Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
7 декабря родились[en]: Федор Матвеевич Апраксин, Пьетро Масканьи
Скончались[en]:
Цицерон Марк Туллий, Иннокентий IV, Роберт Листон

Иван Пырьев Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Иван Александрович Пырьев — биография

Иван Пырьев

Иван Александрович Пырьев (1901-1968) — советский и российский[en] актер, кинорежиссер, сценарист, народный артист СССР (1948). Знак зодиакаЗодиак (греческое zodiakos, от zoon — животное) (пояс зодиака) — совокупность зодиакальных созвездий, расположенных вдоль эклиптики — большого круга небесной сферы, по которому Солнце совершает свой видимый путь в течение года. Число зодиакальных созвездий (12) равно числу месяцев в году, и каждый месяц обозначается знаком созвездия, в котором Солнце в этот месяц находится.

Фактически из-за непрерывного перемещения точки весеннего равноденствия (примерно на 1° за 70 лет) Солнце теперь каждый месяц находится в двух смежных созвездиях зодиака, но для месяцев сохранены прежние обозначения (март — Овен и т. д. по порядку).
Скорпион.

Фильмы: «Партийный билет» (1936), «Идиот» (1958), «Братья Карамазовы» (1969); музыкальные комедии «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Кубанские казаки» (1950) и др. Государственная[en] премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951).

Иван Пырьев родился 17 ноября (4 ноября по старому стилю) 1901 года в селе Камень, Алтайского края.

В 1916-1920 годах Иван служил в действующей армии. В 1923 окончил актерское и режиссерское отделение Государственной[en] экспериментальной театральной мастерской. Был актером 1-го Рабочего театра Пролеткульта и театра имени Мейерхольда. С 1925 года — сценарист, ассистент режиссера, затем режиссер ряда киностудий. С 1939 и до конца жизни работал на «Мосфильме».

Как режиссер-постановщик Иван Александрович начинал с сатирических комедий, однако резкая критика одной из них — «Государственный чиновник» (1930) — навсегда оттолкнула его от этого жанра. О его фильме «Конвейер смерти[en]» (1933) — драме из жизни германских рабочих, венгерский теоретик кино Б. Балаж писал: «Скучным нельзя назвать ни один кадр».

В начале 1930-х годах Иван Пырьев напряженно искал свою тему, мечтал экранизировать «Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя, но обстоятельства вынуждают его выбрать путь политически лояльного режиссера. Тем не менее, даже в политически ангажированном «Партийном билете» (1936) — фильме о враге советской власти, прикинувшемся партийным активистом, он достигает подлинного драматизма и детективной напряженности интриги.

«Богатая невеста» (1937) — лирическая музыкальная комедия о колхозной жизни, встреченная зрителями с большим энтузиазмом, определила для Ивана Александровича Пырьева выбор жанра и темы на годы вперед. Режиссер поставил музыкальные комедии «Трактористы» (1938), «Свинарка и пастух» (1941) о битвах за урожай, о веселых и неутомимых передовиках. Эти феерии, не имевшие ничего общего с реальной жизнью, тем не менее, полюбились рядовому зрителю.

В годы Великой отечественной войны[en] Иван Пырьев снял фильм «Секретарь райкома» (1942), в котором остался верным жанровому кино, показав партизанскую войну в духе приключения с элементами детектива. Затем режиссер снял музыкальную мелодраму «В шесть часов вечера после войны» (1944, Государственная премия СССР, 1946), полную предчувствия грядущей Победы. «Сказание о земле Сибирской» (1948, Государственная премия СССР, премия международного кинофестиваля в Марианске-Лазне) представляет любопытное смешение жанров — мюзикла, мелодрамы и оратории.

«Кубанские казаки» (1950, премия международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950, Государственная премия СССР, 1951) стали вершинным достижением режиссера Ивана Пырьева на поприще музыкальной кинокомедии. Лирически-водевильный сюжет, замечательные песни Исаака Осиповича Дунаевского, которые сразу запела вся страна, счастливая колхозная жизнь хотя бы на экране — все это снискало картине всенародную любовь[en] зрителей, уставших от ужасов пережитой войны и послевоенного лихолетья. В 1954 году он снял фильм «Испытание верности» в ключе сентиментальной семейной драмы.

В 1950-1960-х годах И.А. Пырьев руководил «Мосфильмом», затем его II объединением, где поддерживал многих молодых режиссеров, позднее ставших знаменитыми. В эти же годы он — обратился к творчеству Федора Михайловича Достоевского, экранизировал его романы «Идиот» (1958), прочитанный режиссером увлеченно и страстно, хотя и несколько односторонне, «Белые ночи» (1960), наименее удачная работа режиссера, «Братья Карамазовы» (1968, трехсерийный, специальный приз международного кинофестиваля в Москве, 1969), одна из любопытнейших попыток экранного осмысления Достоевского. Третья серия фильма была закончена Кириллом Юрьевичем Лавровым и Михаилом Александровичем Ульяновым. Наибольшее отражение в фильме нашла сюжетно-драматическая сторона романа, но Пырьеву по-своему, интересно и противоречиво удалось передать сложный психологический мир героев Достоевского. (В. Э. Горелова)

Семья

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1941) — за фильм «Трактористы» (1939);
  • Сталинская премия второй степени (1942) — за фильм «Свинарка и пастух» (1941);
  • Сталинская премия второй степени (1943) — за фильм «Секретарь райкома» (1942);
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за фильм «В шесть часов вечера после войны» (1944);
  • Сталинская премия первой степени (1948) — за фильм «Сказание о земле Сибирской»;
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за фильм «Кубанские казаки» (1949);
  • Международная премия мира (1952) — за документальный фильм «Мы за мир» (1951);
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942);
  • Народный артист СССР (1948);
  • Георгиевский крест 3-й степени;
  • Георгиевский крест 4-й степени;
  • Три ордена Ленина (1938, 1948, ?);
  • Четыре ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1950, 1951, 1961);
  • Медали;
  • МКФ в Марианске-Лазне (Премия Труда и Премия за лучший цветной фильм, фильм «Сказание о земле Сибирской», 1948);
  • МКФ трудящихся в ЧССР (Главная премия, фильм «Сказание о земле Сибирской», 1948);
  • МКФ в Карловых Варах (Премия Труда, фильм «Кубанские казаки», 1950);
  • ВКФ (Вторая премия, фильм «Идиот», 1959);
  • МКФ в Лондоне (Диплом, фильм «Белые ночи», 1959);
  • МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Белые ночи», 1959);
  • МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Идиот», 1959);
  • МКФ в Москве (Специальный приз (посмертно), за выдающиеся заслуги в развитии киноискусства, 1969).

Фильмография Ивана Пыррьева

Актёр:

  • 1923 — Дневник Глумова (короткометражный).

Режиссёр:

  • 1929 — Посторонняя женщина;
  • 1930 — Государственный чиновник;
  • 1931 — Деревня последняя (отстранён от работы);
  • 1933 — Конвейер смерти («Товар площадей»);
  • 1936 — Партийный билет;
  • 1937 — Богатая невеста;
  • 1939 — Трактористы;
  • 1940 — Любимая девушка;
  • 1941 — Свинарка и пастух;
  • 1942 — Секретарь райкома;
  • 1944 — В 6 часов вечера после войны;
  • 1947 — Сказание о земле Сибирской;
  • 1949 — Кубанские казаки;
  • 1951 — Мы за мир (с Йорисом Ивенсом);
  • 1954 — Испытание верности;
  • 1958 — Идиот;
  • 1959 — Белые ночи;
  • 1962 — Наш общий друг;
  • 1964 — Свет далёкой звезды;
  • 1968 — Братья Карамазовы.

Сценарии:

  • 1928 — Оторванные рукава (с Борисом Ивановичем Юрцевым);
  • 1931 — Деревня последняя;
  • 1959 — Белые ночи;
  • 1962 — Наш общий друг (совместно с Владленом Тереньевичем Логиновым);
  • 1968 — Братья Карамазовы.

Художественный руководитель:

  • 1960 — Совершенно серьёзно (киноальманах). (Википедия)

Иван Александрович Пырьев скончался 7 февраля 1968 года в Москве.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)