Разместите статью, биографию и пр.[en]
Александр Фатюшин Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная
![]() |
Александр Константинович Фатюшин — советский и российский[en] актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР. Знак зодиака — Овен.
Лауреат Премии за лучшее исполнение мужской роли на ВКФ в Риге в 1977 году за фильм «Весенний призыв», кавалер Серебряной медали имени Александра Довженко (1977 год за фильм «Весенний призыв»), лауреат Государственной[en] премии СССР[en] в 1984 году — за театральную работу.
Фатюшин сыграл в более чем 40 фильмах. В числе наиболее известных картин — «Россия молодая», «Одиночное плавание», «Кодекс молчания», «34-й скорый». Александр Константинович так и не дождался своей самой главной роли, но у него в жизни был главный эпизод — в фильме «Москва слезам не верит». Многие считают, что в этой картине актер сыграл самого себя.
Александр Фатюшин родился 29 марта 1951 года в Рязани, в рабочей семье. Его отец был шофером[en], а мать - домохозяйкой. Кроме Александра в семье было еще двое детей[en]: брат 1940 года рождения[en] и сестра - 1945. Жили Фатюшины в обычной квартире в центре города. Во дворе был маленький огородик, из домашней живности держали несколько кур и поросенка. В свободное время Саша с увлечением гонял в футбол и выступал за юношескую команду рязанского клуба «Алмаз».
Любовь к театру привил Александру Фатюшину его старший брат - Виталий, который одно время занимался в школьном драмкружке. Глядя на него, и младший брат подался в артисты - записался в театральную студию Дворца культуры профсоюзов. Однако в дальнейшем старший брат к театру охладел, а вот Александр, наоборот, после десятого класса заявил родственникам, что собирается поступать в театральный институт. Сестра его высеяла: «Какой из тебя артист с такой фамилией…» На что Александр ответил: «Спорим, что через десять лет фамилию Фатюшин будут знать все?!» Сестра, уверенная в своей правоте, согласилась, выбрав в качестве будущего приза редкую по тем временам вещь - магнитофон.
Летом 1968 года Александр приехал в Москву с твердым намерением покорить ее с первого же захода. Подал заявления во все театральные училища, однако… провалил экзамены во всех. Сестра могла торжествовать маленькую победу, однако впереди у Александра оставалось еще девять попыток. И вторая из них, через год, завершилась успехом - Фатюшин поступил в ГИТИС, на курс Андрея Александровича Гончарова.
Что касается личной жизни артиста, то долгое время он предпочитал оставаться холостяком. Известно, что в начале 80-х у него был длительный роман с некоей женщиной, ради которой Александр мог совершить поистине романтические поступки. Например, он мог перед спектаклем проводить ее на поезд. Потом отыгрывал спектакль, мчался на такси в аэропорт, садился в самолет и через несколько часов Фатюшин встречал свою возлюбленную[en] на перроне вокзала. Но так получилось, что этот роман так и не завершился походом в загс, а случилось это позже. Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. Кумиры всех поколений. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 371 - 372.
Спустя год после окончания ГИТИСа Александр Фатюшин дебютировал в кино. Сначала он сыграл небольшую роль командировочного в телефильме Алексея Коренева «Три дня в Москве». А в 1974 году - в знаменитом, когда-то скандальном и культовом фильме Андрея Сергеевича Смирнова «Осень» он сыграл роль молодого человека по имени Эдик.
Благодаря роли Эдика на А. Фатюшина обратили внимание, и в 1976 году он был приглашен вместе с актером Игорем Матвеевичем Костолевским на главную роль в картину Павла Любимова «Весенний призыв». Молодые актеры блестяще справились с поставленной задачей. Фатюшин очень убедительно сыграл сержанта Карпенко, занимающегося новобранцами в учебке. А Костолевский – молодого призывника-интеллигента.
Несмотря на то, что фильм вышел на экраны, пройдя жесточайшую военную цензуру - основную мысль до зрителя он донес. Сержант Карпенко, еще вчера такой же новобранец, получив в руки власть, пытается распоряжаться не только внешним видом солдат, но и распоряжаться их судьбами. Однако ему приходиться столкнуться с человеком, который внешне ему подчиняясь, презирает его. Именно в общении с ним провинциальный парень, ставший королем и богом для тех, кто попал на полгода в учебку, постигает необходимые нравственные уроки.
Конечно, это была очередная сказка об армии. Но как талантливо исполнили свои роли Фатюшин и Костолевский! Фильм имел теплый прием у публики, а Фатюшин за свою работу был удостоен приза за лучшую мужскую роль на Всесоюзном фестивале в Риге и серебряной медали имени Довженко.
