Разместите статью, биографию и пр.[en]

Ия Саввина Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Ия Сергеевна Саввина — биография

Ия Сергеевна Саввина

Ия Сергеевна Саввина — советская и российская[en] актриса театраТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
и кино, режиссер. Народная артистка РСФСР (1977), народная артистка СССР[en] (1990). Писатель, журналист. Знак зодиака — Рыбы.

Ия Саввина родилась 2 марта 1936 года в Воронеже. Все ее родственники по маме жили недалеко от Калача знаменитого, Воронежская губернияГуберния — основная административно-территориальная единица в России с 1708 года. Делилась на уезды. Некоторые губернии объединялись в генерал-губернаторства. К 1917 году было 78 губерний, 25 из них отошли к Польше, Финляндии, Прибалтийским государствам. В 1923-1929 годах вместо губерний созданы края и области.. Тетки все из церковно-приходской школы, с четырьмя классами. Маму её дядя Ваня заставил уже взрослой пойти на рабочий факультет, хотя она этого и стеснялась. Она единственная, кто закончила первый выпуск Воронежского мединститута, была гениальным врачом[en]. Была одним единственным врачом во время войны[en] в деревне. Была, потому что ее карьера как доктора закончилась. Живет в Опалихе. Зовут Вера Ивановна. Фамилия у нее тоже уникальная — Кутепова. Ия — Саввина по отцу, а у мамы фамилия – Кутепова.

Профессия и учителя

Ия Саввина закончила в 1958 году факультет журналистики МГУМГУ — Московский государственный университет имени Михаила Васильевича Ломоносова, крупнейшее высшее учебное заведение России, один из центров мировой науки. В составе университета в 2005 году был 31 факультет.. Диплом журналистский, а театрального образования нет. Был момент, когда могли выгнать за профнепригодность. Ия в этом деле с сорок шестого года, если иметь в виду художественную самодеятельность и потом студенческий театрТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
, и так далее. У неё не было театральной школы никакой, и встречались люди, которые её учили. Общение с ними само учило. Начиная с Игоря Константиновича Липского, о котором никто никогда не вспомнит, актера вахтанговского театра. Он был режиссеромРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой всех участников — актеров, художника, композитора, в кино — и оператора. кружка художественной самодеятельности. Такая умница, такая прелесть.

Потом пришел Ролан Антонович Быков «Такую любовь[en]» ставить. Сказал тогда своей жене: «Все хорошо, все расходится, вот только героини нет. Ну, нет героини. Взял какую-то там беленькую девчонку маленькую». Тем не менее, у них вроде все складывалось, а когда они вышли на сцену, Ию не было слышно в первом ряду, даже при пустом зале. Тогда Ролан Антонович, человек необыкновенного дарования, фантазии невероятной сказал: «Иечка, нужен посыл, посыл в зрительный зал». Это осталось у актрисы на всю жизнь. Посыл этот стоит дорого при давлении девяносто на шестьдесят. Когда она уходила со сцены с Раскольниковым в «Соне Мармеладовой», было сто восемьдесят на сто двадцать. Вот чем оборачивался этот посыл.

На дне рождения Быкова появился один единственный и незаменимый Алексей Владимирович Баталов. Умница, человек который помогал Саввиной так, как никто, уж не говоря о Хейфице. Хейфиц научил их на всю жизнь беречь артиста, беречь его нервы. Они начинают репетировать, он говорит: «Всё, всё, всё, остальное на площадке». ИнтеллигентностьИнтеллигенция (от латинского intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) — общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма.

Термин «интеллигенция» был введен писателем П. Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции.

Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античных и средневековых обществах, получила значительное развитие в индустриальном и постиндустриальном обществах.
, деликатность, внимание, юмор, когда нужно. Всё было необыкновенно.Ия Саввина

Андрей Николаевич Москвин – это гений операторского искусства. Для Ии Сергеевны после Москвина главный человек на съемочной площадке это оператор, а не режиссер. Пусть не обижаются режиссеры. Москвин умел вовремя поднять настроение человеку как никто. Когда ничего не получалось, когда и у неё все из рук валилось, он говорил: «Стоп, пошли». Он водил актнису в свою операторскую обитель и заваривал свой москвинский необыкновенный чай, и они с ним вместе его пили.

