Купите акции компании Rail SkyWay на выгодных условиях

Подписаться
28 июня родились[en]: Генрих VIII, Питер Рубенс, Петр Крутицкий, А. Панкратов-Черный, Ляйсан Утяшева
Скончались[en]: Велемир Хлебников, Григорий Чухнин, Макс Адлер, Эвелина Фенина

Главная / Биографии / Знаменитые тезки / Николай Чернышевский Имена / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События

Николай Гаврилович Чернышевский - биография

Николай Гаврилович Чернышевский

Кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) — русский[en] писатель, публицист, литературный критик, философ-материалист, революционер-демократ, энциклопедист, теоретик критического утопического социализма, учёный, переводчик. Один из идеологов революционного движения в России и родоначальник народничества. Знак зодиака — Рак.

Николай Чернышевский родился 24 июня (12 июня по ст.ст.) 1828 года в Саратове. До 14-летнего возраста учился дома под руководством отца. В детстве имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию, проучившись там три года. В 1846 году поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.

В 1853 году Николай Гаврилович познакомился в Ольгой Сократовной Васильевой, которая стала впоследствии его женой. После свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.

В 1856-1862 годах один из руководителей журнала «Современник»; в области литературной критики Н. Чернышевский развивал традиции Виссариона Григорьевича Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в политических связях с Александром Ивановичем Герценом и составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон», заключен в Петропавловскую крепость.

В 1864 Николай Чернышевский был приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Восточной Сибири. В 1883 году переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Чернышевский считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества, для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах «Что делать?» (1863) и «Пролог» (около 1867-1869 годов).

Подробнее:

Коля Чернышевский родился в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, затем преподавал в Саратовской гимназии. В 1853 переехал в Петербург и сотрудничал в журналах «Современник» и «Отечественные записки».

В 1855 Николай Гаврилович защитил магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». В 1862 был арестован (по обвинению в сношениях с революционерами-эмигрантами) и около двух лет находился в заключении в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к каторге и ссылке в Сибирь. Свыше двух десятилетий Н.Г. Чернышевский провел в тюрьме, нерчинских рудниках, вилюйской ссылке. В 1883 ему было разрешено поселиться в Астрахани, а в 1889, за полгода до смерти[en], он переехал в Саратов. Наиболее значительным литературным произведением Чернышевского был роман «Что делать?», написанный им в заключении.

Созданные Чернышевским образы «новых людей» — молодых революционеров — оказали огромное влияние на радикальную российскую интеллигенцию и прежде всего на революционно настроенную молодежь.

Создатель утопического социалистического учения, Чернышевский был убежден, что в результате крестьянской революции Россия, минуя капитализм, станет на путь развития, ведущий к социализму. Он считал, что именно русская община даст возможность стране сразу перейти к социализму. Среди российских революционных идеологов Николай Чернышевский выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. Никакой «чистой науки» для него не существовало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности: «Политические теории, да и всякие вообще философские учения, создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ».

Николай Гаврилович Чернышевский причислял себя к материалистическому направлению в философии, однако и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял философ, необходимо смотреть «так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются — начинается жизнь природы».

В своей теории «разумного эгоизма» Николай Гаврилович дал своеобразную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики: критерий морали — достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Его концепция «разумного эгоизма» оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности». «Новые люди» в его романе «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как «удовольствие». Обращение Чернышевского к морали было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа.

В 1857 году поэт посвятил немецкому драматургу, теоретику искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и литературному критикуЛитературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер.

Жанры литературной критики: рецензия, критическая статья об отдельном произведении, обзор, проблемная статья, монография о современном литературном процессе. Как особый вид литературы и как самостоятельная профессия сложилась в Европе в первой половине 19 века (Томас Карлейль, Шарль Огюстен Сент-Бев, Виссарион Григорьевич Белинский ).
Просвещения, основоположнику немецкой классической литературы Готхольду Эфраиму Лессингу специальную монографиюМонография (от моно... и «графия») — научный труд, посвященный исследованию одной темы..

В области эстетики Николай Гаврилович отвергал «искусство для искусства», руководствовался принципом «прекрасное есть жизнь», ставя красоту в реальности выше красоты в искусстве. (В. В. Сербиненко)

Произведения Николая Гавриловича Чернышевского

Переводы

  • 1858—1860 — «История восемнадцатого столетия и девятнадцатого до падения Французской империи» Фридриха Кристофа Шлоссера;
  • 1860 — «Основания политической экономии Джона Стюарта Милля» (со своими примечаниями);
  • 1861—1863 — «Всемирная история» Ф. К. Шлоссера;
  • 1863—1864 — «Исповедь» Жана Жака Руссо;
  • 1884−1888 — «Всеобщая история Георга Вебера» (со своими статьями и комментариями успел перевести 12 томов).

Романы

  • 1862−1863 — Что делать? Из рассказов о новых людях;
  • 1863 — Повести в повести (незакончен);
  • 1867−1870 — Пролог. Роман из начала шестидесятых годов. (остался незакончен).

Повести

  • 1863 — Алферьев;
  • 1864 — Мелкие рассказы;
  • 1889 — Вечера у княгини Старобельской (не было напечатано).

Литературная критика

  • 1849 — О «Бригадире» Фонвизина. Кандидатская работа;
  • 1854 — Об искренности в критике;
  • 1854 — Песни разных народов;
  • 1854 — Бедность не порок. Комедия Александра Николаевича Островского;
  • 1855 — Сочинения Александра Сергеевича Пушкина;
  • 1855−1856 — Очерки гоголевского периода русской литературы;
  • 1856 — Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения;
  • 1856 — Стихотворения Кольцова;
  • 1856 — Стихотворения Н. Огарёва;
  • 1856 — Собрание стихотворений В. Бенедиктова;
  • 1856 — Детство[en] и отрочество. Военные рассказы графа Льва Николаевича Толстого;
  • 1856 — Очерки из крестьянского быта Алексея Феофилактовича Писемского;
  • 1857 — Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность;
  • 1857 — «Губернские очерки» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина;
  • 1857 — Сочинения Василия Ивановича Жуковского;
  • 1857 — Стихотворения Николая Федоровича Щербины;
  • 1857 — «Письма об Испании» Василия Петровича Боткина;
  • 1858 — Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести господина Ивана Сергеевича Тургенева «Ася»;
  • 1860 — Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии;
  • 1861 — Не начало ли перемены ? Рассказы Николая Васильевича Успенского. Две части.

Мемуары

  • 1861 — Н. А. Добролюбов. Некролог;
  • 1883 — Заметки о Некрасове;
  • 1884−1888 — Материалы для биографии Николая Александровича Добролюбова, собранные в 1861—1862 годах;
  • 1884−1888 — Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.

Философия и эстетика

  • 1854 — Критический взгляд на современные эстетические понятия;
  • 1855 — Эстетические отношения искусства к действительности. Магистерская диссертация;
  • 1855 — Возвышенное и комическое;
  • 1855 — Характер человеческого знания;
  • 1858 — Критика философских предубеждений против общинного владения;
  • 1860 — Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии». Сочинение Петра Лавровича Лаврова;
  • 1888 — Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь. Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни.

Публицистика

  • 1856 — Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина;
  • 1856 — «Русская беседа» и её направление;
  • 1857 — «Русская беседа» и славянофильство;
  • 1857 — О поземельной собственности;
  • 1858 — Откупная система;
  • 1858 — Кавеньяк;
  • 1858 — Июльская монархия;
  • 1859 — Материалы для решения крестьянского вопроса;
  • 1859 — Суеверие и правила логики;
  • 1859 — Капитал и труд;
  • 1859−1862 — Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни;
  • 1860 — История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции;
  • 1861 — Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов[en] Г. К. Кэри;
  • 1861 — О причинах падения Рима;
  • 1861 — Граф Кавур;
  • 1861 — Непочтительность к авторитетам. По поводу 'Демократии в Америке' Токвиля;
  • 1861 — Барским крестьянам от их доброжелателей поклон;
  • 1862 — В изъявление признательности Письмо к г. Зарину;
  • 1862 — Письма без адреса;
  • 1878 — Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.

Николай Гаврилович Чернышевский скончался 29 октября (17 октября по ст.ст.) 1889 года в Саратове, от кровоизлияния в мозг. Чуть ранее — 11 октября он заболел[en] малярией. 1 ноября (20 октября по ст.ст.) 1889 был похоронен в городе Саратове на Воскресенском кладбище.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Смотрите ещё с этого сайта:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)