Инвестируйте в SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
17 января родились[en]: Николай Жуковский, Константин Станиславский, Леонид Трауберг, Игорь Николаев
Скончались[en]:
Федор I Иванович, Александр Сергеевич Даргомыжский

Олег Басилашвили Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Олег Валерианович Басилашвили — биография

Олег Валерианович Басилашвили

Олег Валерианович Басилашвили — советский и российский[en] актёр театра, кино и телевидения. Народный артист СССР (1984). Знак зодиака — Весы.

Главные роли в фильме "Вокзал для двоих" сыграли Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. Картина участвовала в официальной конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1983 года.

Олег Басилашвили родился 26 сентября 1934 года в Москве, в семье московских интеллигентов: мать И. С. Ильинская — лингвист, отец В. Басилашвили — инженер. По окончании в 1956 году школы-студии МХАТ (мастерская Павла Владимировича Массальского) Олег был принят в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола; среди ролей – Обломов (по «Обломову» И. А. Гончарова), Федор («В поисках радости» Виктора Сергеевича Розова), Гоша Филиппов («Чудесный сплав» М. В. Киршона).

В 1959 Олег Басилашвили был приглашен Георгием Александровичем Товстоноговым в Большой драматический театр им. М. Горького (БДТ). В первых, сыгранных здесь ролях раскрывалась драма нравственного компромисса (Прозоров в «Трех сестрах» Антона Павловича Чехова, 1965 и др.). С 1967 года в его творчестве преимущественное развитие получает комедийная грань дарования.

Главные черты многочисленных работ Олега Басилашвили конца 1960-х – 1980-х годов — ироничность, некоторая отстраненность от образа, пластическая виртуозность. Басилашвили — мастер перевоплощения: едва ли похожи друг на друга наивный и самонадеянный Ксанф («Лиса и виноград» по Гильерме Фигейреду, 1967), порхающий Хлестаков («Ревизор» Николая Васильевича Гоголя, 1972), величаво-изысканный Людовик XIVМольер» Михаила  Афанасьевича Булгакова, 1973), блестящий и пустой Серпуховский («История лошади» по Льву Николаевичу Толстому, 1975), благодушествующий обыватель Басов («Дачники» М. Горького, 1978).

В актерской палитре Олег Басилашвили и яркие краски гротеска — Джингль («Пиквикский клуб» по Чарльзу Диккенсу, 1978), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» Александра Николаевича Островского, 1985); и юмористический шарж — Лыняев («Волки и овцы» Островского, 1980); и легкая, ироничная импровизационность – Режиссер («Наш городок» Торнтона Уайлдера, 1979).

Особняком среди работ Олега Валериановича стоит роль Войницкого («Дядя Ваня» Чехова, 1982), в образе которого артисту удалось передать истинно чеховский сплав трагического мироощущения и мягкого юмора. С 1957 Басилашвили снимается в кино. Лучшие роли сыграл в фильмах Георгия Николаевича Данелия (Бузыкин — «Осенний марафон», 1979) и Эльдара Александровича Рязанова (Самохвалов — «Служебный роман», 1977, Государственная[en] премия РСФСР, 1979; Мерзляев — «О бедном гусаре замолвите слово», 1980; Платон — «Вокзал для двоих», 1983; Горюнов — «Предсказание», 1994).

Во второй половине 1990-гг. Олег Басилашвили участвовал в антрепризах, снимался в кино («Яды» (2001) Карена Георгиевича Шахназарова, «Идиот» (2003) Владимира Владимировича Бортко, роль генерала Епанчина). (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Еще:

Отца Олега — Валерьян Ношреванович долгие годы проработал директором Московского политехникума, мать Ирина Сергеевна Ильинская — доктор филологических наук. Семья Басилашвили жила на Покровке, в доме, где и поныне расположена аптека.

В 1951 году Олег поступил в Школу-студию МХАТ. Однако уже на первом курсе едва не угодил в тюрьму. Дело было так.

