Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
8 декабря родились[en]: Андрей Николаевич Бекетов, Алиса Бруновна Фрейндлих, Марина Голуб
Скончались[en]:
Павел Александрович Флоренский, Николай Олимпиевич Гриценко, Георгий Жженов

Ольга Спесивцева Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Ольга Александровна Спесивцева — биография

Ольга Александровна Спесивцева

Ольга Александровна Спесивцеварусская[en] прима-балеринаБалерина (итальянское ballerina, от позднелатинского ballo — танцую) — танцовщица в балетной труппе. Термин появился во 2-й половине 19 века., одна из лучших Жизелей 20 века. Знак зодиака — Рак.

Ольга Спесивцева родилась 18 июля (6 июля по старому стилю) 1895 года в Ростове-на-Дону. Отец был провинциальным театральным актером. В семье, кроме Ольги, было ещё четверо детейа[en]. Когда Ольге исполнилось шесть лет, отец скончался от туберкулеза, оставив без средств к существованию всю свою большую семью. Мама Устинья Марковна, не в силах прокормить всех, вынуждена была отдать в детский приют при доме ветеранов сцены трех старших детей: Анатолия, Зинаиду и Ольгу. Туда принимали детей — актерских сирот на полное содержание. Все трое позже были приняты в Санкт-Петербургское театральное училище.

В 1913 году Оля окончила Петербургское театральное училище по классу Клавдии Михайловны Куличевской. Совершенствовалась у Екатерины Оттовны Вазем, Агриппины Яковлевны Вагановой. В 1916-1917 годах он неоднократно гастролировала с «Русским балетом ДягилеваРусский балет Дягилева — труппа, созданная в 1911-13 С. П. Дягилевым на основе Русских сезонов за границей.

В «Русском балете Дягилева» участвовали балетмейстеры М. М. Фокин, Л. Ф. Мясин, В. Ф. Нижинский, Б. Ф. Нижинская, Дж. Баланчин, танцовщики Т. П. Карсавина, М. Ф. Кшесинская, О. А. Спесивцева и др. художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, П. Пикассо, А. Матисс и др. Постановки: «Петрушка», «Весна священная» и «Свадебка» И. Ф. Стравинского, «Стальной скок» и «Блудный сын» С. С. Прокофьева, «Игры» К. Дебюсси и др.

«Русский балет Дягилева», гастролируя по Европе и Америке, просуществовал до 1929. Оказал значительное воздействие на мировое хореографическое искусство.
» в США[en]. С 1918 года она была ведущей танцовщицей, с 1920 — прима-балерина Мариинского театраМариинский театр (Государственный акдемический Мариинский театр) в Санкт-Петербурге — театр оперы и балета, открыт в 1783 в Санкт-Петербурге как Каменный (Большой) театр, с 1860 в современном здании (архитектор А. К. Кавос), тогда же получил современное название; в 1919-1991 Государственный академический театр оперы и балета, с 1935 года имени С. М. Кирова, с 1992 Государственный академический Мариинский театр.

Мариинский театр сыграл выдающуюся роль в развитии русского оперного и балетного искусства. Ставил первые русские оперы.
. Расставшись с театральным и литературным критикомЛитературная критика — область литературного творчества на грани искусства (художественной литературы) и науки о литературе (литературоведения). Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер.

Жанры литературной критики: рецензия, критическая статья об отдельном произведении, обзор, проблемная статья, монография о современном литературном процессе. Как особый вид литературы и как самостоятельная профессия сложилась в Европе в первой половине 19 века (Томас Карлейль, Шарль Огюстен Сент-Бев, Виссарион Григорьевич Белинский ).
Акимом Львовичем Волынским, уже после Октябрьского переворота вышла замуж за крупного советского чекиста, но после его гибели в 1923 году эмигрировала сначала во Францию, затем в Соединенные Штаты Америки, где и осела. В 1924-1932 была ведущей приглашенной балериной Парижской Оперы. Ее партнерами били Вацлав Фомич Нижинский, а также Серж Лифарь, Антон Долин (оба написали книги о ее трагической судьбе). Была официальной женой русско-французского танцовщика и педагогаПедагог (от греческого paidagogos — воспитатель) — лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.). Бориса Князева. Последнее ее выступление Ольги Спесивцевой в ПарижеПариж (Paris) — столица Франции на реке Сена, главный город исторической области Иль-де-Франс. Население 2,1 млн. человек (2004). Вместе с пригородами (Версаль, Сен-Дени, Иври, Аржантей, Булонь-Бийанкур, Дранси) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 11,4 млн. человек. состоялось в 1939 году.

В 1943 году, почти в конце ее исполнительской карьеры, обостренно стали проявляться давно дававшие о себе знать симптомы психического заболевания. Последующие 20 лет (до 1963) она провела в психиатрической лечебнице, но выздоровела, память восстановилась. Последние годы, а судьбой ей было отпущено почти сто лет, жила в пансионе на ферме Толстовского фонда (вблизи Нью-Йорка), созданного младшей дочерью писателяПисатель — человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. Льва Николаевича Толстого Александрой Львовной Толстой.

«Между мечтой и действительностью»

Ольга Спесивцева по внешним данным была идеаломИдеал (французское ideal) — образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. романтической балерины. Высокая, стройная, с красивым лицом и большими печальными глазами, удлиненными пропорциями тела и стройными ногами с огромным подъемом. Но в душе этой аполлоновской по внешнему облику балерины бушевал безумный диониссийский огонь. Наделенная обостренным восприятиемВосприятие — сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. мира, она, несомненно, была балериной бурного 20 века. Ей были близки многие поиски экспрессионистовЭкспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — направление в литературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства.

Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени).

В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс).
. Танец Спесивцевой в классических балетахБалет (французское ballet, от итальянского balletto) — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.

Балет начал формироваться в Европе в 16 веке. Расцвет его связан с романтизмом, выдвинувшим, начиная со второй трети 19 века., выдающихся балетмейстеров Ф. Тальони (ставившего балеты для своей дочери М. Тальони), Ж. Перро (работавшего с Ф. Эльслер и К. Гризи), А. Бурнонвиля, А. Сен-Леона. В России 19 века высшие достижения балета связаны с балетмейстерами Ш. Л. Дидло, М. И. Петипа и Л. И. Ивановым.
— воплощение красоты, но лишенной гармонии и покоя. Недаром ее Одетта была не Лебедем, а скорее альбатросом, которому мешают слишком длинные крылья.

Ее Жизель (это самая знаменитая ее партия) сводила с ума не столько измена, сколько лишенный гармонии безумный мир, в котором красоте нет места. Она выходила на сцену, подобно тому как другие идут в соборСобор — в культовой архитектуре собором называют главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм, отражает тенденции господствующего архитектурного стиля своего времени.

Наиболее известны соборы Парижской богоматери, святых Петра в Риме, Павла в Лондоне, Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Кельнский собор в Германии.

В городах бывает несколько соборов, часто собором называют большой храм.
. Спесивцеву боготворил, увековечив в своих рецензиях литературный критик и искусствовед, балетовед Аким Львович Волынский. «Когда я увидел Анну Павловну Павлову, то подумал, что она — моя Тальони. Но Спесивцева была тоньше и чище Павловой», — вспоминал Сергей Павлович Дягилев. А Лифарь отмечал, что она всегда жила «между мечтой и действительностью».

Классическая балерина по сути своего дарования, она станцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Эсмеральду и Жизель в одноименных балетах, Никию в «Баядерке», Аврору в «Спящей красавице», Аспиччию в «Дочери фараона» и др. Уже в Париже она освоила и современный репертуарРепертуар (от позднелатинского repertorium — список) — совокупность произведений, исполняемых в театре (драматическом, музыкальном), на концертной эстраде, отдельным артистом. Различают также репертуар по стилям и жанрам (романтический, комедийный); существуют понятия «современный репертуар», «классический репертуар». — исполнила партию Кошки в одноименном балете Джорджа Баланчина, Саломею в «Трагедии Саломеи» Н. Гуэрра, соло в «Праздничном вечере» Л. Стаатса, главные партии в «Творении Прометея», «Бахусе и Ариадне» Лифаря, проявляя в них свою «бестелесную экзальтациюЭкзальтация (от позднелатинского exaltatio — подъем) (в физиологии) — состояние повышенной возбудимости, возникающее в нервной ткани вслед за рефрактерным периодом.».

Трагической судьбе и творчествуТворчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности. Спесивцевой посвящены документальныеДокументальное кино — вид киноискусства, материалом которого являются съемки подлинных событий и лиц.

Первые документальные съемки провели бр. Люмьер в 1895 (Франция). Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до философского обобщения в своих произведениях: Р. Флаэрти (США), Й. Ивенс (Голландия), Дж. Грирсон (Великобритания), Д. Вертов, Л. В. Кулешов, Э. И. Шуб (СССР).

В историю киноискусства вошли документальные ленты советских режиссеров Р. Л. Кармена «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953), М. И. Ромма «Обыкновенный фашизм» (1966), 20-серийный фильм «Великая Отечественная» (коллектив авторов, 1979; в США шел под названием «Неизвестная война»), в 80-е гг. этапным для кинодокументалистов стал фильм латышского режиссера Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?» (1987).
и художественные фильмыФильм (от английского film — пленка) (кинофильм) — совокупность фотографических изображений (кадров), последовательно расположенных на кинопленке, связанных единым сюжетом и предназначенных для воспроизведения на экране; произведение киноискусства; в узком смысле — фильмокопия. («Мания Жизели», 1995). В видеофильме «Жизели мира» были использованы кинофрагменты с танцами Спесивцевой из первого действия балета. Она также является героиней балета современного балетмейстераБалетмейстер (немецкое Ballettmeister) — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев. Бориса Яковлевича Эйфмана «Красная Жизель».

Репертуар Ольги Александровны Спесивцевой

  • «Жизель» Адольфа Адана — Жизель;
  • «Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского — Одетта-Одиллия;
  • «Корсар» на музыку А. Адана, Лео Делиба, Рикардо Дриго, Цезаря Пуни;
  • 1919 — «Баядерка» Людвига Минкуса — Никия;
  • «Эсмеральда» на музыку Ц. Пуни, Рейнгольда Морицевича Глиэра, С. Василенко — Эсмеральда;
  • «Щелкунчик» П. И. Чайковского;
  • «Шопениана» («Сильфиды») на музыку Фридерика Шопена в хореографии Михаила Михайловича Фокина — Солистка;
  • «Видение розы» («Призрак розы») — Девушка;
  • «Пахита» Л. Минкуса;
  • «Дочь фараона» Ц. Пуни — Аспиччия (Рамзея);
  • 1919 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Аврора, Фея Бриллиантов, Принцесса Флорина;
  • «Евника» на музыку А. В. Щербачева в хореографии М. М. Фокина — Подруга Евники;
  • 1917 — «Эрос» на музыку Серенады для струнного оркестра до мажор П. И. Чайковского в хореографии М. М. Фокина — Девушка;
  • 1927 — «Жар-птица»;
  • «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни — Царь-девица;
  • «Кошка» на музыку А. Соге, балетмейстер Дж. Баланчин;
  • «Трагедия Саломеи» Н. Гуэрра, балетмейстер Джорджа Баланчин — Саломея;
  • «Праздничный вечер» Л. Стаатса;
  • «Творение Прометея»;
  • «Бахус и Ариадна», балетмейстер Серж Лифарь, в балетах Лифаря она особо проявила свою «бестелесную экзальтацию»;
  • 1913 — концертный номер «Испанский танец»;
  • «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса в хореографии М. М. Фокина;
  • «Свадьба Авроры»;
  • «Ромео и Джульетта»;
  • «Раймонда»;
  • «Дон Кихот»;
  • «Тщетная предосторожность»;
  • «Коппелия»;
  • «Шехеразада»;
  • «Петрушка»;
  • «Зефир и Флора»;
  • «Сильвия»;
  • «Талисман»;
  • «Ненюфар»;
  • «Египетские ночи»;
  • «Павильон Армиды»;
  • «Каприз бабочки»;
  • «Карнавал»;
  • «Арлекинада»;
  • «Арагонская хота»;
  • «Бабочка»;
  • «Блудный сын»;
  • «Вий»;
  • «Весенние мечты»;
  • «Менуэт Бетховена»;
  • «Вальс Штрауса»;
  • «Павана»;
  • «Птица-пророк»;
  • «Психея»;
  • «Трильби»;
  • «Фея кукол»;
  • «Фиаметта»;
  • «Тристан и Изольда»;
  • «Синяя птица»;
  • «Стальной шаг»;
  • «Рыцарь и фея», и другие.

Ольга Александровна Спесивцева скончалась 16 сентября 1991 года в Нью-Йорке, штатШтат — в ряде государств (США, Мексика и другие) наименование государственной территориальной единицы, входящей в федерацию. Нью-Йорк, США. (В. А. Майниеце)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)