Это все Быков. Саввина ничего не умела тогда практически. Он вылепил Лиду Матесову. Андрей Кончаловский говорил: «Если бы не Ия, не было бы Аси» (имеется в виду фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», режиссёрРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой всех участников — актеров, художника, композитора, в кино — и оператора. Андрей Кончаловский – прим. ред.). А Ия говорит: «Если бы не Кончаловский, не было бы фильма, не было бы Аси». Так и с Быковым получилось. Впервые услышала она сценарий от Быкова. Это, пожалуй, лет 5 до того было, как Кончаловский стал снимать. Быков сказал: «Вот тебе надо сыграть эту рольРоль (французское role):

1) Литературный образ, созданный драматургом в пьесе (киносценарии), и соответственный сценический (кинематографический) образ, воплощенный актером в спектакле (фильме).

2) Совокупность текста, произносимого актером
и можешь больше ничего не играть». Потом никак не мог подобрать Кончаловский артистку. Тогда пришел в картотеку, где фотокарточки все. Рассматривает фотокарточки, и ему говорят: «Попробуйте Саввину». - «Саввину, даму с собачкой? Вы что, с ума сошли?». И потом говорит: «Вот это лицо мне нужно. Такая беленькая косточка». Все хохотали: «Посмотрите, что там написано на обратной стороне». Тогда он пригласил её поговорить и решил проверить, есть ли хоть капля мозгов или нет. Он сказал, что хочет снимать не артистов, что поедет и будет искать, и что, он хочет, чтобы героиня была не актриса. «Если я не найду, Вы согласитесь потом попробоваться?». – Саввина отвечает: «Конечно. Я Вам от всей души желаю, чтобы Вы нашли». – «И Вы не обидитесь?». - «А почему мне обижаться, у Вас есть свое видение, замечательно».

Им очень трудно было найти, чтобы была и хромая, и беременная, и еще сюжет весь тащила бы на себе. Ему было очень трудно найти, и он обратился к ней. Ия пришла, он привез мужиков и баб, которых он отобрал, и заставил с ними разговаривать. На другой день Саввинова сказала, уходя: «Пробоваться не буду, сниматься не буду». - «Ты с ума сошла, почему?». - «Я не могу, я не могу с ними работать. Я уже вся в коросте актерскойАктер — артист, исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении. какой-то, а это живые люди. Я никак не смонтируюсь с ними». - «Нет, нет, нет, я пробую Вас».

Саввинова и БаталовРассказывает сама Ия Сергеевна: он просто насильно приехал к 9 утра. Я жила тогда на Фрунзенской набережной. Взял меня за шиворот, посадил в машину[en] и привез на площадку - и попробовались. Это было очень трудно. Не знаю, получилось или не получилось, но я старалась. Ни в коем случае нельзя было подражать им. Надо было их ощутить, вобрать в себя, потому что когда человек кому-нибудь начинает подражать, это дохлый номер. Это уже провал, это уже не правда. Я ни в коем случае им не подражала, этим замечательным людям, а пыталась впитать. Может быть, мне помогло то, что я все-таки деревенская. Родилась[en] я в Воронеже, а школу заканчивала в 100 километрах, и все мои родственники по маме (отцовских я не знаю), все крестьяне с Верхнего Мамона, с Дона. Может не я, а гены сработали за меня. Это наслаждение было работать.

Я получила письмо с очень хорошими словами о «Даме с собачкой» после фильма. Когда увидела подпись «Раневская», я не поверила сдвоим глазам[en], просто обомлела. Мы не были знакомы. Она нашла адрес и нашла возможность, и желание появилось у нее написать мне о «Даме с собачкой». Вот такой это был человек. Увиделись мы впервые у Анисимовой-Вульф, у нашего режиссера. Она дружила с ее матерью. Когда репетировалиРепетиция (от латинского repetitio — повторение) — основная форма подготовки (под руководством режиссера) театральных, эстрадных, цирковых представлений, концертных программ, отдельных номеров, сцен путем многократных повторений (целиком и частями) «Странную миссис Сэвидж», мы познакомились и подружились.

