Каждый день следует прочесть хоть какое-нибудь мудрое выражение.
Иоганн Вольфганг Гете — немецкий писатель, основоположник немецкой литературы Нового времени, мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почетный член Петербургской АН (1826). Знак зодиака — Дева.
Иоганн начал с бунтарства «Бури и натиска» сентиментального романа «Страдания молодого Вертера» (1774). Через период веймарского классицизма, проникнутого стихийным материализмом античности («Римские элегии», 1790), отмеченного антифеодальными и тираноборческими (драма «Эгмонт», 1788) тенденциями, Иоганн Гете шел к реалистическому осмыслению проблем художественного творчества, взаимоотношений человека и общества (автобиографическая книга «Поэзия и правда», издана 1811-1833; романы «Годы учения Вильгельма Мейстера», 1795-1796, и «Годы странствий Вильгельма Мейстера», 1821-1829), пантеистическому наслаждению полнотой жизненных переживаний (сборник лирических стихов «Западно-восточный диван», 1814-1819).
Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском сочинении — трагедии «Фауст» (1808-1832), насыщенной научной[en] мыслью своего времени, Иоганн воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. Автор трудов «Опыт о метаморфозе растений» (1790), «Учение о цвете» (1810). Подобно Гете-художнику, Гете-натуралист охватывал природу и все живое (включая человека) как единое целое. На темы произведений Гете писали музыку Л. Бетховен, Ш. Гуно.
(с): «Нет ничего отвратительнее большинства. Ведь оно состоит из немногих сильных, идущих впереди, из подлаживающихся хитрецов, из слабых, которые стараются не выделяться, и из толпы, которая семенит следом, не зная сама, чего она хочет».
Детство и юность
Иоганн Гете родился28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне, в семье имперского советника и дочери франкфуртского старейшины. Узкий семейный круг и домашнее воспитание — отец сам занимался образованием Иоганна и его сестры — позволяли поэту сосредоточиться на самом себе.
Иоганн рано проявил склонность к поэтическому творчеству, но господствовавшие в доме отца взгляды исключали для него возможность профессионального занятия искусством. В возрасте шестнадцати лет Гете переезжает в Лейпциг, где изучает право в университете, вскоре из-за болезни[en] вынужден возвратиться во Франкфурт. Он увлекается оккультной философией, астрологией, изучает средневековые алхимические трактаты. В 1769 выходит его первый печатный сборник стихов Гете «Новые песни».
Период «Бури и натиска»
В начале 1770 начинающий поэт отправляется в Страсбург, чтобы продолжить свои занятия юриспруденцией; кроме того, Гете посещает лекции по химии, филологии, медицине. В Страсбурге происходит знакомство Гете с Фридерикой Брийон, дочерью пастора в Зазенгейме. Письма в стихах, так называемые «Зазенгеймские песни», адресованные возлюбленной были опубликованы в 1775. Центральной темой Песен (впервые в немецкой литературе) являются юношеские переживания, что составляло резкий контраст предшествующей литературной традиции.
В сентябре 1770 в Страсбург приезжает философ и критик И. Г. фон Гердер, который пробуждает в Гете интерес к готической архитектуре и к народной поэзии. Гете читает Гомера, Оссиана, кельтский эпос. У философа начинающий поэт перенимает критическое отношение к господствовавшему в то время на немецкой сцене французскому театру. В качестве противовеса «разумному» театру французского классицизма, Гердер указывает Гете на театр Шекспира, который приносит классицистические принципы построения драматического произведения в жертву естественному, эмоциональному выражению.
Во многом опираясь на шекспировскую драматическую традицию, по возвращении из Страсбурга во Франкфурт в ноябре 1771 Иоганн Гете создает свою первую значительную пьесу «Гец фон Берлихинген» (поставлена в 1774 году). Гец фон Берлихинген — реальный исторический персонаж, которым Гете заинтересовался во время работы над своей диссертацией по вопросам истории государственного права 15 и 16 веков. Берлихинген, воевавший на стороне крестьян во время Великой крестьянской войны (1524-1526), воплощает собой идеальный тип «благородного немца», героя-патриота, мудрого, искреннего, мужественного, одержимого жаждой свободы. Гец, каким его изобразил поэт, был воспринят современниками как образец для подражания, а сама пьеса стала своего рода манифестом «бури и натиска», политически ангажированного движения молодых литераторов, сформировавшегося вокруг Гердера и И. Г. Мерка. Совместно с другими участниками движения, Гете принимает участие в написании памфлета «О немецком духе и искусстве» (1773), программном документе движения.
