Получи акции стабильного бизнесаSkyWay (есть бесплатный звонок)
Подписаться
24 мая родились[en]: Михаил Александрович Шолохов, Иосиф Александрович Бродский, Боб Дилан
Скончались[en]: Николай Коперник, Олег Николаевич Ефремов, Алексей Викторович Щусев

Главная / Оглавление / Знаменитые тезки / Николай Чернышевский Имена / Отчества / Имя-отчество / Тесты / События

Николай Гаврилович Чернышевский - биография

Николай Гаврилович Чернышевский

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) — русский[en] писатель, публицист, литературный критик, один из идеологов революционного движения в России и родоначальник народничества.

Николай Чернышевский родился 24 июня (12 июня по ст.ст.) 1828, в Саратове.

В 1856-62 один из руководителей журнала «Современник»; в области литературной критики Н. Чернышевский развивал традиции Виссариона Григорьевича Белинского. Идейный вдохновитель революционного движения 1860-х гг. В 1862 арестован по обвинению в политических связях с Александром Ивановичем Герценом и составлении прокламаций «Барским крестьянам от доброжелателей поклон», заключен в Петропавловскую крепость.

В 1864 Николай Чернышевский приговорен к 7 годам каторги (обвинение юридически не доказано, улики сфабрикованы следствием), потом был в ссылке в Восточной Сибири. В 1883 переведен в Астрахань, затем в Саратов. Работы по философии, социологии, политэкономии, этике, эстетике. Стоял на позициях антропологизма. Чернышевский считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества, для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Социалистические идеалы Чернышевского нашли отражение в его романах «Что делать?» (1863) и «Пролог» (около 1867-69).

Коля Чернышевский родился в семье священника. Учился в Саратовской духовной семинарии. В 1850 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, затем преподавал в Саратовской гимназии. В 1853 переезжает в Петербург и сотрудничает в журналах «Современник» и «Отечественные записки».

В 1855 Николай Чернышевский защищает магистерскую диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». В 1862 был арестован (по обвинению в сношениях с революционерами-эмигрантами) и около двух лет находился в заключении в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к каторге и ссылке в Сибирь. Свыше двух десятилетий Н.Г. Чернышевский провел в тюрьме, нерчинских рудниках, вилюйской ссылке. В 1883 ему было разрешено поселиться в Астрахани, а в 1889, за полгода до смерти, он переехал в Саратов. Наиболее значительным литературным произведением Чернышевского был роман «Что делать?», написанный им в заключении.

Созданные Чернышевским образы «новых людей» — молодых революционеров — оказали огромное влияние на радикальную российскую интеллигенцию и прежде всего на революционно настроенную молодежь.

Создатель утопического социалистического учения, Чернышевский был убежден, что в результате крестьянской революции Россия, минуя капитализм, станет на путь развития, ведущий к социализму. Он считал, что именно русская община даст возможность стране сразу перейти к социализму. Среди российских революционных идеологов Николай Чернышевский выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. Никакой «чистой науки» для него не существовало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности: «Политические теории, да и всякие вообще философские учения, создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ».

Николай Чернышевский причислял себя к материалистическому направлению в философии, однако и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть «так, как велят смотреть химия, физиология и другие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются — начинается жизнь природы».

В своей теории «разумного эгоизма» Николай Гаврилович дал своеобразную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики: критерий морали — достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Его концепция «разумного эгоизма» оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности». «Новые люди» в его романе «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как «удовольствие». Обращение Чернышевского к морали было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа.

В 1857 году Чернышевский посвятил немецкому драматургу, теоретику искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. и литературному критикуЛитературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер.

Жанры литературной критики: рецензия, критическая статья об отдельном произведении, обзор, проблемная статья, монография о современном литературном процессе. Как особый вид литературы и как самостоятельная профессия сложилась в Европе в первой половине 19 века (Томас Карлейль, Шарль Огюстен Сент-Бев, Виссарион Григорьевич Белинский ).
Просвещения, основоположнику немецкой классической литературы Готхольду Эфраиму Лессингу специальную монографиюМонография (от моно... и «графия») — научный труд, посвященный исследованию одной темы..

В области эстетики Николай Гаврилович отвергал «искусство для искусства», руководствовался принципом «прекрасное есть жизнь», ставя красоту в реальности выше красоты в искусстве. (В. В. Сербиненко)

Николай Гаврилович Чернышевский скончался 29 октября (17 октября по ст.ст.) 1889 года.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Смотрите ещё с этого сайта:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)