Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
8 декабря родились[en]: Андрей Николаевич Бекетов, Алиса Бруновна Фрейндлих, Марина Голуб
Скончались[en]:
Павел Александрович Флоренский, Николай Олимпиевич Гриценко, Георгий Жженов

Тамара Карсавина Тезки / Биографии / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События / Главная

Тамара Платоновна Карсавина — биография

Тамара Платоновна Карсавина

Тамара Платоновна Карсавина — известная русская[en] балеринаБалерина (итальянское ballerina, от позднелатинского ballo — танцую) — танцовщица в балетной труппе. Термин появился во 2-й половине 19 века., педагог. Солировала в Мариинском театре, входила в состав Русского балета Дягилева и часто танцевала в паре с Вацлавом Фомичом Нижинским. Знак зодиака — Рыбы.

После революции жила и работала в Великобритании. Сестра историка и философа Льва Платоновича Карсавина.

Тамара Карсавина родилась 9 марта (25 февраля по старому стилю) 1885 года в Санкт-Петербурге, в семье артистаАртист (французское artiste, от латинского ars — искусство) — то же, что актер. В широком смысле — человек, занимающийся творчеством в области какого-либо искусства. В переносном смысле — человек, достигший мастерства в своем деле. балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России 19 века высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа и Л. И. Ивановым.
Платона Константиновича Карсавина. Мать — Анна Иосифовна. Ее брат Лев Платонович Карсавин был известным религиозным философомФилософия (от фил... и греческого sophia — мудрость) — форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика.. Начала заниматься у отца, потом в Петербургском театральном училище у Павла Андреевича Гердта, Александра Алексеевича Горского, К. Йогансона, совершенствовалась у Энрико Чекетти и К. Беретта в Милане. В 1902-1918 годах танцевала в Мариинском театреМариинский театр (Государственный акдемический Мариинский театр) в Санкт-Петербурге — театр оперы и балета, открыт в 1783 в Санкт-Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (архитектор А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919-1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года имени С. М. Кирова, с 1992 Государственный академический Мариинский театр.

Мариинский театр сыграл выдающуюся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Ставил первые русские оперы.
, с 1909 — прима-балерина театраТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
. Работу в Петербурге Тамара совмещала с выступлениями в «Русских сезонах«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом.

В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А. К. Глазунов, певец Ф. И. Шаляпин, художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, балетмейстер М. М. Фокин, танцовщики А. Н. Павлова, Т. П. Карсавина, Е. В. Гельцер и др. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева.
» в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Население 2,1 млн. человек (2004). Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11,4 млн. человек., впоследствии в «Русском балете» Сергея Павловича Дягилева, где в течение многих лет исполняла ведущие партии.

Красивая, женственная и прекрасно образованная Карсавина была музой балетмейстераБалетмейстер (немецкое Ballettmeister) — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев. Михаила Михайловича Фокина. Для нее он поставил лучшие партии в своих балетах — Коломбину в «Карнавале», Жар-птицу в одноименном балете (обе 1910), Девушку в «Видении розы», Балерину в «Петрушке», где ее партнером был Вацлав Нижинский. Карсавина и Нижинский — «звездная пара «Парижских сезонов». В репертуареРепертуар (от позднелатинского repertorium — список) — совокупность произведений, исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом. Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный); существуют понятия «современный репертуар», «классический репертуар». балерины были также фокинские Армида в «Павильоне Армиды», Эхо в «Нарциссе» (1911), Шемаханская царица в «Золотом петушке» (1914), сольная партия в «Руслане и Людмиле».

8 июня 1912 года в городе Париже прошла премьера балета Мориса Равеля "Дафнис и Хлоя" с Тамарой Платоновной в главной роли.

Тамара Платоновна с одинаковым успехом выступала как в балетах, созданных с учетом ее индивидуальности, так и в произведениях классического наследия — в «Жизели», «Раймонде», «Спящей красавице», «Баядерке», «Тщетной предосторожности». Для Карсавиной ставил и другой балетмейстер дягилевской антрепризыАнтреприза — частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т.п.) , небольшая (из 3 - 5 актёров) труппа, создаваемые обычно на какое-то время и выступающие с минимумом декораций. Леонид Федорович Мясин — он сочинил для нее демихарактерную партию Мельничихи в «Треуголке» (1919). Она танцевала и одну из девушек-современниц в «Играх», постановщиком которых был Нижинский. Её умУм — характеристика способности мышления и понимания. В истории философии – то же, что разум, дух; славянский перевод древнегреческого философского понятия Нус (латинское – интеллект). и талантТалант, способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения.
высоко ценил сам Дягилев — она была его близким другом и единственной женщиной в «художественном совете» его антрепризы.

Тамара Карсавина

Тамара Карсавина в партии Жар-птицы. Художник Л. Кайнер. Литография. 1913 год

В 1918 году балерина навсегда покинула Россию и осела в Англии, где и провела большую часть жизни. Вторым браком была замужем за английским дипломатом Генри Дж. Брюсом, от которого родила сына. Последний раз выступила на сцене в 1931 году, впоследствии преподавала технику актерского мастерства, читала лекции, консультировала постановки балетов Фокина в ВеликобританииВеликобритания (Great Britain) — Британия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland), государство на северо-западе Европы, на Британских островах (крупнейший — остров Великобритания), северо-восточной части острова Ирландия, острове Мэн, острове Уайт, Нормандских и других мелких островах. Отделено от континента проливами Ла-Манш и Па-де-Кале. Площадь 244,11 тыс км2. Население 60,7 млн человек (2007). Столица — Лондон., в том числе «Жар-птицу» для Марго Фонтейн и «Видение розы», показала английскому балетмейстеру Фредерику Аштону игровые сцены из «Тщетной предосторожности», когда в 1961 он ставил свою редакцию этого старинного балета. Т.П. Карсавина — автор интереснейших мемуаровМемуары (французское memoires — воспоминания) — разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был., учебных пособий по методике классического танца. Являлась вице-президентом Королевской академии танца Великобритании. В начале 1920-х годов балерина появилась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании — в том числе в картине «Путь к силе и красоте» (1925) с участием Лени Рифеншталь.

Тамара Платоновна Карсавина скончалась 26 мая 1978 года в Биконсфилде, близ Лондона. (В. А. Майниеце)

Подробнее о Тамаре Карсавиной читайте в литературе:

  • Уколова Юлия Викторовна. Исполнительское искусство Тамары Карсавиной в английский период её творчества // Вестник Академии русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой 2006, ISSN 1681-8962, № 15, с.88-111;
  • Уколова Юлия Викторовна. Педагогическая деятельность Тамары Карсавиной в контексте развития английского балетного театра // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой 2001, ISSN 1681-8962, № 9, с. 151—157.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)