Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно

Вацлав Нижинский Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События / Главная

Вацлав Фомич Нижинский — биография

Вацлав Нижинский

Вацлав Фомич Нижинский (польск. Wacław Niżyński) — русский танцовщик польского происхождения, артист балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России 19 века высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа и Л. И. Ивановым.
, балетмейстер, основоположник мужского танца 20 века, хореограф, новатор танца. Знак зодиака Рыбы.

В 1907-1911 годах в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, после увольнения в 1911 году жил за границей, в основном во Франции. В 1909-1913 гг. участник Русских сезонов, в 1916-1917 — в труппе Сергея Павловича Дягилева (главные партии в балетах, поставленных Михаилом Михайловичем Фокиным, лучшая — Петрушки — «Петрушка» Игоря Федоровича Стравинского). Хореограф-новатор. Нижинский поставил балеты: «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» Клода Дебюсси, «Весна священная» Стравинского (оба в 1913), «Тиль Уленшпигель» (1916) на музыку Рихарда Штрауса.

Первые шаги Нижинского

Вацлав Нижинский родился 12 марта (28 февраля по старому стилю) 1890 года (по другим данным, 1888 или 1889) в Киеве, Российской[en] империи, в семье польских провинциальных танцовщиков Элеоноры Береды и Фомы Нижинского. Его младшая сестра Бронислава Нижинская также стала танцовщицей и впоследствии балетмейстеромБалетмейстер (немецкое Ballettmeister) — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев. с мировым именем. К тому же она была самым близким другом Вацлава.

Балетом Нижинский начал заниматься с родителями в раннем детстве[en], как и выступать на сцене. От отца он унаследовал большой прыжок с баллоном (то есть возможностью «зависать» в воздухе). Когда отец оставил семью, мать с детьми переехала в Петербург, где в 1898 Вацлав поступил в Петербургское театральное училище. Его педагогами были Н. Г. и С. Г. Легаты, М. К. Обухов. Окончив в 1907 году училище, он сразу же начал выступать в главных партиях с ведущими балеринами Мариинского театраМариинский театр (Государственный акдемический Мариинский театр) в Санкт-Петербурге — театр оперы и балета, открыт в 1783 в Санкт-Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (архитектор А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919-1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года имени С. М. Кирова, с 1992 Государственный академический Мариинский театр.

Мариинский театр сыграл выдающуюся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Ставил первые русские оперы.
. Среди его партнерш были знаменитые примы-балерины — Матильда Феликсовна Кшесинская, Анна Павловна Павлова, Тамара Платоновна Карсавина. В год выпуска Нижинский станцевал Голубую птицу из «Спящей красавицы» — он изменил костюм, отказался от бутафорских крыльев и «окрылил» движения рук.

Нижинский с Дягилевым

Хотя Нижинский и танцевал весь академический репертуарРепертуар (от позднелатинского repertorium — список) — совокупность произведений, исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом. Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный); существуют понятия «современный репертуар», «классический репертуар». ведущих солистов, все-таки его индивидуальность раскрывалась прежде всего в балетах М. М. Фокина во время первых «Русских сезонов«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом.

В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А. К. Глазунов, певец Ф. И. Шаляпин, художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, балетмейстер М. М. Фокин, танцовщики А. Н. Павлова, Т. П. Карсавина, Е. В. Гельцер и др. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева.
» в Париже. Фокин поставил для этого необычного, почти андрогинного танцовщика партии юноши-поэта в «Шопениане» (мазурка и Седьмой вальс с Анной Павловой), Арлекина в «Карнавале», эротичного золотого раба в «Шехерезаде» (1910), мистическую главную партию в «Видении розы», жалкого кукольного Петрушки с человеческой душой («Петрушка»), Нарцисса («Нарцисс»,1911), Дафниса в «Дафнисе и Хлое» (1912). Нижинский стал идоломИдол (от греческого eidolon, буквально — образ, подобие) — изображение божества или духа, служащее объектом религиозного поклонения. В переносном смысле — предмет слепого преклонения. Парижа, «самым большим сюрпризом» первого сезона, о котором с восторгом писали выдающиеся люди своего времени, включая Огюста Родена. Он был интимным другом своего патрона-наставника С. П. Дягилева, который держал питомца в «золотой клетке», отгородив от повседневной жизни. В 1911 году после его выступления в партии принца Альберта («Жизель») в Мариинском театре, когда он без разрешения дирекции надел «неказенный» костюм, созданный русским художником Александром Николаевичем Бенуа, в результате театральных интриг Нижинский был уволен из театра и стал «собственностью» Дягилева.

Нижинский-балетмейстер

У Вацлава Нижинского была феноменальная для своего времени техника, особенно впечатляли его прыжки-полеты, словно птицы. Он был художником большой творческойТворчества — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. интуиции. Небольшого роста, скуластый, с чуть раскосыми глазами[en], рельефной, почти лепной мускулатурой ног, с женственными, чуть вялыми кистями рук, словно пораженными «болезнью[en] воли», он был неприметен в жизни, но преображался на сцене. Точнее, полностью перевоплощался в создаваемый персонаж. В 22 года при поддержке Дягилева и художника Льва Самойловича Бакста он поставил свой первый балет «Послеполуденный отдых фавна» (1912) на музыку Клода Дебюсси по поэме французского поэта-символиста Стефана Малларме.