Страдания юного Вертера
В мае 1772 Иоганн Гете отправляется на юридическую практику в город Вецлар, где он намеревался изучать деятельность высшего апелляционного суда Священной Римской империи. В Вецларе Гете знакомится с невестой секретаря ганноверского посольства И. К. Кестнера Шарлоттой Буфф, в которую страстно влюбляется. После безнадежных любовных терзаний Гете принимает решение покинуть город. В сентябре он неожиданно для всех уезжает из Вецлара, отослав прощальное письмо Шарлотте. Вскоре Гете из письма к нему Кестнера узнает, что в Вецларе застрелился секретарь брауншвейгского посольства Ф. Иерузалем, который был влюблен в жену своего друга. В день самоубийства Иерузалем одолжил у Кестнера пистолеты.
На Гете это известие произвело сильное впечатление. Он много времени размышляет о самоубийстве, у него возникает мысль покончить с собой. Но в это же время Иоганн переживает новое увлечение. Предметом его поклонения стала замужняя женщина Максимилиана Брентано, дочь его знакомой. Гете приходится сделать колоссальное усилие над собой, чтобы избавиться от чувства к ней. Весной 1774, полностью отгородившись от внешнего мира, за четыре недели, Гете пишет «Страдания юного Вертера», первое значительное произведение новой немецкой литературы. Роман Гете продолжал традиции сентиментального романа в письмах, получившего распространение во второй половине 18 века (образцовым произведением эпистолярного жанра в то время считался роман Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»). Но если многотомные эпистолярные романы составляла переписка сразу всех героев, то в «Вертере» ведущая роль принадлежит одному человеку. Более того, в «Вертере» описание внутренней жизни одного человека сочетается с картинами обыденной бюргерской жизни. Гете революционным образом соединяет две литературные традиции, ведь романы, описывавшие повседневную жизнь, составляли традицию иную, нежели романы, рассказывавшие историю души. В первом романе Гете бытие «внутреннего человека», его духовное развитие, трагедия его любви и смерти, разворачиваются на фоне повседневной жизни провинциального городка.
Создававшийся в эпоху Просвещения, когда главенство разума над чувством не ставилось под сомнение, роман Иоганна Гете стал своего рода откровением. Главной темой «Вертера» является любовь во всех ее проявлениях. Заглавие романа очевидным образом отсылало читателей к литургической формуле, применяемой к страданиям Иисуса Христа. Любовь простого человека получает в романе религиозное значение, помогает ему осознать свою индивидуальность, обрести внутреннюю свободу. Но осознание собственной индивидуальности, а значит, и определенной ограниченности, и приводит Вертера к самоубийству: в смерти герой преодолевает ограниченность физического мира, ограниченность своей любви, растворяется в бесконечной природе.
Опубликованный в конце лета 1774 «Вертер» имел феноменальный успех в Германии и за ее пределами. Роман сразу же был переведен на многие европейские языки. Его восторженно приняло новое поколение европейской молодежи, тем не менее он вызвал ожесточенную критику со стороны просветителей и церковных служителей, которые посчитали произведение молодого автора апологией самоубийства.
Годы в Веймаре
Летом 1775 Иоганн Гете знакомится с наследным принцем, герцогом Саксонии-Веймара Карлом Августом. В ноябре того же года Гете переезжает в Веймар, где почти безвыездно проведет вторую половину своей жизни. Первые десять лет пребывания в Веймаре Гете принимает активное участие в политической жизни герцогства, он управляет военной коллегией, руководит дорожным строительством. К этому времени относится работа Гете над драмами «Эгмонт» и «Ифигения в Тавриде», а также начало работы над «Фаустом». Наиболее значительными лирическими произведениями этого периода являются т.н. «Стихи к Лиде» и баллады, в которых преобладают мотивы таинственной сущности природы, приносящей счастье и одновременно губительной.
