совокупности вооруженных сил государства.

2) Сухопутная часть вооруженных сил государства в отличие от военно-воздушных сил, военно-морских сил и других родов войск.

3) Оперативное объединение, предназначенное для выполнения оперативных задач. Может состоять из нескольких соединений, отдельных частей. В зависимости от принадлежности к виду вооруженных сил различают армии общевойсковые (в ряде государств — полевые), танковые, армии военно-воздушных сил и противовоздушной обороны (воздушные армии, армии противовоздушной обороны), ракетные и другие.
участвовал в войне за независимость северо-американских колоний против Англии, в 1783 вернулся во Францию. В годы Великой французской революцииВеликая французская революция — буржуазно-демократическая революция 1789 — 1794 во Франции, нанёсшая решающий удар по феодально-абсолютистскому строю и расчистившая почву для развития капитализма., которую он приветствовал с буржуазно-либеральныхЛиберал (от латинского liberalis — касающийся свободы, свободный):

1) В первоначальном значении — свободомыслящий, вольнодумец; иногда человек, склонный к излишней снисходительности.

2) Последователь и сторонник либерализма; в более узком смысле — член либеральной партии.
позиций, нажил большое состояние. В период КонвентаКонвент (Национальный конвент) — высший законодательный и исполнительный орган Первой французской республики. Действовал с 21.9.1792 по 26.10.1795.

Депутаты составляли 3 группировки: жирондисты, якобинцы, «болото». В 1792 — мае 1793 руководили жирондисты, после народного восстания 31.5-2.6.1793 (изгнавшего жирондистов из конвента) — якобинцы. В якобинском конвенте полноту власти сосредоточили фактически Комитет общественного спасения и Комитет общественной безопасности. Контрреволюционный термидорианский переворот (июль 1794) положил начало т. н. термидорианскому конвенту, подготовившему переход к режиму Директории.
проявлял лояльное отношение к якобинским властям, затем был сторонником правительстваПравительство — высший коллегиальный исполнительный орган государства, возглавляется главой государства (президентом) или премьер-министром (канцлером, председателем совета или кабинета министров). В разных странах правительство имеет различное название: Совет министров (Франция, Италия, Польша), Кабинет министров (Великобритания, Узбекистан), Государственный совет (Китай). Правительство может быть беспартийным, однопартийным и коалиционным. Директории и Консульства Наполеона Бонапарта.

В 1797 году Анри разорился. Неудовлетворённый буржуазной революцией, он замыслил «исправить» её результаты с помощью научной социологической системы, призванной служить орудием создания рационального общества. Начав с идей «социального физицизма», построенного на механистическом распространении ньютоновского закона всемирного тяготения на общественные явления, Сен-Симон разрабатывал затем концепцию «социальной физиологии», в которой рационалистические воззрения 18 века сочетались с историзмомИсторизм — принцип подхода к действительности как развивающейся во времени. Предполагает рассмотрение объекта как системы, закономерностей его развития.

Истоки историзма — в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля; применительно к обществу его разрабатывали Дж. Вико, Вольтер, Г. Ф. В. Гегель, К. Маркс; в естествознании — Ч. Лайель и Ч. Дарвин. С кон. 19 в. историзм (его называют также историцизмом) подвергался критике В. Дильтеем, Б. Кроче, Г. Риккертом, К. Ясперсом, К. Поппером и др., которые ставили под сомнение возможность установления законов развития общества и предсказание его будущего. В современной философии и науке продолжается острая полемика по проблемам историзма.
в истолковании общественных явлений. Объясняя развитие общества, в конечном счёте, сменой господствующих в нём философско-религиозных и научных идей, мыслитель полагал, что определяющее значение в истории имеют «индустрия» (под которой подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы.

Каждая общественная система, согласно Сен-Симону, развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, «органическая», сменяется «критической», разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого обществ, строя. Таким образом, в социологической системе он делал первый шаг по пути рассмотрения общественных явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма. Картина всемирной истории пронизана мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших общественных форм к высшим, по стадиям религиозного, метафизического и положительного, или позитивного, научного мышленияМышление — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания — психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций..

Основными ступенями прогресса Анри считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нём рабствуРабство — исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина — рабовладельца. Легло в основу рабовладельческого строя. В последующие эпохи наиболее широкие размеры и экономическое значение приобрело в 17 — начале 19 веков в колониях на Американском континенте, куда ввозились рабы из Африки для работы на плантациях. В основном отменено на протяжении 19 веке., а затем смену политеизма монотеизмом христианской религииРелигия (от латинского religio — набожность, святыня, предмет культа) — мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам)., что привело к утверждению феодально-сословного строя. С 15 века, согласно Сен-Симону, наступила новая критическая эпоха: феодальная богословско-сословная система пришла к своему глубокому кризису, возникло научное мировоззрениеМировоззрение — (миросозерцание), система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала; философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации.

Носитель мировоззрения — личность и социальная группа, воспринимающие действительность сквозь призму определенной системы взглядов. Имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей.
с его носителями — светскими учёными и индустриалами-промышленниками.

Французская революция была закономерным этапом утверждения этой прогрессивной исторической смены, однако революция уклонилась от правильного пути построения научной общественной системы и оставила страну в неорганизованном состоянии. Это философско-историческое построение лежит в основе разработанного им утопического плана создания рационального общественного строя как «промышленной системы». Сен-Симон доказывал, что путь построения нового общества, наиболее выгодного для наибольшей массы людей, лежит через расцвет промышленного и сельскохозяйственного производства, через всемерное развитие производительных сил общества и искоренение в нём всякого паразитизма.

Основными чертами «промышленной системы» Сен-Симон считал превращение общества во всеобщую ассоциацию людей, введение обязательного для всех производительного труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способности и введение распределения «по способностям», государственное планирование промышленного и сельскохозяйственного производства, превращение государственной власти в орудие организации производства, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ. Он не понимал противоположности интересов пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс «индустриалов». В «промышленной системе» Анри буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся рост общественного богатства.

Однако социолист стремился найти реальные пути уничтожения классовой эксплуатации пролетариата. В своём последнем сочинении «Новое христианство» Сен-Симон «... прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипациюЭмансипация (от латинского emancipatio) — освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин — предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. конечной целью своих стремлений» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 154). Идеалистические основы мировоззрения делали невозможным для него решение этой задачи иначе, как путём мистического преодоления классовых противоречий. Разработанная им религиозная концепция «нового христианства» призвана была дополнить материальные стимулы «промышленной системы» моральными требованиями новой религии с её лозунгом «все люди — братья».

Сен-Симон оказал большое влияние на передовую общественную мысль и развитие социалистических идей во Франции, ГерманииГермания (Deutschland), Федеративная Республика Германия (Deutschland, Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Омывается Балтийским и Северным морями. Граничит с Польшей, Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией.

Площадь Германии 356,9 тыс км2. Население 82,4 млн человек (2007). Столица — Берлин. Крупнейшие города: Гамбург, Франкфурт, Бремен, Кельн, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг, Дортмунд, Ганновер, Дрезден, Хемниц, Дюссельдорф, Галле, Росток, Штутгарт, Эссен, Бонн.
, Италии, России[en] и ряде других стран. В России в 1-й половине 19 века непосредственное воздействие идей утописта испытали декабрист Михаил Сергеевич Лунин, Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин и другие.

Учениками Клода Анри де Рувруа Сен-Симон были: Бартелеми Проспер Анфантен, Сент-Аман Базар, О. Родриг и другие — образовали школу сен-симонизма, которая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения Анри, развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную сектуСекта (от латинского secta — учение, направление, школа) — религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле — группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах. и в начале 30-х годов распалась. Под сильным влиянием идей социолога находился Огюст Конт. Учение Сен-Симона явилось одним из источников научного социализма. (Н. Е. Застенкер)

Сочинения:

  • CEuvres complétes, v. 1 — 6, P., 1966;
  • В рус. пер. — Собр. соч., М. — Л., 1923;
  • Избр. соч., т. 1 — 2, М. — Л., 1948.

ЛитератураЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон скончался 19 мая 1825 года в Париже.

После смерти Сен-Симона его ученики Бартелеми Проспер Анфантен, Сент-Аман Базар, О. Родриг и другие пытались систематизировать его многочисленное и разнообразное наследие.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)