Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
9 декабря родились[en]: Иоганн Иоахим Винкельман, Петр Алексеевич Кропоткин
Скончались[en]:
Саади, Салтычиха, Дмитрий Мережковский, Сергей Столяров

София Губайдулина Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

София Асгатовна Губайдулина — биография

София Асгатовна Губайдулина

София Асгатовна Губайдулина (тат. Софья (Сания) Әсгать кызы Гобәйдуллина) — российский[en] композиторКомпозитор — музыкант, создатель музыкальных произведений.. Автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистовСолист (от итальянского solista, от латинского solus — один) — исполнитель музыкального произведения или отдельной партии (соло ); артист, исполняющий в опере, оратории, хоре, балете самостоятельные партии, отдельные номера., хораХор (греческое choros):

1) Певческий коллектив (от 12 человек; женский, мужской, детский или смешанный).

2) Музыкальное произведение для хорового исполнения.

3) В древнегреческом театре обязательный коллективный участник, собирательное действующее лицо спектакля. Используется и в современном театре.
и оркестраОркестр (от орхестра) — коллектив музыкантов (12 человек и более), играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Термин «оркестр» в 17-18 веках заменил распространенный в странах Европы термин «капелла».

По составу различаются оркестр струнный, народных инструментов, духовой, симфонический и другие; по жанровому признаку — эстрадный, джазовый, военный. Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей.
, инструментальных ансамблейАнсамбль (французское ensemble — совокупность, стройное целое):

1) В сценическом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля, подчиненных единому замыслу.

2) Группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.

3) Музыкальное произведение для нескольких исполнителей (дуэт, трио и др.).
, музыкиМузыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. для театраТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Истоки театра — в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой.
, киноКино (от греческого kineo — двигаю, двигаюсь) — часть сложных слов, указывающая на связь с кинематографией, например киноискусство. и мультфильмов. Знак зодиака — Скорпион.

С 1991 года года живёт в ГерманииГермания (Deutschland), Федеративная Республика Германия (Deutschland, Bundesrepublik Deutschland) — государство в Центральной Европе. Омывается Балтийским и Северным морями. Граничит с Польшей, Данией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Швейцарией, Австрией, Чехией.

Площадь Германии 356,9 тыс км2. Население 82,4 млн человек (2007). Столица — Берлин. Крупнейшие города: Гамбург, Франкфурт, Бремен, Кельн, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг, Дортмунд, Ганновер, Дрезден, Хемниц, Дюссельдорф, Галле, Росток, Штутгарт, Эссен, Бонн.
, в Аппене под Гамбургом, сохранив российское гражданство. О своём отъезде 31 октября 2013 она сказала следующее: "Тогда было трудно, жизнь в Германии была проще. Но я никогда не считал себя изгнанником. Я часто возвращаюсь в Россию. Пока я не приехала сюда, я всегда жила в городах, но это становится все более невозможным. Мне нужна тишина, чтобы писать. Здесь вокруг меня лес, в котором я могу бродить. Я живу в деревне только с двумя дорогами. /смеется/. "Получается, что это не достаточно далеко: немецкий писатель Гюнтер Грасс говорит, что он живет в деревне только с одной дорогой".

София Асгатовна Губайдулина родилась 24 октября 1931 года в Чистополе, в ТатарииТатары — народ в Российской Федерации, основное население Татарии (2 млн. чел., 2002), живут также в Башкирии (990,7 тыс. чел.), Удмуртии (109,2 тыс. чел.), Оренбургской (165,9 тыс. чел.), Пермской (136,5 тыс. чел.), Самарской (127,9 тыс. чел.), Ульяновской (168,7 тыс. чел.), Свердловской (168,1 тыс. чел.), Тюменской (242,3 тыс. чел.), Челябинской (205 тыс. чел.) областях, в городе Москве (166 тыс. чел.), в Южном (173,5 тыс. чел.), Сибирском (252,5 тыс. чел.) федеральных округах.. Её отец — Губайдулин Асгат Масгудович, был инженеромИнженер — специалист с высшим техническим образованием.-геодезистом. Мама — Губайдулина Федосия Федоровна, урождённая Елхова, работал педагогомПедагог (от греческого paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.).. Дед, Масгуд Губайдулин, был муллойМулла (от араб. маула — владыка) — служитель религиозного культа у мусульман..