Реакцией на бурные политические события эпохи (Великая французская революция, франко-прусские войны) становятся попытки Гете устраниться от литературной деятельности: он все больше времени уделяет изучению естественных наук, занимается физикой, ботаникой (трактат «Опыт метаморфозы растений», 1790) анатомией. В 1784 Гете открывает межчелюстную кость у человека.
Веймарский классицизм
Осенью 1786, устав от обязанностей при дворе и двусмысленных отношений с женой одного из веймарских чиновников Шарлоттой фон Штейн, которая не могла поступиться своим общественным положением ради любви к поэту, Иоганн Гете тайно покинул Веймар. Взяв с собой рукописи некоторых произведений, он направляется в Италию. Результатом двухлетнего пребывания в Италии, во время которого Гете предается изучению античного и классического искусства, становится перелом в мировоззрении поэта: Гете приходит к выводу о необходимости гармоничного соединения чувства и разума в рамках строгой завершенной формы. В Риме Гете переделывает драмы «Ифигения в Тавриде» (1779-1786), «Торквато Тассо» (1780-1789) и «Эгмонт» (1788) в соответствии со своими новыми художественными принципами.
С итальянского путешествия Иоганна Гете начинается эпоха т.н. «веймарского классицизма» (1786-1805) в немецкой литературе. После того как Гете с 1788 возвращается из Италии в Веймар, Карл-Август освобождает поэта от большей части придворных обязанностей, предоставив ему полную свободу деятельности. В том же году Гете берет в свой дом юную работницу цветочной мастерской Х. Вульпиус, с которой живет, не заключая брака, чем шокирует веймарскую общественность. В 1789 она родила ему сына. И только в 1806 Гете решается официально вступить с ней в брак.
Последнее десятилетие 18 и первые годы 19 века проходят под знаком тесного сотрудничества Гете и Фридриха Шиллера, которое продолжилось вплоть до смерти Шиллера в 1805. По совету Шиллера Гете завершает работу над первым романом о Вильгельме Мейстере («Годы учения Вильгельма Мейстера», 1793-1796), возобновляет работу над «Фаустом». Вместе они пишут цикл эпиграмм «Ксении», работают над балладами (шиллеровские баллады «Ивиковы журавли», «Кольцо Поликрата», «Коринфская невеста» Гете).
Последние годы
В 1808 Иоганн Гете вновь переживает тяжелый душевный кризис, поводом к которому стало увлечение юной Минной Херцлиб. Гете ненадолго покидает Веймар и отправляется в Карлсбад, где диктует первые главы романа «Избирательное сродство» (1809), который можно считать предвестником немецкой интеллектуальной прозы 20 века. Гете переносит химический термин «избирательного сродства» — явления случайного притяжения элементов на сферу человеческих отношений с тем, чтобы показать действенность и единство стихийных законов природы не только в области химических наук, но и в «царстве разума», а также в мире любви. В этом произведении исключительная философская глубина сочетается с простотой и ясностью повествования, а каждая, даже самая незначительная, деталь описания имеет символический смысл, ведь и в обыденной жизни, — так утверждает Гете — все простое наполнено символическим значением, которое не всегда можно понять.
В 1811 Иоганн Гете публикует книгу своих воспоминаний «Поэзия и правда». В 1819 на свет появляется «Западно-восточный диван», уникальный поэтический сборник, в котором Гете предпринимает попытку синтеза культурных традиций Запада и Востока, а в 1829 выходит вторая часть гетевского романа о Вильгельме Мейстере.
Если в первом романе о Мейстере, продолжавшем традиции «воспитательного романа» К. М. Виланда, герой образовывается через постепенное познание окружающего мира, искусство и любовь, то в романе Годы странствия Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся», идеал всестороннего развития личности отбрасывается. Главным признается практический вклад отдельной личности в общее развитие цивилизации (так, Вильгельм, отказывается от идеи стать актером и изучает хирургию). Роман «Годы странствия» интересен тем, что в нем почти отсутствует последовательное развитие сюжета; он состоит из множества фрагментов, внешне разнородных, но связанных между собой сложной системой внутренних смысловых отношений.