С этого момента Александр Константинович Фатюшин стал много сниматься в кино. В 1977 году он сыграл инженера Дмитрия Радкевича в фильме Бориса Степанова «Гарантирую жизнь», а год спустя – инспектора уголовного розыска Тихонова в детективе Альберта Мкртчана «Лекарство против страха».
Была у Фатюшина и несколько необычная роль – за кадром. Приступая к съемкам фильма «Служебный роман», режиссер Эльдар Александрович Рязанов специально для Фатюшина написал большую и интересную роль мужа секретарши Верочки (ее блистательно сыграла актриса Лия Меджидовна Ахеджакова). «Я должен был сыграть такого фанатика-мотоциклиста. Конфликт шел на уровне - он любил ее и мотоцикл, но мотоцикл все-таки больше», - вспоминал Александр.
Уже было отснято много материала, как вдруг случилось несчастье - в театре во время спектакля Фатюшин получил тяжелую травму глаза[en], после чего попал в больницу, где ему сделали операцию. Рязанов ждал, сколько мог актера, но выздоровление затягивалось. Тогда он приехал в больницу и честно признался, что все сроки вышли. Фатюшину не хотелось, чтобы роль была слеплена кое-как, и он посоветовал - раз так, то лучше вырезать ее всю. В результате по ходу фильма Верочка постоянно говорит со своим мужем, а в кадре он появляется всего в двух крошечных эпизодах.
Так постепенно Александр Фатюшин подошел к своей звездной роли - хоккеиста Гурина в легендарной мелодраме Владимира Валентиновича Меньшова «Москва слезам не верит». Режиссер приглашал артистов на пробы парами. Фатюшин пробовался вместе с актрисой Ириной Вадимовной Муравьевой, и их дуэт практически сразу был утвержден.
Из к/ф «Москва слезам не верит» — «Александра», в гл. ролях: Алексей Баталов, Вера Алентова, Ирина Муравьева |
К сожалению немало сцен так и не вошло в окончательный вариант картины. Тут уж постарались чиновники от Госкино. Больше всего Фатюшин жалел, что вырезали финальную сцену: «Помните, все собрались на даче, Гурин "завязал", говорит, что переходит на тренерскую работу. Героини сидят на крыльце и поют. И тут должен был появиться Гурин: галстук набок, рубашка торчит, а с ним какой-то ханыга. Я препирался с Муравьевой из-за трояка, а ханыга кричал на нее: "Ты как с ним разговариваешь? Это же Гурин, я на его матчах вырос как личность!". Но Госкино эту сцену не пропустило, мол, игрок сборной так напиваться не может».
При создании своего персонажа Александр Фатюшин не опирался на какой-то прототип, скорее это был собирательный образ спортсмена. Тем более что среди друзей актера было немало хоккеистов. Особенно дружен он был со знаменитой ларионовской пятеркой. После выхода фильма многие хоккеисты подходили к нему и благодарили: «Сань, попал в точку». Такое признание стоило многого. А вскоре Фатюшин был приглашен советской сборной вместе с группой артистов в качестве поддержки на Олимпийские игры в Калгари.
Фильм «Москва слезам не верит» имел оглушительный успех и у зрителей, и у профессионалов. Он собрал множество различных призов, среди которых: Премия «Оскар» Американской[en] Академии киноискусства за лучший иноязычный фильм 1980 года, Приз гильдии прокатчиков США за лучший иностранный фильм 1980 года, Премия за лучший иностранный фильм на кинофестивале американских фильмов в Хьюстоне-81. А.Фатюшин за свою роль призов не получил, ему досталось гораздо большее – всенародное признание и любовь миллионов зрителей.
В 80-е годы кинематографическая судьба складывалась очень удачно. Александр Константинович активно снимался, и хотя чаще ему доводилось играть персонажей второго плана, но делал он это так ярко, что оставался в памяти зрителя наравне с главными героями. Лучшие его работы были связаны с ролями сильных, мужественных людей, как например Афанасий Крыков в телефильме «Россия молодая», десантник Круглов в приключенческом фильме «Одиночное плавание», бывший сыщик Валентин Силов, вступающий в противоборство с мафией в детективе «Кодекс молчания» и другие. Фатюшинские герои воплощали в себе истинно русский характер[en], подкупали интеллигентностью, мужским обаянием и мужественностью.
С «Россией молодой» связана история, которая могла бы стать роковой. 12 мая 1980 года снималась сцена повешения героя Александра Фатюшина. Актер должен был накинуть на шею веревку, спрыгнуть со ступенек, а аккуратно подрезанная веревка в нужный момент должна была оборваться. Веревка не оборвалась. Актёру повезло, что узел был завязан неправильно, и он успел просунуть руку. Помогли и расторопные товарищи. Шрам на шее не проходил очень долго, а чудом спасшийся актер с тех пор каждый год праздновал свой второй день рождения.
