Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
9 декабря родились[en]: Иоганн Иоахим Винкельман, Петр Алексеевич Кропоткин
Скончались[en]:
Саади, Салтычиха, Дмитрий Мережковский, Сергей Столяров

Бронислава Нижинская Знаменитые тезки / Биографии / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События / Имена

Бронислава Фоминична Нижинская — биография

Бронислава Фоминична Нижинская

Бронислава Фоминична Нижинскаярусская[en] артисткаАртист (французское artiste, от латинского ars — искусство) — то же, что актер. В широком смысле — человек, занимающийся творчеством в области какого-либо искусства. В переносном смысле — человек, достигший мастерства в своем деле. балетаБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России 19 века высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа и Л. И. Ивановым.
польского происхождения, балетмейстерБалетмейстер (немецкое Ballettmeister) — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев., хореографХореография (от греческого choreo — танцую) — первоначально — запись танца, затем — искусство сочинения танца, балета, с конца 19 — начала 20 века танцевальное искусство в целом. и балетный педагогПедагог (от греческого paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).. Один из реформаторов хореографии XX века. Младшая сестра выдающегося танцовщика Вацлава Нижинского.

Бронислава Нижинская родилась 8 января 1891 года, в Минске. Она была третьим ребенком в семье танцовщиков-поляков Томаша Нижинского (по-русски имяИмя — присваивается ребенку при регистрации его рождения. Включает только имя либо имя, отчество и фамилию в совокупности. Томаш — Фома, отсюда и отчествоОтчество — по российскому законодательству часть родового имени, которая присваивается ребенку при регистрации рождения по имени отца или по указанию матери, если ее брак не зарегистрирован и отцовство не установлено. Брониславы — Фоминична) и Элеоноры Береды. В 1902 году Брониславу приняли в Императорское театральное училище в Петербурге, где она училась танцевальному мастерству у известного педагога Энрико Чекетти.

В 1908 году, по окончании училища, Нижинская вошла в состав труппыТруппа (немецкое Truppe) — актерский состав драматического, оперного, опереточного и других театров. Мариинского театраМариинский театр (Государственный акдемический Мариинский театр) в Санкт-Петербурге — театр оперы и балета, открыт в 1783 в Санкт-Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (архитектор А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919-1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года имени С. М. Кирова, с 1992 Государственный академический Мариинский театр.

Мариинский театр сыграл выдающуюся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Ставил первые русские оперы.
, затем в 1909 году вместе с братом приняла приглашение театрального и художественного деятеля, первого балетного импресарио Сергея Павловича Дягилева и выступала в организованных им «Русских сезонах«Русские сезоны» — за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом.

В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А. К. Глазунов, певец Ф. И. Шаляпин, художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, балетмейстер М. М. Фокин, танцовщики А. Н. Павлова, Т. П. Карсавина, Е. В. Гельцер и др. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. В 1911-13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева.
» — так назывались гастролиГастроли — выступления и спектакли, даваемые приезжими актёрами. русского балета во Франции.

Нижинская Бронислава ФоминичнаВ 1911 году, после увольнения брата из Императорского балета, Бронислава вслед за ним в знак протеста покинула Мариинку. Вацлав был выдворен из театра со скандалом, по приказу высочайших особ: выступая в балете «Жизель», он надел слишком откровенный облегающий костюм, шокировавший вдовствующую императрицу. Так русский балет лишился одного из лучших артистов, а Б.Ф. Нижинская впоследствии ставила свои спектакли где угодно, кроме России. В Санкт-Петербурге состоялся лишь ее балетмейстерский дебют – в 1916 году на концерте в Петербургском народном доме двадцатипятилетняя Нижинская впер – вые показала свою хореографию. Это были номера «Осенняя песня» и «Кукла», которые Бронислава исполнила вместе с первым мужем, танцовщиком Александром Кочетовским.

Спустя три года после ухода из Мариинки Бронислава открыла балетную школу в Киеве. Одним из её учеников был будущий артист балета, хореограф и педагог Серж Лифарь (Сергей Михайлович) — будущий известный танцовщик Русского балета ДягилеваРусский балет Дягилева — труппа, созданная в 1911-13 С. П. Дягилевым на основе Русских сезонов за границей.

В «Русском балете Дягилева» участвовали балетмейстеры М. М. Фокин, Л. Ф. Мясин, В. Ф. Нижинский, Б. Ф. Нижинская, Дж. Баланчин, танцовщики Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, О. А. Спесивцева и др. художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, П. Пикассо, А. Матисс и др. Постановки: «Петрушка», «Весна священная» и «Свадебка» И. Ф. Стравинского, «Стальной скок» и «Блудный сын» С. С. Прокофьева, «Игры» К. Дебюсси и др.

«Русский балет Дягилева», гастролируя по Европе и Америке, просуществовал до 1929. Оказал значительное воздействие на мировое хореографическое искусство.
и хореограф. В 1914 участвовала в лондонской антрепризеАнтреприза — частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т.п.) , небольшая (из 3 - 5 актёров) труппа, создаваемые обычно на какое-то время и выступающие с минимумом декораций. брата.

В 1921 году Бронислава Фоминична эмигрировала за границу и стала главным хореографом в труппе Дягилева. За три года сотрудничества с ним она, не прекращая танцевать на сцене, Нижинская поставила балеты «Лиса» и «Свадебка» на музыкуМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. композитора и дирижераДирижирование (от французского diriger — управлять) — управление музыкально-исполнительским коллективом (оркестром, хором и др.) при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения.

Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики. В характере и стиле дирижирования отражаются особенности личности дирижера, понимание им музыкального произведения.
Игоря Федоровича Стравинского, «Искушение пастушки», «Лани» («Лоретки») Франсиса Пуленка, «Голубой экспресс», «Докучные» Жоржа Орика, «Голубой экспресс» Дариюса Мийо (все 1924) и другие. "Свадебка" создала балетмейстеру репутацию одного из реформаторов хореографии 20 века. Тем не менее её работа, по-видимому, не вполне соответствовала требованиям Дягилева, увлеченного поисками более экспериментальных танцевальных форм, и в 1925 году он заменил Нижинскую на молодого хореографа Леонида Федоровича Мясина (а её второй муж Николай Сингаевский стал её менеджером после ухода от Дягилева). Несмотря на это, Нижинская периодически гастролировала с Русским балетом, представляя зрителям самостоятельные постановки.

Бронислава Фоминична работала балетмейстером в парижской ОпереОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков.

В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Разновидности оперы: историко-легендарная, героико-эпическая, народно-сказочная, лирико-бытовая и др.
, в театреТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
"Колон" (Буэнос-Айрес); в труппе Иды Рубинштейн (поставила: "Поцелуй феи" Стравинского, "БолероБолеро (испанское bolero) — испанский парный танец. Музыкальный размер 3/4. Темп умеренный. Сопровождается гитарой, барабаном и кастаньетами, пением танцующих. Жанр болеро нашел отражение в творчестве многих композиторов (М. Равель и др.)." на музыку Мориса Равеля — оба в 1928; "ВальсВальс (франц. valse, от нем. Walzer) — бальный танец в трехдольном размере. В 70-х гг. 18 в. вальс — южногерманский крестьянский танец (то же, что лендлер). С нач. 19 в. завоевал популярность во всех слоях европейского общества (особенно т. н. венский вальс, связанный с именами И. Штрауса-отца и И. Штрауса-сына ). Жанр и жанровые признаки вальса проникли во многие виды инструментальной и вокальной музыки различных композиторских школ." на музыку Равеля — 1929), в других труппах мира. До Второй мировой войны (World War II) появился еще балет – «Концерт» Шопена.

В начале 1930-х балеринаБалерина (итальянское ballerina, от позднелатинского ballo — танцую) — танцовщица в балетной труппе. Термин появился во 2-й половине 19 века. работала во Франции, затем в 1932 году основала собственную балетную компанию. Поставила: "ЭтюдыЭтюд (французское etude, буквально — изучение):

1) Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др.).

2) В современной театральной педагогике упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.
" на музыку Иоганна Себастьяна Баха, "Вариации" на музыку Людвига ван Бетховена (оба в 1932), "ГамлетГамлет (Hamlet) — герой одноименной трагедии Уильяма Шекспира. Один из вечных образов: имя Гамлет стало характеристикой человека, исполненного внутренних противоречий и сомнений.

В зависимости от конкретной общественной ситуации понятие «гамлетизм» наполнялось различным содержанием — от безволия до целеустремленной решимости.
" на музыку Ференца Листа (1934; исполнила заглавную рольРоль (французское role):

1) Литературный образ, созданный драматургом в пьесе (киносценарии), и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощенный актером в спектакле (фильме).

2) Совокупность текста, произносимого актером
).

В 1935 году Нижинская ставила танцы на музыку Феликса Мендельсона для кинофильма «Сон в летнюю ночь».

В 1937 году Бронислава руководила парижской труппой "Польский балет"; работала в БерлинеБерлин (Berlin) — столица Федеративной Республики Германии на правах земли. Город расположен в восточной части Германии в окружении рек и озер при впадении реки Шпре в реку Хафель. Площадь 882,4 кв. км (территория Большого Берлина), население 3,4 млн человек (2004) (4,3 млн человек в 1939, около 2,8 млн человек в 1945, 3,3 млн человек в 1949). у Макса Рейнхардта (поставила танцы в опере "Сказки Гофмана" Жака Оффенбаха и в фильмеФильм (от английского film — пленка) (кинофильм) — совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; произведение киноискусства; в узком смысле — фильмокопия. "Сон в летнюю ночь").

В 1938 году Бронислава переехала в США[en], где вновь занялась преподавательской деятельностью, открыв школу балета и впоследствии сотрудничая с разными балетными компаниями.

С 1952 руководила школой "Балле тиэтр" (Нью-Йорк). Среди её учениц были Мария и Марджори Толчиф, Аллегра Кент. До 1966 года ставила новые, возобновляла свои прежние балеты в разных театрах мира. Её балеты широко шли в 80-90-е годы.

Сочинения:

ЛитератураЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
:

  • Вера Михайловна Красовская, Русский балетный театр начала ХХ в., [ч.] 1-2. 1971-72;
  • Роберт Джонсон, Ритуал и абстракция в балете "Свадебка". "СБ", 1991;
  • Нина Тихонова, Девушка в синем, М., 1992: Нижинекий- Нижинская, "Московский наблюдатель", 1992;
  • Gfigoriev S. L., The Diaghilev Ballet 1909-1929, L., 1953;
  • Sokolova L., Dancing for Diaghilev, N. Y., 1960;
  • Haskell, Arnold L., Ballet Russe. The Age of Diaghilev, L.. 1968;
  • Buckle R., Nijinsky. N. Y.. 1971.

Бронислава Нижинская скончалась 21 февраля 1972 года в Лос-АнджелесеЛос-Анджелес (Los Angeles) — город и порт на юге Тихоокеанского побережья США, штат Калифорния. Население 3,85 млн человек (2004), с пригородами — 16,7 млн человек (2004). Второй город и городская агломерация по численности населения в стране. Первый в США по занимаемой площади (1190 км2).

Расположен на узкой прибрежной низменности, окаймленной горами Сан-Габриэл, Санта-Моника, Санта-Ана. Вытянут с севера на юг (более 90 км), с востока на запад (более 60 км).
, от сердечного приступа, в возрасте 81 года.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)