«Фауст»
Незадолго до смерти в 1831 Иоганн Гете завершает трагедию «Фауст», работа над которой заняла почти шестьдесят лет. Сюжетным источником трагедии послужила средневековая легенда о докторе Иоганне Фаусте, заключившем договор с дьяволом, чтобы получить знание, с помощью которого можно было бы превращать неблагородные металлы в золото. Гете наполняет эту легенду глубоким философским и символическим значением, создав одно из самых значительных произведение мировой литературы.
Заглавный герой драмы Гете преодолевает чувственные соблазны, уготованные Мефистофелем, его стремление к знаниям является стремлением к абсолюту, а Фауст становится аллегорией человечества, с его неукротимой волей к знанию, созиданию и творчеству. В этой драме, художественные идеи Гете тесно переплетены с его естественнонаучными представлениям. Так, единство двух частей трагедии обусловлено не принципами классической драматургии, но построено на понятиях «полярности» (термин, который Иоганн Гете ввел в своей работе «Учение о цвете» (1805 г.) для обозначения единства двух противоположных элементов в одном целом), «прафеномена» и «метаморфозы» — процесса постоянного развития, который является ключом ко всем явлениям природы. Если первая часть трагедии напоминает бюргерскую драму, то во второй части тяготеющей к барочной мистерии; сюжет теряет внешнюю логику, герой переносится в бесконечный мир Вселенной, на первое место выходят мировые отношения. Эпилог «Фауста» показывает, что действие драмы никогда не закончится, ибо его составляет история человечества. (А. В. Маркин)
Про любовь Гете
12 июля 1788 года Иоганн Гете овладел новой любовницей - цветочницей Христианой Вульпиус, которая через 18 лет станет его законной женой.
"Христиана Вульпиус - маленькая, ничего собой не представлявшая цветочница двадцати трех лет имела скромный достаток, она помогала матери содержать младших детей после того, как отец бросил семью. Не была образована, говорила с сильным тюрингским акцентом, читала с превеликим трудом, а писала и того хуже. Но была свежа, с мягкой кожей, ясным взглядом и румяными щеками, непослушные каштановые локоны падали на лоб. У нее был веселый нрав, и она охотно смеялась, шутила и напропалую строила глазки. Работала цветочницей на фабрике в Веймаре, где делала из шелковых лоскутков искусственные цветы, которые потом украшали шляпы и декольте прекрасных веймарских дам".
"Итак, эти двое встретились в Дворцовом парке в Веймаре. И не случайно: Христиана давно стояла там, поджидая его. У нее было к нему необычное дело, оно касалось не лично ее, а брата, значит, и всей семьи. В руке она держала написанное братом письмо с просьбой о помощи. Брат верно рассчитал: просьба возымеет действие, если поэту ее передаст миловидная сестра.
Брат Христианы, Август Христиан Вульпиус, вошел в историю литературы благодаря встрече сестры с Гете в веймарском Дворцовом парке в тот июньский день 1788 года. Если бы Гете помог ему, он бы создал шедевр, самый яркий роман из жизни разбойников - роман о благородном Ринальдо Ринальдини. Его мечта сбылась: после встречи в Дворцовом парке с его сестрой Гете проявил к нему благосклонность. Конечно, не безвестный Вульпиус и не его литературный шедевр, оконченный или только задуманный, заинтересовали Гете. Избалованного дамского угодника сразила девушка.
Все говорит о том, что Христиана в тот же день стала возлюбленной Гете, ибо оба ежегодно отмечали 12 июля годовщину своего союза. Неоторые строфы в "Римской элегии", несомненно, посвящены Христиане: "Милая, каешься ты, что сдалась так скоро? Не кайся: помыслом дерзким, поверь, я не принижу тебя", - так начинается третья элегия".
Вскоре Христиана оставила работу и переехала к Гете, став его тайной любовницей, существование которой он всячески скрывал". 100 великих любовников. Автор-составитель И.А. Муромов. - М.: Вече, 2001, с. 233 - 234.
Знаменитые цитаты и афоризмы Гете
Величие искусства яснее всего проявляется в музыке[en].