Нижинский-постановщик отказался от всего того, чем блистал на сцене Нижинский-танцовщик. В этом балете был всего один-единственный прыжок и никакой виртуозной техники. Лишь угловатые, почти кубистические позы фавна и нимф, словно оживший архаичный фриз времен крито-микенской культуры. «Фавн — это я», — сказал хореограф про свой балет-исповедь, который вызвал недоумение и скандал. Но еще большую неприязнь вызвала «Весна священная» И. Ф. Стравинского в его постановке (1913). ЛибреттоЛибретто — (итальянское libretto, буквально — книжечка):

1) Литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. Первоначально публиковался в виде отдельной книжечки (отсюда название).

2) Литературный сценарий балета, пантомимы.

3) Изложение содержания оперы, балета.

4) Сюжетный план или схема сценария кинофильма.
, костюмы и декорации этого балета создал русский живописец Николай Константинович Рерих. Нижинский воскресил примитивные обрядыОбряд — традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью (см. Погребение, Инициации), называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды — календарными. древних славян. Непонятая, отвергнутая в дни премьеры, именно эта постановка раскрыла путь современному балету 20 века. Как многие художники интуитивного прозрения, Нижинский-хореограф намного опередил свое время. Публика также не приняла две другие его постановки — «Игры» Дебюсси (1913) и «Тиля Уленшпигеля» Р. Штрауса (1916). Участь Нижинского-балетмейстера была решена. Сергею Павловичу Дягилеву был нужен успех, а не только эксперименты.

Разрыв с Дягилевым. Болезнь Нижинского

В 1913 году Вацлав Нижинский женился на венгерской танцовщице Ромоле де Пульска, которая родила[en] ему двух дочерей Киру (1914) и Тамару (1920). Его женитьба привела к разрыву с Дягилевым. И первый танцовщик мира оказался без работы и средств к существованию. Он попытался создать свою труппуТруппа (немецкое Truppe) — актерский состав драматического, оперного, опереточного и других театров., но она просуществовала всего две недели. В 1916-1917 годах он еще раз вернулся к Дягилеву и принял участие в американском[en] и испанском турне дягилевской труппы.

В 1918 году Вацлав с семьей отправился в Швейцарию и поселился в Сен-Морице, где 19 января 1919 года состоялось последнее публичное выступление Нижинского. Все сильнее давали о себе знать симптомы психического заболевания[en]. Именно в это время он написал свои «Тетради», в которых в духе интуитивного потока сознания изложены эстетические и этические принципы этого великого художника-мистикаМистика (от греческого mystikos — таинственный) — религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику (см. Мистицизм).. Только в конце 20 века впервые был опубликован на русском языке их оригинал. Нижинский погрузился в свой мир, утратил контакт с окружающими. Следующие 30 лет, страдая неизлечимой душевной болезнью, он провел в больницах и санаториях.

Памяти Нижинского

Трагической жизни гениального танцовщика и балетмейстера Вацлава Нижинского посвящены тома научных трудов. О нем были созданы художественные фильмыФильм (от английского film — пленка) (кинофильм) — совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; произведение киноискусства; в узком смысле — фильмокопия., драматические спектаклиСпектакль (французское spectacle, от латинского spectaculum — зрелище) —  произведение сценического искусства, создаваемое театральным коллективом (актёры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в современном театре режиссёром-постановщиком., балеты (две версии «Нижинского, клоуна Бога» поставил французский артист балета, хореограф, педагог Морис Бежар). Исследователи восстановили все его балеты, которые даже сейчас смотрятся очень современно. Его именем названы почетные международные премии, даже улица в Париже. Но нет ни одного документального кинокадра, запечатлевшего его танец. А многочисленные картины, скульптурыСкульптура (латинское sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
, фотографии передают лишь частицу его гипнотизирующего, магического таланта. (В. А. Майниеце)

Ещё:

Парижскую публику очаровал несомненный драматический талант артиста, его экзотическая внешность. Нижинский оказался смелым и оригинально мыслящим хореографом, открывшим новые пути в пластике, вернувшим мужскому танцу былой приоритет и виртуозность. Своими успехами Нижинский был обязан и Дягилеву, который верил и поддерживал его в дерзких экспериментах

Личная жизнь

В юности у Нижинского были интимные отношения с князем Павлом Дмитриевичем Львовым, а позже с Дягилевым. Разрыв близких отношений с Дягилевым из-за женитьбы Нижинского на танцовщице из Австро-Венгрии Ромоле Пульской привел к уходу Нижинского из труппы и фактически к концу его короткой головокружительной карьеры.

Антреприза

Уйдя от Дягилева, Нижинский оказался в сложных условиях. Нужно было добывать средства к существованию. Гений танца, он не обладал способностями продюсера. Предложение возглавить балет «Гранд Опера» в Париже отверг, решив создать собственную антрепризу. Удалось собрать труппу из 17 человек (в неё вошла сестра Бронислава с мужем, также оставившие Дягилева) и заключить контракт с лондонским театром «Палас». Репертуар составили постановки Нижинского и, частично, — М. Фокина («Призрак розы», «Карнавал», «Сильфиды», которые Нижинский переделал заново). Однако гастроли не имели успеха и закончились финансовым крахом, что повлекло за собой нервный срыв и начало душевной болезни артиста. Неудачи преследовали его.

Последняя премьера

Первая мировая война 1914[en] застала супругов, возвращавшихся в Петербург, с новорожденной дочерью в Будапеште, где они оказались интернированы до начала 1916 года. Нижинский мучительно переживал и свой арест, и вынужденное творческое бездействие. Между тем Дягилев возобновил контракт с артистом для гастролей «Русского балета» в Северной и Южной Америке. 12 апреля 1916 он станцевал свои коронные партии в Петрушке и Видении розы на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера». В том же году 23 октября в нью-йоркском театре «Манхэттен Опера» была показана премьера последнего балета Нижинского — Тиль Уленшпигель Р. Штрауса, в котором он исполнил главную партию. Спектакль, создававшийся в лихорадочной спешке, несмотря на ряд интересных находок, провалился.

Болезнь

Пережитые волнения сильно травмировали слабую психику Нижинского. Роковую роль в его судьбе сыграло увлечение толстовством, популярным в эмигрантских кругах русской художественной интеллигенции. Члены труппы Дягилева толстовцы Немчинова, Костровский и Зверев внушали Нижинскому идею греховности актёрской профессии, чем усугубили его болезнь.

26 сентября 1917 года Нижинский последний раз вышел на сцену в балете «Видение розы» и вместе с семьей обосновался в Швейцарии. Здесь ему стало легче, он размышлял о новой системе записи танца, мечтал о собственной школе, в 1918 году написал книгу «Дневник Нижинского» (издана в Париже в 1953 году).

Вскоре Нижинский был помещен в клинику для душевнобольных, где ему был поставлен диагноз шизофрения. Все последующие годы, до конца жизни, он находился в разных психиатрических клиниках, где лечился с переменным успехом. В 1945 году Вацлав Фомич был внезапно обнаружен корреспондентом Life в послевоенной Вене, танцующим среди советских солдат. Встреча с земляками произвела на Нижинского неизгладимое впечатление: почти не разговаривавший до этого, он стал общаться на родном языке с бывшими соотечественниками.

Значение личности Нижинского

Критики называли Нижинского «восьмым чудом света», высоко оценивая его талант. Вацлав Нижинский был одним из самых выдающихся танцовщиков, которые когда-либо жили на земле. Его партнершами были Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Спесивцева. Когда он — бог балета — зависал в прыжке над сценой, казалось, что человек способен стать невесомым.

Он опроверг все законы равновесия и перевернул их с ног на голову, он напоминает нарисованную на потолке человеческую фигуру, он легко чувствует себя в воздушном пространстве…

Нижинский совершил смелый прорыв в будущее балетного искусства, открыл утвердившийся позднее стиль экспрессионизма и принципиально новые возможности пластики. Его творческая жизнь была короткой (всего десять лет), но напряженной. Личности Нижинского посвящён знаменитый балет Мориса Бежара «Нижинский, клоун Божий» на музыку Пьера Анри и Петра Ильича Чайковского, 1971.

Нижинский был кумиром своего времени. В его танце сочетались сила и легкость, он поражал публику своими захватывавшими дух прыжками — многим казалось, что танцор «зависает» в воздухе. Он обладал замечательным даром перевоплощения, незаурядными мимическими способностями. На сцене от него исходил мощный магнетизм, хотя в повседневной жизни он был робок и молчалив.

Память

В 1968 году в Монако была учреждена Премия Нижинского, вручаемая артистам балета и хореографам.

В рамках празднования 100-летия «Русских балетов» 11 июня 2011 года в фойе варшавского Большого театра была установлена бронзовая скульптура Вацлава и Брониславы Нижинских в образе Фавна и Нимфы из балета «Послеполуденный отдых фавна» (скульптор Геннадий Алексеевич Ершов).

Сочинение

Дневник Вацлава Нижинского. Антология / Гаевский Вадим Моисеевич. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1995. — 272 с. — (Ballets Russes). — 5000 экз. — ISBN 5-87334-008-0.

Образ Нижинского в искусстве

В театре:

В кино:

В поп-музыке:

Пдробнее о Вацлаве Нижинском читайте в литературеЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:

Вацлав Фомич Нижинский скончался 8 апреля 1950 года в Лондоне, в Великобритании. В 1953 году его тело было перевезено в Париж и похоронено на кладбище Монмартр рядом с могилами легендарного танцовщика Гаэтано Вестриса и драматурга Теофиля Готье, одного из создателей романтического балета. На его надгробии из серого камня сидит грустный бронзовый шут.

Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)