Поздно вечером они с приятелем возвращались домой и оказались на безлюдной станции метро «Дворец спорта» (теперь это «Кропоткинская»). Внезапно они увидели, как двое нетрезвых мужчин пытаются бесплатно проскочить мимо молоденьких контролерш. Басилашвили с приятелем вступились за девушек, а через минуту уже пожалели об этом - незнакомцы оказались сотрудниками КГБ. Один из них извлек из кармана удостоверение и пистолет и скомандовал: «Три шага вперед, вы арестованы!» После этого обыскали, у Олега отобрали паспорт и под конвоем повели вверх по Кропоткинской. К счастью, конвоирование продлилось недолго. Вскоре на улице появился некий мужчина, который оказался начальником чекистов. Он потребовал от них отчета, что происходит. Тот, который был с пистолетом, внезапно соврал: «Эти двое хотели взорвать дом Василия Сталина» (дом находился рядом с местом событий - на Гоголевском бульваре). Однако начальник был человеком неглупым и, взглянув на двух юных арестантов, сразу все понял. Он приказал подчиненным возвращаться на свой пост, отобрал у них паспорт Басилашвили и вернул хозяину. А затем грозно рыкнул: «Чтобы духу вашего здесь не было!» И друзья сломя голову бросились выполнять приказ.

«Семейная жизнь Олега Басилашвили и Татьяны Дорониной продлилась семь лет, и в начале 60-х они мирно разошлись. Доронина увлеклась молодым драматургом Эдвардом Радзинским и вскоре переехала с ним в Москву (их семейная жизнь тоже длилась семь лет). А женой Басилашвили стала молодая журналистка Галина Мшанская (их знакомство произошло на телевидении). У Галины тогда отбою от женихов не было, и безвестному актеру добиться ее расположения было нелегко. Басилашвили оказался настойчивым, и она все-таки вышла за него замуж. В этом браке родились[en] две девочки - Оля и Ксения».

«В быту Олег Валерианович Басилашвили неприхотлив. Курит только «Беломорканал», иногда трубку. Пьет мало, иногда позволяет себе выпить водки в праздник. Из еды любит пирожки с картошкой и малиновое варенье.

Недавно с Олегом Валериановичем произошел характерный случай. Он ехал домой на своем «жигуленке» и остановился возле магазина. Едва он вышел из машины[en], как к нему подошли двое молодых людей с бритыми затылками, оба слегка навеселе. «Мужик, подвези на Петроградскую», - обратился один из них к артисту. «Извините, молодые люди, мне не по дороге», - ответил Басилашвили. Но те стали канючить: мол, ладно, что тебе, трудно? И тут один из них узнал артиста. «Как живешь, артист?» - хлопнул он по плечу Басилашвили. «Нормально живу». - «А я вот недавно из зоны вышел. Теперь гуляю. Подожди минутку», - и незнакомец внезапно сорвался с места и убежал за магазин. Когда через минуту он появился вновь, Басилашвили увидел в его руках огромную розу. Незнакомец протянул ее актеру и произнес: «Это тебе, артист. Братва тебя любитРаззаков Ф. И. Досье на звезд. Кумиры всех поколений. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 629.

Олег Басилашвили: «Я никогда не шёл на то, что мне не нравится. Есть фильмы, где я плохо играю. Вот там стыдно. Ну, не вышло. Но таких — мало. Я всегда снимался в фильмах, которые были мне интересны».

Сам Олег Валерианович считает лучшей ролью в театре работу в спектакле по пьесе Шукшина «Энергичные люди». В кино актер дебютировал в 1956 году ролью Андрея Андреевича в фильме Григория Никулина и Владимира Шредера «Невеста».

Заместитель директора статистического учреждения Юрий Григорьевич Самохвалов, талантливый переводчик Андрей Бузыкин, чиновник из Санкт-Петербурга граф Мерзляев и заключённый Платон Рябинин — все они прекрасные герои, созданные одним гениальным актёром.

«Если бы тем людям, которые сегодня воспевают Сталина, сказали, что вождь всех народов воскрес и завтра возьмётся за управление страной, они застыли бы в ужасе». — Актер Олег Басилашвили — об ура-патриотизме, истинных защитниках Отечества и современных героях.

Семья Олега Валериановича Басилашвили

Фильмография Олега Басилашвили


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)