В 1932 году семьяСемья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. переехала в Казань. В 1954 году София окончила Казанскую консерваториюКонсерватория (от итальянского conservatorio) — музыкальное учебное заведение (высшее, в некоторых зарубежных странах также среднее), готовящее музыкантов-исполнителей, композиторов, музыковедов. В ряде зарубежных консерваторий имеются драматические отделения. В России первые консерватории были открыты в Санкт-Петербурге (1862) и Москве (1866). по классу фортепианоФортепиано (итальянское fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Фортепьяно было изобретено в начале 18 века. Появление современного типа фортепьяно — с так называемой. двойной репетицией — относится к 1820-м годам. Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 века. Григория Михайловича Когана. В 1954-1959 годах училась в Московской консерватории у Николая Ивановича Пейко (композицияКомпозиция (от лат. compositio — составление, связывание):

1) Музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение.

2) Сочинение музыки; также учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.

3) Произведение, включающее различные виды искусств (например, литературно-музыкальная композиция) или составленное из различных произведений и отрывков.
); в 1960-1963 совершенствовалась в аспирантуреАспирантура (от лат. aspiro — стремлюсь, стараюсь приблизиться) — форма подготовки научных работников. Организована в 1925 при Наркомпросе РСФСР, в 1930-х гг. распространилась в вузах и НИИ СССР (защита аспирантами кандидатских диссертаций — с 1934). В нач. 1990-х гг. в Российской Федерации св. 60 тыс. аспирантов, в т. ч. при вузах св. 40 тыс.

В большинстве зарубежных стран подготовка, аналогичная аспирантуре, осуществляется главным образом при университетах в специальных центрах т. н. последипломного образования (обычно для магистров, лиценциатов и др.) и завершается защитой исследовательской работы и присуждением высшей ученой степени (чаще всего докторской).
у Виссариона Яковлевича Шебалина. В музыкальной жизни СССР 1960-1980-х годов занимала независимую позицию. В отличие от двух других представителей «московской тройки» композиторов-нонконформистов, Эдисона Васильевича Денисова и Альфреда Гарриевича Шнитке, Губайдулина не преподавала в консерватории и сравнительно мало писала для кино, впрочем, ее наиболее значительные прикладные партитурыПартитура (итальянское partitura, буквально — разделение, распределение) — нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов. В партитуре для симфонического оркестра следуют партии инструментов (сверху вниз): деревянные духовые, медные духовые, ударные и струнные смычковые. — музыка к мультфильму режиссераРежиссер (от латинского rego — управляю) — постановщик спектаклей, фильмов, эстрадных и цирковых программ. На основе собственного творческого замысла (истолкования произведения) создает новую сценическую реальность, объединяя работу над постановкой Романа Владимировича Давыдова «Маугли» (1971) и к фильмуФильм (от английского film — пленка) (кинофильм) — совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; произведение киноискусства; в узком смысле — фильмокопия. Ролана Антоновича Быкова «Чучело» (1984) — отличаются высокими художественными достоинствами и во многом способствовали успехуУспех — удача в каком-либо деле, удачное достижение поставленной цели. обоих фильмов.

София Асгатовна ГубайдулинаВ 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Николаевича Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» 7 отечественных композиторов, в числе которых были так же:

  • Елена Олеговна Фирсова;
  • Дмитрий Николаевич Смирнов;
  • Александр Аронович Кнайфель;
  • Виктор Евсеевич Суслин;
  • Вячеслав Петрович Артёмов;
  • Эдисон Васильевич Денисов.

На съезде эти композиторы были подвергнуты официальному бойкоту. В течение ряда последующих лет их имена составляли «чёрный список» на радио, телевидении и в концертных организациях. К 1991 году четверо из семи (кроме Эдисона Денисова, Александра Кнайфеля и Вячеслава Артёмова) покинули СССР).

До начала 1980-х камернаяКамерная музыка — инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни. и симфоническая музыкаСимфоническая музыка — музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма. Губайдулиной редко звучала в СССР и была почти неизвестна за границей. Мировое признание принес Губайдулиной скрипичныйСкрипка — 4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый высокий по регистру в скрипичном семействе, которое составило основу симфонического оркестра классического состава и струнного квартета. Классический тип создали крупнейшие североитальянские скрипичные мастера 16-18 веков брешианской (Гаспаро да Сало, Дж. Маджини,) и кремонской (А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, А. Страдивари) школ. С 18 века один из главных сольных инструментов. концертКонцерт (немецкое Konzert, от итальянского concerto, буквально — согласие, от латинского concerto — состязаюсь):

1) Музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. Обычно состоит из 3-х частей (сонатный цикл ). Встречаются концерты для одного инструмента без оркестра, для оркестра без солистов, концерты для хора.

2) Публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные.
Offertorium («Жертвоприношение»), впервые исполненный советским и латвийским скрипачом и дирижёромДирижирование (от французского diriger — управлять) — управление музыкально-исполнительским коллективом (оркестром, хором и др.) при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения.

Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики. В характере и стиле дирижирования отражаются особенности личности дирижера, понимание им музыкального произведения.
Гидоном Маркусовичем Кремером в 1981 в Вене. Ее известность укрепилась после 1985, когда она начала выезжать на Запад и получать заказы из разных стран.

Подобно другим советским «авангардистам» ее поколенияПоколение — группа особей, одинаково отдаленных в родственном отношении от общих предков. Например, у человека: родители, дети, внуки — 3 последовательных поколения; промежуток времени между рождением отца и сына, матери и дочери называют длиной поколения (около 30 лет)., в 1960-х годах София Асгатовна Губайдулина пробовала свои силы в серийной технике (кантатаКантата (итал. cantata, от лат. canto — пою) — крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра («Москва» П. И. Чайковского, «Александр Невский» С. С. Прокофьева и др.). Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом. «Ночь в Мемфисе» для меццо-сопраноСопрано (итал. soprano, от sopra — над, сверх):

1) Самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым т. н. головным регистром (различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико-драматическое и др.).

2) Верхняя партия в хоре.

3) Высокие по регистру разновидности инструментов.
, мужского хора и оркестра на тексты из древнеегипетскойДревнеегипетский язык (Египетский язык) — язык древних египтян, существовавший до 5 века. Вместе с происходящим от него коптским языком составляет отдельную ветвь афразийской семьи языков. Первые письменные памятники — 4-3-е тысячелетия до нашей эр лирикиЛирика (от греческого lyrikos — произносимый под звуки лиры) — род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого — содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма — внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, например: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение.

Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 веков, Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России — Александр Сергеевич Пушкин, Александр Александрович Блок.
, 1968), пользовалась различными новыми методами организации звукового материала, заимствованными из опыта западных коллег. Однако уже тогда сложился ее глубоко индивидуальный стиль, не имеющий параллелей в современной музыке. В основе большинства партитур Губайдулиной лежит идея взаимодействия и столкновения антитез. Она отражена в заглавиях ряда ее произведений:

София Асгатовна ГубайдулинаФундаментальное значение для Губайдулиной имеет противопоставление «земного» (развивающегося, материального) и «небесного» (статичного, идеального) начал. Воплощениями первого часто выступают вибрирующие звучания, хроматизмыХроматизм (от греч. chromatismos — окраска), в музыке — полутоновая интервальная система двух видов: древнегреческая «хрома» — звукоряд с увеличенной секундой и последованием 2 полутонов подряд; новый европейский хроматизм, возникший как «расцвечивание» диатоники и имеющий ряд разновидностей (от минимального проявления хроматизма в виде смешения близких диатонических структур до полного 12-звучного хроматизма), проявляется в модуляциях, отклонениях, при альтерации диатонических ступеней. (иногда также микрохроматизмы), эффекты глиссандоГлиссандо (итал. glissando, от франц. glisser — скользить), в музыке — плавное скольжение от одного звука к другому; дает колористический эффект., яркие, кричащие звуковые пятна, воплощениями второго — натуральные флажолеты (частичные тоны, извлекаемые на струнных щипковых и смычковых инструментах), мажорные трезвучия, тишина (символика тишины особенно выразительно подчеркивается в симфонииСимфоническая музыка — музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма. «Слышу... умолкло...», кульминационный момент которой представляет собой солоСоло (итал. solo, от лат. solus — один) — исполняемые одним певцом или инструменталистом (с сопровождением или без сопровождения) самостоятельная партия или эпизод произведения. дирижера на фоне молчащего оркестра).

Центральный символ, вокруг которого строится весь художественный мир Губайдулиной, — распятие, сочетающее в себе вертикаль вечного Божественного смыслаСмысл — идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего-либо (смысл жизни, смысл истории и т. д.); целостное содержание какого-либо высказывания, несводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения (напр., смысл художественного произведения и т. п.); в логике, в ряде случаев в языкознании — то же, что значение. и горизонталь реального времени; непосредственно образом Креста вдохновлены некоторые из ее лучших опусов, в том числе In Croce («На Кресте») для виолончелиВиолончель (итальянское violoncello) — музыкальный инструмент скрипичного семейства басо-тенорового регистра. Появился в 15—16 веках. Классические образцы созданы итальянскими мастерами 17—18 веках: А. и Н. Амати, Дж. Гварнери, Антонио Страдивари. и органа (1979), Offertorium («Семь словСлово — одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов, лиц, процессов, свойств. В языкознании слово рассматривается с точки зрения звукового состава; значения; морфологического строения; словообразовательного характера; участия в той или иной парадигме; принадлежности к какой-либо части речи; роли в предложении; стилистической функции; происхождения. Спасителя на Кресте») для виолончели, баяна и струнных (1982). В поисках новых средств и форм для воплощения религиозно-мистическихМистика (от греч. mystikos — таинственный) — религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе «непосредственного единения» с Богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику. идей Губайдулина много экспериментирует с нетрадиционными приемами игры, необычными сочетаниями инструментов, числовыми структурами (числами ФибоначчиЧисла Фибоначчи — определенная последовательность чисел, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих. Например, 1, 1, 2, 3, 4, 8, 13, 21, 34,...

Была названа по имени итальянского математика 13 века Леонардо Пизанского, или Фибоначчи, который подробно ее исследовал в своем труде «Liber Abaci» (1202).
и др.), в которых она также усматривает глубокий символический смысл.

В 2001 была удостоена медалиМедаль (итальянское medalia) — награда за заслуги, храбрость, достижения, в память о юбилейных датах, об участии в событиях. Медаль представляет собой плоский металлический знак с двусторонним изображением и надписью; изготавливается обычно из золота, серебра, бронзы. Различают лицевую (аверс) и оборотную (реверс) стороны медали.

Медали были известны в Древнем Риме, но искусство изготовления медалей началось в 14-15 веках. Наградные медали были введены в 17 веке в Швеции, а в конце 17 века и в России.
Гете за сочинение «Страсти по Иоанну» (2000). (Л. О. Акопян)

Знаменитые изречения Софии Губайдулиной

Сочинения

Награды

Библиография

Знаменитые изречения Софии Губайдулиной


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)