Благородство всем нравится, особенно если сопровождается скромностью.
Великое и разумное пребывает в меньшинстве… О том, чтобы разум сделался всенародным, мечтать не приходится. Всенародными могут стать страсти и чувства, но разум навеки останется уделом отдельных избранников.
Вдохновение – это не селедка, которую можно засолить на многие годы.
Вера – это радужный мостик между небом и землей[en], всем на отраду; но из странников каждый видит его по разному, в зависимости от места, где находится.
Величие искусства яснее всего проявляется в музыке.
Влюбившийся дурак на глупости горазд: И солнце, и луну[гор], и звезды он отдаст На фейерверк – красотке на забаву!
Величие человека заключается в том, что он – единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность.
Величия достичь злодей не может.
Все законы созданы стариками и мужчинами. Молодые и женщины хотят исключений, старики – правил.
Вражда – активное недовольство, зависть – пассивное; не надо поэтому удивляться, если зависть быстро переходит в ненависть.
Время – вернейший союзник упорства.
Когда человек стар, он должен больше делать, чем когда был молод.
Все великое и разумное пребывает в меньшинстве… О том, чтобы разум сделался всенародным, мечтать не приходится. Всенародными могут стать страсти и чувства, но разум навеки останется уделом отдельных избранников.
Надо постареть, чтобы стать добрее; мне не встречаются ошибки, которых я уже не совершал.
Всегда лучше высказываться прямо, что думаешь, и не заботиться о множестве доказательств: сколько мы их ни приведем, они будут лишь выражением наших мнений, а противники не слушают ни мнений, ни доказательств.
Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо.
Народ не стареет и не умнеет; народ остается всегда ребенком.
Вся история Церкви – смесь заблуждения и насилия.
Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой.
Невелико искусство старым стать, искусство – старость побороть.
Всякого рода беспринципная деятельность в конце концов приводит к банкротству.
Выдающийся художник часто не может судить ни о своих, ни о чужих произведениях.
Глупее всего заблуждается тот, кто думает, что утрачивает свою оригинальность, если признает истину, уже признанную другими.
Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее.
Две вещи очень трудно избежать: тупоумия – если замкнуться в своей специальности, и неосновательности – если выйти из нее.
Для меня убежденность в вечной жизни вытекает из понятия деятельности. Поскольку я действую неустанно до самого конца, природа обязана предоставить иную форму существования, ежели нынешней дольше не удержать моего духа.
Для посредственности нет большего утешения, чем то, что и гений не бессмертен.
Глупцы и умники одинаково безвредны, вредны полуглупые и полуумные.
До тех пор пока ты не принял окончательное решение, тебя будут мучить сомнения, ты будешь все время помнить о том, что есть шанс повернуть назад, и это не даст тебе работать эффективно. Но в тот момент, когда ты решишься полностью посвятить себя своему делу, провидение оказывается на твоей стороне. Начинают происходить такие вещи, которые не могли бы случиться при иных обстоятельствах… На что бы ты ни был способен, о чем бы ты ни мечтал, начни осуществлять это. Смелость придает человеку силу и даже магическую власть. Решайся!
Долгие размышления обыкновенно показывают, что предмет, о котором идет речь, не вполне ясен, слишком поспешные действия – что его совсем не знают.
Если кто-нибудь захочет изучить все законы, то у него не будет времени нарушать их.
Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память.
Жизни верь, она ведь учит лучше всяких книг. Теория сера по сравнению с вечнозеленым деревом жизни.
Если ты вправду это сделал, то это не хвастовство.
Если умный человек делает глупость, то уж, во всяком случае, не малую.
Если хочешь что либо сделать, сумей себя ограничить.
Женщины – это серебряные чаши, в которые мы кладем золотые яблоки.
Есть люди, которые никогда не заблуждаются, потому что никогда не задаются никакими разумными мыслями.
Женщина обладает тысячью способов сделать нас несчастными и только одним – счастливыми.
Живешь, собственно, только тогда, когда пользуешься расположением других.
Имя не безделица: недаром же Наполеон, чтобы получить великое имя, вдребезги расколотил чуть ли не половину мира.
Живопись – самое доступное и удобное из искусств.
Жизнь – это долг, хотя б она была мгновением.
Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.
Закон могуч, но власть нужды сильнее.
Кто рожден[en] с талантом и для таланта, тот обретает в нем свое лучшее существование.
Здравый смысл есть гений человечества.
И великий человек – всего лишь человек.
Каждый день следует прослушать хоть одну песенку, посмотреть на хорошую картину и, если возможно, прочитать[en] хоть какое-нибудь мудрое изречение.
Жизнь – прекраснейшая из выдумок природы.
Из двух ссорящихся более виновен тот, кто умнее.
Изобретать самому прекрасно, но то, что найдено другими, знать и ценить – меньше ли, чем создавать?
Кто был хорошим гражданином своей эпохи, тот имеет наибольшие основания быть современником всех эпох будущего.
Иные люди взбираются до высокого положения в жизни, как трубочисты, проползшие через темные, удушливые и грязные дымоходы и сплошь покрывшиеся копотью и сажей.
Исполненный долг почти всегда оставляет сознание не вполне исполненного, ибо никогда нельзя удовлетворить себя.
Истинная добродетель никогда не оглядывается назад на тень свою – на славу.
Математики как французы: все, что вы им говорите, они переводят на свой язык, и это тотчас же становится чем то совершенно иным.
Каждый возраст имеет свои преимущества и недостатки в сравнении как с более ранними, так и с более поздними годами. В сорок я многое понимал не менее отчетливо, да и вообще был не глупее, чем сейчас, а в некоторых отношениях и умнее, и все же теперь, на восьмидесятом году, есть у меня преимущества, которые я бы не сменил на те, прежние.
Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле.
Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь.
Некоторые поэты похожи на медведей, которые всегда сосут собственную лапу.
Какое правительство лучшее? То, которое учит нас управлять собою.
Когда человек заблуждается, это может всякий заметить; когда он врет, заметит не всякий.
Кто долго раздумывает, не всегда находит лучшее решение.
Кто достиг высот образования, должен заранее предположить, что большинство будет против него.
Кто не знает иностранных языков, тот ничего не смыслит и в своем родном языке.
Кто не слишком мнит о себе, тот лучше, чем он сам о себе думает.
Разум и совесть не могут быть лишены своих прав. Им можно налгать, но их нельзя обмануть.
Кто сознательно объявляет себя ограниченным, тот ближе всего к совершенству.
Кто хочет многого достигнуть, должен ставить высокие требования.
Кто яростнее всех критикует талант? Сознавший бессилье свое дилетант.
Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.
Литература есть только фрагмент фрагмента; записывается ничтожная доля того, что произошло и было сказано, сохраняется ничтожная доля записанного.
Литература портится лишь в той мере, в какой люди становятся испорченнее.
Лишь плодотворное цени.
Самая лучшая мать та, которая может заменить детям[en] отца, когда его не станет.
Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой.
Лучшее, что нам дает история, – это возбуждаемый ею энтузиазм.
Любовь – вещь идеальная, супружество – реальная: смешение реального с идеальным никогда не проходит безнаказанно.
Самое большое рабство – не обладая свободой, считать себя свободным.
Любовь к истине проявляется в умении везде найти и оценить хорошее.
Любящие – это плавающие горшки, стукающиеся друг об друга.
Люди, страдающие дефектами, особенно в области духа, чаще всего имеют о себе преувеличенное мнение. Как кажется, благодетельная природа всем тем, кого она обидела своими дарами высшего порядка, посылает самомнение как добавочный ресурс, уравновешивающий недостаток.
Судья, который не способен карать, становится в конце концов сообщником преступника.
Людям досадно, что правда всегда проста.
Людям свойственно хулить все то, к чему они чувствуют себя неспособными.
Манерное – это неудавшееся идеальное, субъективно переданное идеальное.
Манеры человека – это зеркало, в котором отражается его портрет.
Предрассудки коренятся в самом характере[en] и составляют неотъемлемую принадлежность людей. Ни очевидность, ни здравый смысл, ни разум не оказывают на них ни малейшего влияния.
Мудрость обнаруживается только в истине.
Мы охотнее признаем свои ошибки в поведении, нежели в мышлении.
Мы привыкли, что люди издеваются над тем, чего они не понимают.
Мы точно знаем, только когда мы знаем мало; с ростом знания возрастает сомнение.
Тот счастливейший из всех, будь он король или крестьянин, кто обрел мир в собственном доме.
Над важным думать никогда не лишне.
Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться.
Народ больше всего ценит силу.
Наши страсти подобны фениксу. Когда сгорает одна страсть, из пепла рождается другая.
Не нужно ценить себя выше своих способностей, и не нужно себя унижать.
Не смотри на мир с досадой, Всех исправить не надейся, Сам смотри с пути не сбейся, А стоишь, так уж не падай.
Неблагодарность – своего рода слабость. Я никогда не видел, чтобы деятельные люди когда либо были неблагодарны.
У кого есть наука, тот не нуждается в религии. Умные люди – лучшая энциклопедия[en].
Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком.
Недостаточно только получить знания; надо найти им приложение.
Ненависть – активное чувство недовольства; зависть – пассивное. Нечего удивляться тому, что зависть быстро переходит в ненависть.
Необходимость – лучший советчик.
Несмотря на все недостатки, люди больше всего достойны любви.
Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым.
Несчастный человек, который не делает того, что он может, и берется за то, чего он не понимает.
Нет ничего опаснее для новой истины, как старое заблуждение.
Нет ничего опаснее дурака, который пытается изобразить умного.
Нет ничего отвратительнее большинства.
Нет ничего страшнее деятельного невежества.
Чтобы понять, что небо везде синее, не надо совершать кругосветного путешествия.
Нет такой глупости, которой нельзя было бы исправить при помощи ума или случая, и нет такой мудрости, которой нельзя было бы испортить при помощи глупости или случая.
Никогда не следует поверять женщине восторг, внушенный другой женщиной: они слишком хорошо знают друг друга, чтобы считать хоть одну достойной такого исключительного поклонения.
Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.
Нравственность – это вечная попытка примирения наших личных потребностей.
Ограниченный честный человек часто видит насквозь все плутни тончайших дельцов.
Я ненавижу плохую работу как смертный грех, но всего более – плохую работу в государственных[en] делах, так как от нее страдают тысячи и миллионы людей.
Опыт – вот учитель жизни вечной.
Опыт – надежный светильник в пути.
Остановись, мгновенье! Ты прекрасно.
Первое и последнее требование, предъявляемое к гению, – это любовь к истине.
Ясность – это правильное распределение света и теней.
Перевод что женщина: если она красива, она неверна, если верна – некрасива.
Переводчик напоминает сводню, которая, расхваливая достоинства прикрытой вуалью красавицы, вызывает непреоборимое желание познакомиться с оригиналом.
Поведение – это зеркало, в котором каждый демонстрирует свой облик.
Подвиг – это всё, кроме славы.
Подозрительность – добродетель труса.
Я не создан для этого мира, где стоит только выйти из дома, как попадаешь в сплошное дерьмо.
Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает.
Прежде всего поучай себя сам; тогда ты научишься чему либо и от других.
Прекрасное – манифестация сокровенных законов природы; без его возникновения они навсегда остались бы сокрытыми.
Природа – единственная книга, все страницы которой полны глубокого содержания.
Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность.
Что труднее всего? – То, что кажется тебе самым легким: видеть глазами то, что у тебя перед глазами.
Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует.
Природа – творец всех творцов.
Публика любит, чтобы с нею обходились, как с женщинами, которым говоришь лишь то, что им приятно слышать.
С тем, кто отрицает идеал, может легко случиться, что он пошлое примет за прекрасное.
Самое смешное желание – это желание нравиться всем.
Человек не может существовать без авторитета, а между тем авторитет приносит с собою ошибок столько же, сколько истин. Авторитет увековечивает преходящие понятия, отвергает установившиеся воззрения.
Серьезная, глубокая, настоящая воля характеризуется прежде всего сочетанием с представлением уверенности в достижении цели.
Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу тебе, кто ты. Если я знаю, чем ты занимаешься, я скажу тебе, что из тебя выйдет.
Скорее мы сознаемся в наших нравственных заблуждениях, ошибках и прегрешениях, чем в научных.
Слезы лишают привлекательности слабых, но придают бесконечно много прекрасного людям сильным и твердым.
Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре; они гибнут, но обеспечивают победу.
Человек верою и присутствием духа побеждает даже в самых трудных предприятиях, но стоит ему поддаться самому ничтожному сомнению, и он погибает.
Современные поэты примешивают слишком много воды в свои чернила.
Сознание своего несовершенства приближает к совершенству.
Способность предполагается заранее, но она должна стать умением.
Старайтесь только обойти людей; им угодить – невыполнимая задача.
Суеверие – это поэзия жизни.
Таланты образуются в покое, характеры – среди житейских бурь.
Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.
Теория, мой друг, суха, Но зеленеет жизни древо.
Теория сама по себе никуда не годится, она нужна постольку, поскольку заставляет нас верить в связь явлений.
Факты имеют безграничную власть над умами большинства людей, и то, что казалось невозможным, помещается наряду с обычным, как только оно произошло.
Техника в соединении с пошлостью – это самый страшный враг искусства.
Только тот по настоящему счастлив и велик, кому не нужно ни подчиняться, ни приказывать для того, чтобы представлять собой что то.
Тот, кому дорого дело, должен уметь вступаться за него, иначе он недостоин проявлять себя ни в чем.
Тот, кто находится в заблуждении, заменяет пылкостью то, чего недостает ему в силе и правде.
Трус не способен проявлять любовь, это прерогатива храброго.
Тот, кто поставит себе за правило проверять дело мыслью, а мысль делом, тот не может ошибаться, а если он и ошибется, то скоро снова нападет на правильный путь.
Тот, кто просит совета, – глуп, кто его дает, – самонадеян. Советовать можно лишь в деле, в котором сам собираешься участвовать.
Тот, кто с сознанием объявляет себя ограниченным, ближе всего к совершенству.
Тот счастлив, кто может привести в связь начало своей жизни с ее концом.
Трус намного чаще втягивается в ссоры, чем мужественный человек.
Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности.
У слабых людей часто бывают революционные убеждения; они думают, что им было бы хорошо, если бы ими не управляли, и не сознают, что они не в силах управлять ни другими, ни собой.
Убеждение – это не начало, а венец всякого познания.
Характер состоит в том, чтобы как в большом, так и в малом последовательно проводить то, на что чувствуешь себя способным.
Хотеть недостаточно, надо действовать.
Хотя мир в целом продвигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала.
Чего вы не понимаете, то не принадлежит вам.
Человек может кое чего достигнуть, целесообразно применяя отдельные способности, может многого достигнуть, соединяя несколько способностей, может создать исключительное и неожиданное, соединяя все свойства.
Человек не может жить в уединении, ему нужно общество.
Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант.
Человек определяется не только прирожденными качествами, но и приобретенными.
Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир.
Чтобы жить – умей побеждать.
Чувства не обманывают, обманывает составленное по ним суждение.
Юмор – один из элементов гения, но когда он преобладает, то теряет свое качество и становится суррогатом.
Я уважаю людей, которые точно знают, чего хотят. Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели. Начиная возводить здание, они тратят на фундамент слишком мало усилий, чтобы могла выстоять башня.
Иоганн Гете скончался22 марта 1832 года в Веймаре. Похороненные в Веймаре.
Бекетов Андрей Николаевич. Гёте, Иоганн Вольфганг // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907;
Жирмунский Виктор Максимович. Гете в русской литературе. — Л.: Наука, 1981. — 558 с.;
Забулионите Аудра-Кристина Иосифовна. Тип-образ и универсальность типологического метода в натурфилософии И. В. Гете // Этносоциум и межнациональная культура. № 4 (36). —
Москва, 2011;
Канаев Иван Иванович. Гёте как естествоиспытатель. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1970. — 465 с. — (Научно-биографическая серия). — 6000 экз.;
Штейнер Р. Мировоззрение Гёте / Перевод с немецкого — СПб.: Деметра, 2011. — 192 с., 500 экз., ISBN 978-5-94459-037-4 («Goethes Weltanschauung», 1897).