Один забавный эпизод помню. Мы уезжали куда-то на гастролиГастроли — выступления и спектакли, даваемые приезжими актёрами. или на концерты, я уже не помню. Тогда с продуктами было неважно, особенно с кофе. Нашего советского растворимого кофе было достать невозможно, а Фаине Георгиевне подкидывали из ресторана архитекторов. И она говорит: «Обязательно завтра заезжайте, я вам дам кофе. Мне привезут кофе, потому что я заядлая кофейница, а кофе нет». – «Нет, нет». Мы продолжаем разговаривать, и вдруг она помрачнела, а я уже собиралась уходить. Думаю: «Что такое?». Может быть, плохо себя почувствовала.

На другой день звонок: «Хоть Вы меня и очень обидели, но за кофе Вы все равно приезжайте». Я тогда водила машинуАвтомобиль (от авто... и латинского mobilis — подвижной, легко двигающийся) — транспортная безрельсовая машина главным образом на колесном ходу, приводимая в движение собственным двигателем (внутреннего сгорания, электрическим или паровым).

Первый автомобиль с паровым двигателем построил Никола Жозеф Кюньо (Франция) в 1769-1970 годах, с двигателем внутреннего сгорания — Готлиб Вильгельм Даймлер, Карл Бенц (Германия) в 1885-1886 годах. Вращение от двигателя передается муфте сцепления, коробке передач, дифференциалу и колесам (ведущему мосту).

Различают автомобили пассажирские (легковые и автобусы), грузовые, специальные (пожарные, санитарные и др.) и гоночные. Скорость легковых автомобилей до 300 км/ч, гоночных до 1020 км/ч (1993), грузоподъемность грузовых автомобилей до 180 тонн.
, и я бросаюсь, приезжаю. «Фаина Георгиевна, как я Вас обидела, что я сказала?». – «Вы назвали меня дурой». – «В страшном сне мне не приснится, чтобы Вам такое сказать». Вы знаете, когда напрягаешься, то вдруг выскакивает что-то, вспоминаешь. Я вспомнила и стала смеяться. Она говорит: «Вы еще смеетесь?». Я говорю: «Фаина Георгиевна, я не помню, что Вы сказали, а я ответила, я не такая дура, как выгляжу». Она пропустила и получилось: «Я не такая дура как Вы». Вы можете себе представить, что после этого она позвонила и сказала приезжать за кофе, если она такое вдруг услышала! - «Я не только старая маразматичка, но еще и глухая. Сколько же дней теперь я буду обзванивать всех знакомых, которым я на Вас нажаловалась?».

Подружились мы, когда стали вместе работать. Я ее часто навещала, она звонила: «Вы как спите, девочка?». Я говорю: «Плохо, Фаина Георгиевна». - «А я считаю до 16 миллиардов, и так как со счетом у меня было всегда плохо, я считаю так: один миллиард, два миллиарда…».

Вера Петровна Марецкая говорила: «Все хорошо, но понимаешь, Иечка, ты играешь воскрешение Лазаря. Ты сминаешь, а нужно подать это, подать». Я всю ночь не спала, думала над всем этим. Потом пришла в театр, нашла ее, разрыдалась и попросила прощения, потому что поняла, что она права. Подать от души что-то совершенно не значит, что это наигрыш. Это же все равно тот же посыл, о котором я забыла после работы с Быковым. Эти люди тоже мои учителя, я их никогда не забуду. Не говоря уже о Фаине Раневской. Она сказала так: «Сниматься в плохих фильмахФильм (от английского film — пленка) (кинофильм) — совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; произведение киноискусства; в узком смысле — фильмокопия., девочка моя, это все равно что плевать в вечность. Я делала это всю жизнь, и что? Деньги прожиты, а позор тянется». Потом она сказала еще великую вещь, которой я следую по возможности почти всегда. «Артист имеет право не играть, - говорила она, - если он сломал себе голову или ноги[en], все остальное не важно. Он должен быть на сцене».