Если в кино Александру Фатюшину доставались хотя и яркие, но все же несколько одноплановые роли, то в театре работа была гораздо разнообразнее. Ему доводилось играть и комедийные роли, и так называемых «социальных героев». Александр играл в спектаклях: «Молва», «Энергичные люди», «Жизнь Клима Самгина», «Бег», «Человек на своем месте», «Наполеон», «Не о соловьях», и многих других. А спектакль «Дети Ванюшина», где он исполнял главную роль, театралы и вовсе окрестили «Дети Фатюшина».
Долгое время Александр Фатюшин оставался холостяком. Правда в начале 80-х у него был бурный и продолжительный роман, но он завершился ничем.
Вместе с ним в театре играла актриса Елена Мольченко, которая была младше его на 12 лет. Она призналась, что влюбилась в Александра сразу же после прихода в театр, однако он долгое время не обращал на нее никакого внимания. Не предпринимала со своей стороны ничего и Елена. Все произошло внезапно…
Однажды, это было в 1986 году, они вместе шли к метро, разговаривали. Это был их первый длительный разговор. На следующий день они еще пообщались, а через три дня Александр пригласил Елену поехать с ним в больницу, где лежал его родственник. Она согласилась. В палате Александр внезапно сказал: «Виталь, знакомься, это моя невеста». Елена в тон ему спокойно представилась: «Лена». После этого они поехали в ювелирный магазин, купили золотые кольца. Для всего театра их свадьба была настоящим шоком, ведь там всегда знали у кого с кем роман, а тут…
«Вот так: случайно сказал – моя невеста, так она ею и стала», - шутил впоследствии Александр. Может быть это и не было случайностью. Вместе супруги прожили 17 лет. Жили они очень счастливо, но скромно - у них не было даже автомобиля[en].
Но детей у Фатюшиных не было. «Это тот случай, когда Бог не дал, - говорит Елена Васильевна. - Сначала ждали, потом стали заниматься этим вопросом. И все врачи[en] в один голос говорили: замечательно, хорошо, а их все нет и нет. Потом пришло время, и мы с этим смирились. Потом родительские инстинкты и рефлексы прошли, мы уже сжились...»
В первой половине 90-х Александр Фатюшин еще продолжал сниматься в кино, причем очень активно. Один за другим выходили картины с его участием: «Живая мишень», «Каир-2 Вызывает Альфу», «Волкодав», «По Таганке ходят танки», «Кодекс молчания-2» и др. Однако затем в отечественном кинематографе наступил кризис. Фатюшин долго не мог вписаться в новые условия.
Елена Васильевна рассказывает: «Когда начались перестроечные дела, он действительно растерялся, был полностью дезориентирован. Недоумение оставалось до последнего дня: как же так? Человек к этому возрасту крепкий профессионал, и оказывается, что профессия не в этом, а в том, что... надо правильно продать или купить».
Непросто складывались у Фатюшина дела и в театре. Он даже написал заявление об уходе. Но долго без театра не смог, и вскоре вернулся.
Что же касается в кино, то лишь к концу 90-х вышло несколько картин с его участием. Он сыграл работника ФСБ в мелодраме Евгения Семеновича Матвеева «Любить по-русски-3», роли в мелодраме Леонида Эйдлина «С новым счастьем», сериале «Транзит для дьявола», лирической комедии «Новый год[en] в ноябре».
Александр Фатюшин очень увлекался спортом. Многие годы он играл в футбол в актерской сборной Москвы. Был он и страстным болельщиком – болел за московский «Спартак», со многими игроками которого поддерживал приятельские отношения. Одним из самых близких друзей был знаменитый вратарь Ринат Файзрахманович Дасаев.
Так уж случилось, что и умер[en] Александр Фатюшин как болельщик. В тот роковой день 6 апреля 2003 года «Спартак» крупно проиграл ЦСКА. Фатюшин весь вечер переживал, а спустя несколько минут после финального свистка ему стало плохо. Когда врачи приехали, было уже поздно… Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис-2000"); Федор Раззаков, «Чтобы люди помнили» (М. Эксмо, 2004); Ирина Исаева, «Александр Фатюшин: первый из второго ряда» («Телеглаз АиФ» № 16 (144) от 15.04.2003 http://www.aif.ru); Леонид Гуревич, «Александр Фатюшин: Я актер с неактерской фамилией» (газета «Основа» № 49 от 07.07.2001)
Александр Константинович Фатюшин скончался 6 апреля 2003 года в Москве, после осложнений от воспаления лёгких. Похоронен 9 апреля на Аллее памяти выдающихся спортсменов и тренеров Востряковского кладбища, в Москве, участок № 131.
Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :) И чуть ниже оставьте комментарий. |
Найти ещё что-нибудь интересное:
Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.
Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:
Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная