Разместите статью, биографию и пр.[en]

Эльдар Рязанов Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / Главная

Эльдар Александрович Рязанов — биография

Эльдар Александрович Рязанов

Эльдар Александрович Рязановроссийский[en] кинорежиссер-комедиограф, драматург, народный артист СССР[en] (1984), лауреат Государственной[en] премии СССР (1977), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1979). Знак зодиакаЗодиак (греческое zodiakos, от zoon — животное) (пояс зодиака) — совокупность зодиакальных созвездий, расположенных вдоль эклиптики — большого круга небесной сферы, по которому Солнце совершает свой видимый путь в течение года. Число зодиакальных созвездий (12) равно числу месяцев в году, и каждый месяц обозначается знаком созвездия, в котором Солнце в этот месяц находится.

Фактически из-за непрерывного перемещения точки весеннего равноденствия (примерно на 1° за 70 лет) Солнце теперь каждый месяц находится в двух смежных созвездиях зодиака, но для месяцев сохранены прежние обозначения (март — Овен и т. д. по порядку).
Скорпион.

Комедии широкого стилевого спектра, от остросатирических до лирических: «Карнавальная ночь» (на экраны страны вышел 29 декабря 1956), «Гусарская баллада» (1962), «Берегись автомобиля[en]» (на экраны вышел 10 декабря 1966), «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (телефильм, 1976), «Служебный роман» (на экраны страны вышел 26 октября 1977), «Гараж» (1980), «О бедном гусаре замолвите слово» (телефильм, 1980), «Вокзал для двоих» (1983), «Забытая мелодия для флейты» (1988), «Небеса обетованные» (1991), «Предсказание» (1993), «Привет, дуралеи!» (1996) и др. Автор сценариев, повестей, пьес (б. ч. совместно с Эмилем Вениаминовичем БрагинскимЭмиль Вениаминович Брагинский настоящее имя (Эммануэль) (19 ноября 1921, Москва — 26 мая 1998, там же — российский драматург. Пьесы и киносценарии в жанре лирико-драматической комедии: совместно с Э. А. Рязановым — «Берегись автомобиля» (1966), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1969; Государственная премия СССР, 1977), «Служебный роман» (1977, по пьесе «Сослуживцы» 1971), «Гараж» (1980), «Вокзал для двоих» (1983).

Совместно с Валентином Константиновичем Черных — «Любовь с привилегиями» (1990), «Московские каникулы» (1995). Пьесы «Игра воображения» (1979), «Комната» (1980), «Лакейские игры» (1989).
), стихотворения.

«Эльдар Рязанов родился 18 ноября 1927 года в Самаре. Незадолго до появления на свет сына его родители работали в советском торгпредстве в Персии, поэтому имя новорожденному[en] решили дать восточное - Эльдар.

Эльдар Рязанов вспоминает: «Родители мои никакого отношения к искусству не имели. Отец был большевиком, участником Гражданской войны. Мать, повстречав бравого красноармейца, ушла с ним из своей мещанской семьи. Отец воевал против Колчака. В 1922 году, когда ему было 24 года, его послали разведчиком в Китай. Мать поехала с ним. Потом, еще до моего рождения, они работали в Персии, в Тегеране. Они числились работающими в торгпредстве, но отец, видимо, засыпался как шпион, и их оттуда выслали. Я говорю достаточно приблизительно, потому что с отцом у меня в жизни было крайне мало контактов.

В Москве отца назначили начальником винного главка. И тут произошла трагедия - он начал пить. Возвращался с работы в невменяемом состоянии, бывало, в одном нижнем белье, начал поколачивать мать. В 1930 году, когда мне было три года, у нас была отдельная трехкомнатная квартира в Зарядье, где сейчас гостиница «Россия», - с окнами на Красную площадь. И мать взяла меня, трехлетнего, в охапку и ушла жить к подруге.

Отец женился во второй раз. У меня должна быть сестра 34-го или 35-го года рождения, но я так и не знаю, где она, как ее зовут, жива ли вообще, может, умерла[en] маленькой? Все следы потеряны, потому что в 38-м году отца посадили. В начале 60-х он меня нашел по моим фильмам. Но близкого контакта не получилось: пришел совершенно незнакомый мне, сломанный жизнью, разбитый человек. И свою дочку он не нашел. Такая вот печальная история. Ну а мать вышла замуж, и меня с семилетнего возраста воспитывал отчим. Это был совершенно потрясающий человек. У меня есть сводный брат, и никогда в жизни я не чувствовал разницы отношений отчима к родному сыну и ко мне. Он был рядовой инженер, совершенно обычный человек, но с огромной внутренней интеллигентностью. Прожил восемьдесят шесть лет».

С трех лет любимым занятием будущего режиссера и комедиографа Эльдара Рязанова было чтение[en]. Читал же он все подряд: вывески на магазинах, надписи на заборах, газетные передовицы. Его интересовало само чудо - каким образом из букв составляются слова. Примерно с пяти лет Эльдар всерьез взялся за книги. Сначала читал запоем сказки и детские[en] стихи, затем переключился на «толстую» литературу: на книги Джека Лондона, Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна, Александра Дюма.

К третьему классу Эльдар уже заметно опережал своих сверстников по чтению...»

«Любимой книгой Эльдара Рязанова в те годы был «Мартин Иден» Джека Лондона. Как известно, герой романа был сначала моряком, а затем писателем.

«ВГИК Рязанов закончил в 1950 году. Тогда же он женился в первый раз. Его женой стала однокурсница по ВГИКу, симпатичная девушка Зоя. Через год в молодой семье произошло радостное событие - родилась дочь».

Между тем в 70-е годы изменилась личная жизнь Эльдара Рязанова - он развелся со своей первой женой и женился на редакторше «Мосфильма» Нине Скуйбиной. Любовь[en] послужила и очередным сюжетом для его нового фильма, которому суждено будет стать культовым. Речь идет о комедии «Ирония судьбы, или С легким паром!» (по первой программе ЦТ этот двухсерийный телевизионный фильм впервые был показан 1 января 1976).

«В 1995 году в личной жизни Рязанова происходит новый поворот - он женился в третий раз. На этот раз его избранницей стала Эмма Валерьяновна Абайдуллина. Они познакомились еще в 1987 году во время Международного кинофестиваля в Москве, куда Эмма Валерьяновна приехала из Свердловска в качестве телевизионного журналиста. Чуть позже она стала работать в Бюро кино пропаганды. Долгое время они с Эльдаром Александровичем дружили и совсем не рассчитывали соединять свои судьбы. Однако…»

3 декабря 1979 года в киевском Доме кино кинорежиссер Эльдар Александрович Рязанов покритиковал партийное начальство Украины[en] за то, что не показывают его новый фильм "Гараж", что привело к скандалу.

«Второй случай «неадекватного» поведения Рязанова произошел 3 декабря 1979 года в Киеве. В тот день в местном Доме кино у него состоялась встреча со зрителями. Вечер удался на славу. Рязанова, как говорится, «несло», и он в запале говорил вещи, которые по тем временам считались откровенной крамолой. К примеру, он рассказал о том, как Иннокентий Смоктуновский отказался играть Ленина в фильме «На одной планете[en]», как его вызывали в обком и буквально уговаривали согласиться на эту роль. И это на роль Ленина, играть которого, согласно официальной пропаганде тех лет, должен был мечтать каждый актер Советского Союза.

Далее Рязанов посетовал на то, что их с Эмилем Вениаминовичем Брагинским пьесы ставятся по всему Союзу, кроме Украины, что здесь их играют только в двух городах: Одессе и Севастополе. «Видимо, - заметил Рязанов, - потому, что это города-герои!» Зал был в восторге от такой смелости оратора, чего нельзя было сказать об устроителях встречи. Они прекрасно понимали, что будет с ними после того, как столичный гость покинет их гостеприимный город. И дурные предчувствия их не обманули. Буквально через несколько дней после вечера было созвано экстренное бюро Киевского горкома партии. Его итогом стала целая серия строгих выговоров тем, кто устраивал и проводил встречу».

Эльдар Александрович Рязанов окончил режиссерский факультет Всесоюзного института кинематографии (1950, мастерская Сергея Михайловича Эйзенштейна, Григория Михайловича Козинцева). После окончания института работал на Центральной студии документальных фильмов, снимал документальные и видовые фильмы: «Твои книжки», «Дорога имени Октября», «Недалеко от Краснодара», «Нефтяники Кубани», «Остров Сахалин» (с Василием Катаняном, приз Коннского кинофестиваля 1955). С 1955 — режиссер киностудии «Мосфильм». Автор повестей (книга воспоминаний «Непредварительные итоги», 1997), рассказов, текстов к песням, сценариев и пьес (большей частью в соавторстве с Э. В. Брагинским), автор и ведущий телепрограмм («Кинопанорама», «Парижские тайны»). Снялся в эпизодах почти всех своих фильмов.

Эльдар Рязанов звестен фильмами: «Карнавальная ночь» (1956), «Гусарская баллада» (1962), «Берегись автомобиль[en]» (1966), «Ирония судьбы, или С легким паром» (1976), «Гараж» (1980), «Вокзал для двоих» (1983), «Жестокий романс» (на экраны страны вышел 23 ноября 1984), «Забытая мелодия для флейты» (1987), «Дорогая Елена Сергеевна» (1988), «Небеса обетованные» (1991), «Предсказание» (1993), «Привет, дуралеи» (1996), «Старые клячи» (1999), «Тихие омуты» (2000).

Сам Рязанов подразделял свои фильмы на «чистые комедии» («Карнавальная ночь»; «Гусарская баллада»; «Девушка без адреса», 1958; «Человек ниоткуда», 1961; «Невероятные приключения итальянцев в России», фильм вышел на экраны страны 8 апреля 1973) и картины, где комическое смешивается с печальным, приближаясь к трагикомедии («Берегись автомобиля», «Ирония судьбы», «Вокзал для двоих»).

7 сентября 1962 годав Москве, в кинотеатре "Россия" прошла премьера фильма "Гусарская баллада", одним из главных героев которого был знаменитый в народе поручик Ржевский (роль Юрия Яковлева), снимали к 150-й годовщине Бородинской битвы. На роль Шурочки Азаровой, которую с блеском сыграла Лариса Голубкина (это был ее дебют в кино), пробовались также Светлана Немоляева и Алиса Фрейндлих.

26 апреля 1965 года на экраны страны вышел фильм Эльдара Александровича — «Дайте жалобную книгу». В ролях: Анатолий Кузнецов, Рина Зелёная, Анатолий Папанов, Лариса Голубкина, Николай Крючков, Николай Парфёнов, Олег Борисов, Татьяна Гаврилова, Нина Агапова, Джемал Сихарулидзе, Микаэла Дроздовская и др.

31 декабря 1976 года - премьера телефильма "Ирония судьбы Или С легким паром!".

«Если у вас нету тёти» — исп. Андрей Мягков

"Фильм был показан в Новогоднюю ночь 1976 года и с тех пор считается одним из самых культовых фильмов отечественного кинематографа. Многие его сцены стали чуть ли не классикой, а реплики героев навсегда ушли в народ. Об одной из таких сцен рассказывает Александр Ширвиндт: "Расскажу о том, как снимался эпизод в бане Снимали его ночью в холодном коридоре "Мосфильма". (Отмечу, что происходило это в июле 1975 года, накануне дня рождения рассказчика. - Ф.Р.) Привезли пальмы из Сандунов, настоящее неразбавленное пиво в бочках. Учитывая игровые обстоятельства, холодные ночные подземелья "Мосфильма", исключительно для жизненности эпизода, а также для поддержания творческих сил участники сцены (Андрей Мягков, Георгий Бурков, Александр Ширвиндт и А. Белявский), почти не сговариваясь, притащили с собой на съемку каждый по пол-литра... Все эти пол-литры были заменены ими очень тонко и умело на реквизиторские с водой и сложены в игровой портфель незабвенного Жоры Буркова, который по ходу сцены доставал их одну за другой и руководил "банным трестом". Как я уже говорил, пиво было свежее и настоящее, а водка на свежесть не проверяется, а настоящая она была точно. Сняв первый дубль и ощутив неслыханный творческий подъем, мы потребовали второго дубля, совершенно забыв, что при питье разных напитков ни в коем случае нельзя занижать градус, то есть можно попить пивка, а потом осторожно переходить к водке, и никак не наоборот, ибо старая российская мудрость гласит: "Пиво на вино-говно, вино на пиво-диво".

После третьего дубля даже высочайший кинопрофессионал, но совершеннейший дилетант как алкоголик Эльдар Рязанов учуял неладное, так как не "учуять" это неладное было практически невозможно. "Стоп! - раздалось под сырыми сводами "Мосфильма". - Они пьяные!"

Истерика и ненависть Эльдара не ложатся на бумажный лист, и я оставлю их для воображения читателя. На следующее утро до начала съемки все четверо участников были подвергнуты тщательному "таможенному досмотру". Перед командой "мотор", зная, с кем имеет дело, Эльдар Александрович лично откупоривал все бутафорские водочные бутылки и нюхал с пристрастием свежую воду.

Снимали тот же эпизод - играли пьяных, шумели, старались хорошим поведением скрасить перед Рязановым вчерашний проступок. "Стоп! Снято!" - прозвучал наконец под утро усталый, но как нам показалось, довольный голос Рязанова, что дало право всей компанией подойти к нему и робко намекнуть, что, по просвещенному мнению компании, материал, снятый вчера и сегодня, вряд ли смонтируется, ибо вчера был пир естественности, а сегодня потуги актерского мастерства. Эльдар Рязанов сказал, что вот как раз случай проверить, с какими артистами он имеет дело, ибо иначе проще было бы взять на эти роли людей под забором. Мы виновато удалились, но в картину вошли кадры, снятые в первую ночь! Вот и верь после этого в искусство перевоплощения". Федор Ибатович Раззаков. Досье на звезд. 1962-1980.-М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 371 - 372.

10 марта 1980 года состоялась премьера фильма Рязанова «Гараж», наряду с другими его комедиями прочно вошедшего в классику советского кинематографа. Только в год проката картину посмотрели 28,5 миллионов человек.

Эльдар Александрович в картине «Андерсен. Жизнь без любви[en]» снял полюбившуюся зрителям актрису Алену Олеговну Бабенко.

23 января 2005 года открылся киноклуб Эльдара Рязанова. Киноклуб, по выражению самого Рязанова, был задуман как своеобразный центр отечественной комедии. В трёх залах, самый большой из которых рассчитан более чем на пятьсот мест, идут фильмы и спектакли, проходят творческие встречи и концерты.

Правила жизни Эльдара Рязанова

1. Я много с кем делал интервью — с Бельмондо, Филиппом Нуаре, Клодом Лелюшем, Альберто Сорди, но лишь когда я шел к Феллини, я шел и думал: «Иду к королю». Похожее чувство я испытал в 1968-м или в 1969-м, когда вез с «Мосфильма» Солженицына до его дома. Чувствовал, что у меня в машине что-то бесценное.

2. Только дураки думают над тем, как себя преподносить. Это, пожалуй, главное, чему я научился у Эйзенштейна.

3. Вы не смотрели моего «Андерсена»? Боитесь, что я сделал г*вно? А я последние два года жил ради этого фильма. Андерсен — кипяток со льдом и перец с вареньем. Все тут замешано. У него мать — алкоголичка, сестра — проститутка, дед — сумасшедший, а он — гений. Да, он отрекся от сестры и не приехал на похороны матери, но он не преступник. Пусть каждый в своей биографии поищет, не предавал ли он свою мать, не отрекался ли он от своих родственников, нет ли у него каких-то тараканов в голове.

4. Где есть юмор — там есть и правда.

5. Самое трудное, но и самое интересное и благодарное — делать комедии о хороших и добрых людях. Мольер не написал ни одной комедии, где действовали бы герои, которым мы хотим сочувствовать. Чтобы работать в этом русле, надо иметь такое чутье и так любить людей, как мало кто умеет. В нашем кино в этом жанре кроме нас с Эмилем Брагинским никто не работал. Чаплин делал такое, но только лучше, чем мы.

Библиография Эльдара Рязанова

Стихи Эльдара Рязанова

Эльдар Александрович Рязанов

Как много дней, что выброшены зря,
Дней, что погибли как-то, между прочим.
Их надо вычесть из календаря,
И жизнь становится еще короче.

Был занят бестолковой суетой,
День проскочил — я не увидел друга
И не пожал его руки живой...
Что ж! Этот день я должен сбросить с круга.

А если я за день не вспомнил мать,
Не позвонил хоть раз сестре иль брату,
То в оправданье нечего сказать:
Тот день пропал! Бесценная растрата!

Я поленился или же устал —
Не посмотрел веселого спектакля,
Стихов магических не почитал
И в чем-то обделил себя, не так ли?

А если я кому-то не помог,
Не сочинил ни кадра и ни строчки,
То обокрал сегодняшний итог
И сделал жизнь еще на день короче.

Сложить — так страшно, сколько промотал
На сборищах, где ни тепло, ни жарко...
А главных слов любимой не сказал
И не купил цветов или подарка.

Как много дней, что выброшены зря,
Дней, что погибли как-то, между прочим.
Их надо вычесть из календаря
И мерить свою жизнь еще короче.

Прощальное стихотворение

Встаринном парке корпуса больницы,
кирпичные простые корпуса...
Как жаль, что не учился я молиться,
и горько, что не верю в чудеса.
А за окном моей палаты осень,
листве почившей скоро быть в снегу.
Я весь в разброде, не сосредоточен,
принять несправедливость не могу.
Что мне теперь до участи народа,
куда пойдет и чем закончит век?
Как умирает праведно природа,
как худо умирает человек.

Мне здесь дано уйти и раствориться...
Прощайте, запахи и голоса,
цвета и звуки, дорогие лица,
кирпичные простые корпуса...

Эльдар Александрович Рязанов скончался 30 ноября 2015 года в московской больнице, на 89-ом году жизни от острой сердечной недостаточности. Ранее, 21 ноября 2015 был госпитализирован. Врачи[en] диагностировали у великого режиссера лёгочную и сердечную недостаточность.

Церемония прощания с Эльдаром Александровичем прошла в Центральном доме литераторов в Москве 3 декабря. Почтить память режиссера пришли сотни человек, среди них актеры, режиссеры и другие культурные деятели. Среди актеров, которые снимались в фильмах кинорежиссера: Олег Валерианович Басилашвили, Лия Меджидовна Ахеджакова, Александр Анатольевич Ширвиндт, Андрей Васильевич Мягков, Николай Владимирович Фоменко и др.

Понравилась статья? Лайкайте, комментируйте, делитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости:

Подписка на новости сайта в Telegram Подписка на новости сайта во ВКонтакте Подписка на новости сайта в Instagram Подписка на новости сайта в Фэйсбуке Подписка на новости сайта в Twitter Подписка на новости сайта в WhatsApp

Найти ещё что-нибудь интересное:


Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети[en]-внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя...

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Разместить статью, биографию[en]
Политика конфиденциальности
Связь, прислать биографию
Главная