Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
4 декабря родились[en]: Алексей Николаевич Плещеев, Райнер Мария Рильке, Жерар Филип, Мария Каллас
Скончались[en]:
Омар Хайям, Сергей Трубецкой, Томас Морган, Бенджамин Бриттен, Вячеслав Тихонов

Олег Басилашвили Биографии / Знаменитые тезки / Имена / Фамилии / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / События / Главная

Олег Валерианович Басилашвили — биография

Олег Валерианович Басилашвили

Олег Валерианович Басилашвили — советский и российский[en] актёр театра, кино и телевидения. Народный артист СССР (1984). Знак зодиака — Весы.

Главные роли в фильме "Вокзал для двоих" сыграли Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. Картина участвовала в официальной конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1983 года.

Олег Басилашвили родился 26 сентября 1934 года в Москве, в семье московских интеллигентов: мать И. С. Ильинская — лингвист, отец В. Басилашвили — инженер. По окончании в 1956 году школы-студии МХАТ (мастерская Павла Владимировича Массальского) Олег был принят в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола; среди ролей – Обломов (по «Обломову» И. А. Гончарова), Федор («В поисках радости» Виктора Сергеевича Розова), Гоша Филиппов («Чудесный сплав» М. В. Киршона).

В 1959 Олег Басилашвили был приглашен Георгием Александровичем Товстоноговым в Большой драматический театр им. М. Горького (БДТ). В первых, сыгранных здесь ролях раскрывалась драма нравственного компромисса (Прозоров в «Трех сестрах» Антона Павловича Чехова, 1965 и др.). С 1967 года в его творчестве преимущественное развитие получает комедийная грань дарования.

Главные черты многочисленных работ Олега Басилашвили конца 1960-х – 1980-х годов — ироничность, некоторая отстраненность от образа, пластическая виртуозность. Басилашвили — мастер перевоплощения: едва ли похожи друг на друга наивный и самонадеянный Ксанф («Лиса и виноград» по Гильерме Фигейреду, 1967), порхающий Хлестаков («Ревизор» Николая Васильевича Гоголя, 1972), величаво-изысканный Людовик XIVМольер» Михаила  Афанасьевича Булгакова, 1973), блестящий и пустой Серпуховский («История лошади» по Льву Николаевичу Толстому, 1975), благодушествующий обыватель Басов («Дачники» М. Горького, 1978).

В актерской палитре Олег Басилашвили и яркие краски гротеска — Джингль («Пиквикский клуб» по Чарльзу Диккенсу, 1978), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты» Александра Николаевича Островского, 1985); и юмористический шарж — Лыняев («Волки и овцы» Островского, 1980); и легкая, ироничная импровизационность – Режиссер («Наш городок» Торнтона Уайлдера, 1979).

Особняком среди работ Олега Валериановича стоит роль Войницкого («Дядя Ваня» Чехова, 1982), в образе которого артисту удалось передать истинно чеховский сплав трагического мироощущения и мягкого юмора. С 1957 Басилашвили снимается в кино. Лучшие роли сыграл в фильмах Георгия Николаевича Данелия (Бузыкин — «Осенний марафон», 1979) и Эльдара Александровича Рязанова (Самохвалов — «Служебный роман», 1977, Государственная[en] премия РСФСР, 1979; Мерзляев — «О бедном гусаре замолвите слово», 1980; Платон — «Вокзал для двоих», 1983; Горюнов — «Предсказание», 1994).

Во второй половине 1990-гг. Олег Басилашвили участвовал в антрепризах, снимался в кино («Яды» (2001) Карена Георгиевича Шахназарова, «Идиот» (2003) Владимира Владимировича Бортко, роль генерала Епанчина). (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Еще:

Отца Олега — Валерьян Ношреванович долгие годы проработал директором Московского политехникума, мать Ирина Сергеевна Ильинская — доктор филологических наук. Семья Басилашвили жила на Покровке, в доме, где и поныне расположена аптека.

В 1951 году Олег поступил в Школу-студию МХАТ. Однако уже на первом курсе едва не угодил в тюрьму. Дело было так.

Поздно вечером они с приятелем возвращались домой и оказались на безлюдной станции метро «Дворец спорта» (теперь это «Кропоткинская»). Внезапно они увидели, как двое нетрезвых мужчин пытаются бесплатно проскочить мимо молоденьких контролерш. Басилашвили с приятелем вступились за девушек, а через минуту уже пожалели об этом - незнакомцы оказались сотрудниками КГБ. Один из них извлек из кармана удостоверение и пистолет и скомандовал: «Три шага вперед, вы арестованы!» После этого обыскали, у Олега отобрали паспорт и под конвоем повели вверх по Кропоткинской. К счастью, конвоирование продлилось недолго. Вскоре на улице появился некий мужчина, который оказался начальником чекистов. Он потребовал от них отчета, что происходит. Тот, который был с пистолетом, внезапно соврал: «Эти двое хотели взорвать дом Василия Сталина» (дом находился рядом с местом событий - на Гоголевском бульваре). Однако начальник был человеком неглупым и, взглянув на двух юных арестантов, сразу все понял. Он приказал подчиненным возвращаться на свой пост, отобрал у них паспорт Басилашвили и вернул хозяину. А затем грозно рыкнул: «Чтобы духу вашего здесь не было!» И друзья сломя голову бросились выполнять приказ.

«Семейная жизнь Олега Басилашвили и Татьяны Дорониной продлилась семь лет, и в начале 60-х они мирно разошлись. Доронина увлеклась молодым драматургом Эдвардом Радзинским и вскоре переехала с ним в Москву (их семейная жизнь тоже длилась семь лет). А женой Басилашвили стала молодая журналистка Галина Мшанская (их знакомство произошло на телевидении). У Галины тогда отбою от женихов не было, и безвестному актеру добиться ее расположения было нелегко. Басилашвили оказался настойчивым, и она все-таки вышла за него замуж. В этом браке родились[en] две девочки - Оля и Ксения».

«В быту Олег Валерианович Басилашвили неприхотлив. Курит только «Беломорканал», иногда трубку. Пьет мало, иногда позволяет себе выпить водки в праздник. Из еды любит пирожки с картошкой и малиновое варенье.

Недавно с Олегом Валериановичем произошел характерный случай. Он ехал домой на своем «жигуленке» и остановился возле магазина. Едва он вышел из машины[en], как к нему подошли двое молодых людей с бритыми затылками, оба слегка навеселе. «Мужик, подвези на Петроградскую», - обратился один из них к артисту. «Извините, молодые люди, мне не по дороге», - ответил Басилашвили. Но те стали канючить: мол, ладно, что тебе, трудно? И тут один из них узнал артиста. «Как живешь, артист?» - хлопнул он по плечу Басилашвили. «Нормально живу». - «А я вот недавно из зоны вышел. Теперь гуляю. Подожди минутку», - и незнакомец внезапно сорвался с места и убежал за магазин. Когда через минуту он появился вновь, Басилашвили увидел в его руках огромную розу. Незнакомец протянул ее актеру и произнес: «Это тебе, артист. Братва тебя любитРаззаков Ф. И. Досье на звезд. Кумиры всех поколений. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 629.

Олег Басилашвили: «Я никогда не шёл на то, что мне не нравится. Есть фильмы, где я плохо играю. Вот там стыдно. Ну, не вышло. Но таких — мало. Я всегда снимался в фильмах, которые были мне интересны».

Сам Олег Валерианович считает лучшей ролью в театре работу в спектакле по пьесе Шукшина «Энергичные люди». В кино актер дебютировал в 1956 году ролью Андрея Андреевича в фильме Григория Никулина и Владимира Шредера «Невеста».

Заместитель директора статистического учреждения Юрий Григорьевич Самохвалов, талантливый переводчик Андрей Бузыкин, чиновник из Санкт-Петербурга граф Мерзляев и заключённый Платон Рябинин — все они прекрасные герои, созданные одним гениальным актёром.

«Если бы тем людям, которые сегодня воспевают Сталина, сказали, что вождь всех народов воскрес и завтра возьмётся за управление страной, они застыли бы в ужасе». — Актер Олег Басилашвили — об ура-патриотизме, истинных защитниках Отечества и современных героях.

Семья Олега Валериановича Басилашвили

  • Отец — Валериан Ношреванович Басилашвили (ок. 1900—1975) — директор Московского политехникума связи.
  • Мать — Ирина Сергеевна Ильинская (1908—1980) — филолог, автор учебника по русскому языку для учителей, книг «Лексика стихотворений Пушкина», «О богатстве русского языка» и других.
  • Дед по матери — Сергей Михайлович Ильинский (1872—1934) — архитектор, закончил Московское училище ваяния и зодчества. По его проекту в 1914—1917 годах построен храм святых мучеников Адриана и Наталии у станции Лосиноостровская.
  • Дед по отцу — Ношреван Койхосрович Басилов (1867—1943) — околоточный надзиратель полиции Горийского уезда Тифлисской губернии.
  • Прадед — Кайхосро Басилов (1840—?) — землевладелец села Карби Горийского уезда.
  • Первая жена (1955—1963) — Татьяна Васильевна Доронина (род. 1933) — актриса театра и кино, театральный режиссёр, народная артистка СССР.
  • Вторая жена — Галина Евгеньевна Мшанская — журналист, шеф-редактор отдела художественных программ студии «Культура» ГТРК «Санкт-Петербург», автор и ведущая цикла программ «Царская ложа» телеканала «Культура» и других программ, фильмов, спектаклей; кавалер ордена Дружбы (2008); дочь советской оперной певицы, лауреата Сталинской премии в области литературы и искусства (1951) Ольги Феликсовны Мшанской (1900—1983).
  • Дочь — Ольга Мшанская — работает на петербургском телевидении вместе с мамой; сделала такие программы, как «Путешествие из Вашингтона в Баден-Баден», «Русские сезоны в Париже».
  • Дочь — Ксения Басилашвили (род. 1973) — журналист, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» по вопросам культуры, окончила филиал Манчестерского университета в Москве, защитила кандидатскую диссертацию.
  • Внучка — Мариника (род. 2009). Необычное имя девочки означает «госпожа Победа» (Мари — «госпожа», Ника — «победа»).
  • Внук — Тимофей (род. 2013).

Фильмография Олега Басилашвили

  • 1956 — Невеста — Андрей Андреевич;
  • 1959 — Горячая душа — Стрельников;
  • 1959 — 1961 — Поднятая целина — казак;
  • 1963 — Зима тревоги нашей (фильм-спектакль) — Джой Морфи, банковский кассир, приятель Итена;
  • 1963 — Кюхля (фильм-спектакль) — Иван Иванович Пущин;
  • 1963 — Рембрандт (фильм-спектакль) — Сикс, бургомистр Амстердама, меценат, писатель;
  • 1964 — Гранатовый браслет — Василий Львович;
  • 1965 — Заговор послов — Роберт Локкарт, глава британаской миссии;
  • 1965 — Обломов (фильм-спектакль) — Иван Ильич Обломов;
  • 1965 — Римские рассказы (фильм-спектакль) — весельчак;
  • 1965 — Страх и отчаяние в Третьей империи (фильм-спектакль) — Тео, нацист-штурмовик;
  • 1966 — Расточитель (фильм-спектакль);
  • 1966 — Старшая сестра — Олег Медынский;
  • 1966 — Театральные встречи БДТ в Москве (фильм-спектакль) — старый артист;
  • 1967 — Доктор[en] Стокман (фильм-спектакль);
  • 1967 — Седьмой спутник — арестованный офицер;
  • 1967 — Чудаки (фильм-спектакль) — Мастаков;
  • 1968 — Живой труп — Виктор Михайлович Каренин;
  • 1968 — Наши знакомые — руководитель самодеятельности;
  • 1968 — Последние дни (фильм-спектакль) — Нестор Кукольник;
  • 1969 — Невероятный Иегудиил Хламида — Костерин;
  • 1969 — Смерть[en] Вазир-Мухтара (фильм-спектакль) — Иван Григорьевич Бурцев;
  • 1969 — Мёртвые души (фильм-спектакль) — Манилов;
  • 1970 — Баллада о Беринге и его друзьях — Иван Алексеевич Долгоруков, князь;
  • 1971 — Возвращение «Святого Луки» — Юрий Константинович Лоскутов, инженер, спекулянт антиквариатом;
  • 1970 — Чайка русской сцены (фильм-спектакль);
  • 1971 — Ограбление в полночь (фильм-спектакль) — шеф;
  • 1971 — Семь жен Синей Бороды (фильм-спектакль);
  • 1972 — 31-й отдел (фильм-спектакль) — шеф издательского концерна;
  • 1972 — Ревизор. Сцены из спектакля (фильм-спектакль) — Хлестаков;
  • 1973 — А. П. Чехов «Сценки» (фильм-спектакль) — главная роль;
  • 1973 — Подзорная труба (короткометражный) — папа Дениски;
  • 1973 — Хроника одной репетиции (фильм-спектакль) — Феликс, Аввакум Захов, Ксанф;
  • 1973 — Вечный зов (фильм 1) — Арнольд Михайлович Лахновский;
  • 1973 — Злоумышленник (фильм-спектакль) — следователь;
  • 1974 — День приёма по личным вопросам — Дятлов;
  • 1974 — Врача вызывали? — Пётр Иванович, главврач поликлиники № 8;
  • 1974 — Выбор цели — Паш;
  • 1975 — Воздухоплаватель — Дмитрий Тимофеевич Пташников;
  • 1975 — Автомобиль[en] и немного статистики — коллекционер автомобилей;
  • 1975 — Раба любви — Савва Яковлевич Южаков;
  • 1976 — Всегда со мною... — Василий Антонович Рубцов;
  • 1976 — Дни Турбиных — Владимир Робертович Тальберг;
  • 1976 — Жизнь и смерть Фердинанда Люса — Юрген Кройцман;
  • 1977 — Служебный роман — Юрий Григорьевич Самохвалов / голос по телефону мужа Верочки;
  • 1977 — Смешные люди! — Фёдор Акимович, следователь;
  • 1978 — Полковник Шабер — Дервиль, адвокат;
  • 1978 — Особых примет нет — Николаев;
  • 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — господин в Петербурге, показавший Обломову язык;
  • 1979 — Осенний марафон — Андрей Павлович Бузыкин;
  • 1980 — О бедном гусаре замолвите слово — граф Мерзляев, действительный тайный советник;
  • 1982 — Вокзал для двоих — Платон Рябинин;
  • 1983 — Вечный зов (фильм 2) — Арнольд Михайлович Лахновский;
  • 1984 — Вместе с Дунаевским;
  • 1984 — И вот пришёл Бумбо… — Илья Митрофанович, отец Сашеньки;
  • 1985 — Противостояние — Владислав Николаевич Костенко, полковник милиции, сотрудник уголовного розыска;
  • 1985 — Грустить не надо — исполнение песни «Осень» и танца;
  • 1985 — Соучастие в убийстве — Томас Хобсон, богатый любовник Бет Тайсон;
  • 1986 — БДТ тридцать лет спустя (фильм-спектакль) — Мамаев, князь Серпуховской;
  • 1986 — Курьер — Семён Кузнецов, отец Кати;
  • 1986 — Лицом к лицу — Гадилин;
  • 1986 — Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни (фильм-спектакль) — Иван Петрович Войницкий;
  • 1986 — Пиквикский клуб (фильм-спектакль) — Джингль;
  • 1987 — Единожды солгав… — посетитель выставки;
  • 1987 — Конец света с последующим симпозиумом — Стенли Баррет;
  • 1988 — Большая игра — Бреннер;
  • 1989 — Город Зеро — Василий Чугунов, писатель;
  • 1989 — История лошади (фильм-спектакль) — Серпуховский;
  • 1990 — Чернов/Chernov — Всеволод Ярмак;
  • 1991 — Дело — Кандид Касторович Тарелкин;
  • 1991 — Небеса обетованные — Фёдор Степанович Елистратов, брат Фимы;
  • 1992 — Билет в красный театр, или Смерть гробокопателя — подполковник милиции Кузнецов;
  • 1993 — Предсказание — Олег Владимирович Горюнов;
  • 1993 — Сны — Дмитрий Призоров, граф;
  • 1995 — Орёл и решка — Савицкий, профессор;
  • 1996 — Агнус Дей (не был завершен) — Лежава, офицер НКВД;
  • 1996 — Театр Чехонте. Картинки из недавнего прошлого (фильм-спектакль) — Пётр Николаевич, председатель суда;
  • 1998 — Судья в ловушке — Скуизем;
  • 1999 — Что сказал покойник — шеф мафии;
  • 2000 — Романовы. Венценосная семья — Фёдоров, профессор;
  • 2000 — Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат — Николай Степанович Прохоренко, прокурор Санкт-Петербурга;
  • 2001 — Яды, или Всемирная история отравлений — Прохоров / Папа Александр VI;
  • 2002 — Азазель — Мизинов, генерал;
  • 2002 — Под крышами большого города — Димов;
  • 2003 — Идиот — Епанчин, генерал;
  • 2004 — Дорогая Маша Березина — Геннадий Норштейн;
  • 2005 — Мастер и Маргарита — Воланд;
  • 2005 — Ленинградец — Николай Савицкий;
  • 2006 — Сонька Золотая Ручка — Левит Санданович;
  • 2006 — Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя — ансамбль ложкарей;
  • 2007 — Калифорнийская сюита (фильм-спектакль) — Уильям Уоррен/ Сидней Николс/ Марвин Майклз;
  • 2007 — Ликвидация — Игорь Семёнович, старик-ясновидец;
  • 2008 — Большой вальс (не был завершен);
  • 2008 — Не думай про белых обезьян — один из Авторов;
  • 2008 — Марево — Афанасий Иванович Товстогуб;
  • 2008 — Взятки гладки — господин Вышневский;
  • 2009 — Вербное воскресенье — Геннадий Матвеевич Никитин, дед Артура, член Политбюро ЦК КПСС;
  • 2010 — Демон и Ада;
  • 2011 — Дядюшкин сон (фильм-спектакль) — Князь К.;
  • 2011 — Новые приключения Аладдина — рассказчик;
  • 2013 — Хуторянин — Павел Игнатьевич Сухомлинов, хозяин;
  • 2015 — Без границ — Георгий.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)