Театр Моссовета

Юрия Александровича Завадского не стало, и пригласил меня к себе Олег Николаевич Ефремов. И пошла я не в театр, а к Ефремову, потому что это не просто талантливый человек, это человек - строитель. Все знают, что он сделал из «Современника» и потом надорвался, поднимая МХАТ МХАТ — Московский Художественный академический театр имени Максима Горького — основан в 1898 году Константином Сергеевичем Станиславским и Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. До 1901 года назывался Художественно-Общедоступный. С 1919 академический, с 1932 имени Горького. Осуществил реформу репертуара, актерского искусства, режиссуры, оказав воздействие на мировой театр.. Очень многое сделал и во МХАТе. Как-то после репетиции одного спектакля, где у меня была функциональная роль, сцена с Невинным Славочкой, он всех отпустил. Меня оставил и говорит: «Что, стыдно произносить текст?». Я говорю: «Стыдно». Он захохотал и говорит: «Дура, чем хуже текст, тем наглее надо его произносить». Как ни странно, на другой день попыталась это сделать, и сцена стала получаться.

Ефремов – человек такой мощи внутренней, что он мог бы быть и директором завода, и членом правительства, и даже президентом, если бы стезя у него была в этом направления, по мощи своего внутреннего дарования, характераХарактер — (от греческого charakter — отличительная черта, признак):

1) своеобразная особенность человека, вещи, явления (например, характер местности).

2) В психологии — индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности.
».

Юрий Георгиевич Богатырёв говорил: «Да не люблю я играть, не люблю репетировать». Для него это была жизнь, и он расходовал все на полную катушку. И вот сердце[en] не выдержало, разорвалось, как разорвалось оно у Николая Дмитриевича Мордвинова.

Мой муж называл его «Ийкин гастрольный муж». Мы были дружны. Мы завтракали вместе, обедали вместе, ужинали вместе, телевизор, ничего не понимая, в той же Японии смотрели вместе. Ему доставляло наслаждение сказать людям что-нибудь хорошее. Он с раннего утра садился к телевизору и если кого-то видел, тут же звонил. Ему хотелось сказать приятное обязательно.

Ушел Леонид Алексеевич Филатов, и прекратили эту передачу «Чтобы помнили». Наоборот, в память о нем нужно было бы продолжать эту передачу. Одну из первых посвятить Лене Филатову. А кто же о нем сделает что-то, о человеке, который был так болен[en] и при этом хотел помнить тех, кто ушел. Тогда я очень много говорила о Юре Богатырёве. Когда мы снимались с ним в «Открытой книге», он играл моего мужа и был вегетарианцем. Он по действию должен залезть в кастрюлю с борщом, доставать оттуда кость с мясом и есть. Он говорит: «Вы мне дайте яблочко, я яблочко сюда положу». Я говорю: «Я тебе дам яблочко, а то не видно, яблочко ты жуешь или кость гложешь». После этого он пристрастился к мясу и всю жизнь упрекал меня, что я нарушила его вегетарианский образ жизни. Какой же он был замечательный, Юрочка.

Любовь Петровна Орлова при вселенской славе вселенской скромности человек. Она спасла мне горло. Сначала был узелок, потом образовалась папиллома. Когда она услышала, как я разговариваю, тут же позвонила, поехала сама к министру здравоохранения и устроила меня к лучшему специалисту не только в Москве, но вообще у нас, а может быть и за рубежом. Был такой Павел Антонович Демидов в 4-ом управлении. Она спасла мне голос. Ведь все же видели, все слышали, как я разговариваю, но никому в голову не пришло. Вот это Любовь Петровна. Казалось бы, чему она меня научила? Она научила, не уча, тому, как люди должны быть внимательны друг к другу, как надо по возможности помогать тем, кто нуждается в помощи. Это тоже имеет отношение к искусству. Мое глубочайшее убеждение, что злойДобро и зло — наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности. человек не может быть хорошим артистом. (По материалам передачи «Театральная летопись»)

Ещё:

Дама с собачкой, доктор Калинникова, Ася Клячина - это все знаменитые героини Ии Саввиной. У нее все складывалось достаточно удачно, она работала с признанными кинорежиссерами - Иосифом Хейфицем, Александром Миттом, Сергеем Юткевичем, Александром Зархи.

Много лет Ия Сергеевна играла на сцене МХАТа имени Чехова под руководством Олега Ефремова. Теперь выходит на подмостки под суровым взглядом Олега Павловича Табакова. Недавно Ия получила театральную премию "Хрустальная Турандот" за спектакль "Рождественские грезы" по пьесе Надежды Птушкиной "Пока она умирала". Саввина наградой довольна. Кроме того, считает актриса, статуэтку из горного хрусталя можно использовать и в целях самообороны.

Сейчас Ия Сергеевна мало снимается в киноКино (от греческого kineo — двигаю, двигаюсь) — часть сложных слов, указывающая на связь с кинематографией, например киноискусство., потому что не очень доверяет режиссерам нового поколения, зато театральной работы у нее достаточно. Современная литератураЛитература [латинское lit(t)eratura, буквально — написанное] — произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература).

Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 веке — «изящная словесность»). В этом значении литература — явление искусства («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.
ей не интересна, и никаким Пелевиным ее не заманишь. При этом актриса категорически утверждает, что последнее время желает читать[en] одни детективы и ничего другого. На предложения написать что-нибудь автобиографическое отвечает отказом, ссылается на лень. Хотя… "Ну, может быть, настанет такой момент, когда у меня наберется побольше хорошей злости, и я начну писать". (НТВ)

В новом тысячелетии Ия Сергеевна в кино снималась мало. Среди её работ этих лет – роли в фильмах: «Два товарища» (2000), «Здравствуй, столица!» (2003), «Постельные сцены» (2003), «Место под солнцем[гор]» (2004), «Слушая тишину» (2007). Зато театральных работ на сцене МХТ у неё было достаточно – это спектакли «Новый американец», «Рождественские грёзы», «Кошки – мышки»…

Отдельную страницу в творчестве Саввиной занимают документальное телевидение и радио (где она дебютировала ещё будучи студенткой). Ия Сергеевна вела просветительские передачи, посвящённые русскому искусству, была автором и ведущей передач о творчестве писателей Веры Федоровны Пановой и Андрея Платонова. Она создала киноведческие очерки о творчестве известных актёров и режиссёров – Сергея Юрьевича Юрского, Михаила Александровича Ульянова, Нины Николаевны Ургант, Ф. Раневской, Л. Орловой, подготовила серию просветительских программ, посвящённых классикам русской литературы – Ивану Сергеевичу Тургеневу, Александру Сергеевичу Пушкину, Александру Ивановичу Герцену, Николаю Алексеевичу Некрасову, Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину, Александру Николаевичу Островскому.

Также Саввина принимала участие в озвучивании серии мультфильмов о Винни-Пухе (1969-1972), где её голосом говорит Пятачок.

Несмотря на огромную занятость в театре и кино, Ия Сергеевна не оставляла и журналистской деятельности, в основном писала об искусстве. Также она автор книги «Статьи разных лет» (1996), в которой собраны портреты-воспоминания о мастерах сцены. Как режиссёр поставила телеспектакль «В прекрасном и яростном мире» (1967).

Ия Сергеевна была дважды замужем. Её первый муж учёный-гидрогеолог Всеволод Шестаков, с которым они вместе играли в Студенческом театре МГУ. В этом браке родился сын Серёжа (1957), в 1972 году они развелись. Второй муж – Анатолий Васильев, актёр Театра на Таганке. Они познакомились в 1979 году и более 30 лет прожили вместе.

Признание и награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (22 июня 2006) — за большой вклад в развитие театрального искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и многолетнюю творческую деятельность.

Орден Дружбы (14 февраля 1996) — за большой личный вклад в развитие отечественного искусства.

Государственная премия СССР (1983) — за роль Натальи Илиничны в фильме «Частная жизнь».

Государственная[en] премия РСФСР (1990) — за главную роль в фильме «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж».

ЛауреатЛауреат (от латинского laureatus — увенчанный лаврами) — лицо, которому присуждена государственная, республиканская, международная и т. п. премия, а также победитель конкурсов (главным образом художественных). театральной премии «Хрустальная Турандот».

Роли в театре

Студенческий театр МГУ

Театр имени Моссовета

МХАТ

Радиоспектакли

Роли в кино

Озвучивание мультфильма

Ия Сергеевна Саввина скончалась 27 августа 2011 года на 76-м году жизни. Гражданаская панихида состоялась в МХТ имени Чехова, где собрались поклонники таланта Саввиной и коллеги по цеху, и завершилась долгой овацией в честь "актрисы без единой фальшивой ноты". Позднее в храме Воскресения Словущего прошло отпевание. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом с захоронением поэтессы Беллы Ахатовны Ахмадулиной.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в WhatsApp Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная