Присоединяйтесь к проекту SkyWay, потому что это выгодно

Подписаться
5 декабря родились[en]: Ф. И. Тютчев, Г. И. Невельской, А. А. Фет, Ф. Ланг, У. Дисней, В. Гейзенберг, В. Ф. Тендряков
Скончались[en]:
В. А. Моцарт, Н. И. Пирогов, В. А. Серов, Александр Василевский, Нельсон Мандела

Константин Станиславский Знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / Приметы / Главная

Константин Сергеевич Станиславский — биография

Константин Сергеевич Станиславский

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) (1863-1938) — российский[en] театральный режиссер, актер, педагог, теоретик театра, почетный академик АН СССР (1925; почетный академик РАН с 1917), первый Народный артист СССР (1936). Реформатор театра. Знак зодиака — Козерог.

Константин Станиславский родился 17 января (5 января по старому стилю) 1863 года в Москве, в многодетной семье известного промышленника. У Кости было девять братьев и сестёр. Отец — Сергей Владимирович Алексеев (1836—1893), мать — Елизавета Васильевна (урождённая Яковлева), (1841—1904).

Деятельность Константина Станиславского оказала значительное влияние на русский и мировой театр 20 века. С 1877 на любительской сцене (Алексеевский кружок, Общество искусства и литературы). В 1898 с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр. Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен).

Станиславский добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания. Поставил пьесы: Антона Чехова, где сыграл роли: Тригорин («Чайка», 1898), Вершинин («Три сестры», 1901), Гаев («Вишневый сад», 1904); Максима Горького — Сатин («На дне», 1902); Ивана Тургенева — Ракитин («Месяц в деревне», 1909) и др.

Фантазия Константина Станиславского ярко проявилась в постановках: «Синяя птица» Мориса Метерлинка (1908, с Леопольдом Сулержицким и И. М. Москвиным), «Хозяйка гостиницы» Карло Гольдони (1914), «Горячее сердце» Александра Островского (1926) и др. Разработал методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ («система Станиславского»).

Константин Сергеевич играл во многих спектаклях театра. Работал и в области музыкального театра. С 1918 года возглавлял Оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный театр имени Станиславского). (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Семья

Сын (незаконнорождённый) — Владимир Сергеевич Сергеев (1883—1941), известный историк античности.

Внук — известный историк и этнограф, академик АН СССР Юлиан Владимирович Бромлей.

Дочь — Кира Константиновна Алексеева-Фальк (1891—1977). Была замужем за художником Робертом Рафаиловичем Фальком.

Сестра — Анна Сергеевна Алеева-Штекер (1866—1936), актриса.

Награды и звания

  • Народный артист Республики (1923);
  • Народный артист СССР (1936);
  • Орден Ленина (1937);
  • Орден Трудового Красного Знамени (1938);
  • Почётный академик Петербургской академии наук (позже РАН) (1917);
  • Почётный академик АН СССР (1925).

Сочинения Константина Сергеевича Станиславского

  • Статьи. Речи. Беседы. Письма. М.: Искусство, 1953;
  • Творческое наследство. Материалы, письма, исследования. Институт истории искусств. Издательство Академии наук СССР. — М.: 1955;
  • Режиссёрские экземпляры К. С. Станиславского. В 6 т. М.: Искусство, 1980—1988.;
  • Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1988. Т. 1. Моя жизнь в искусстве / Коммент. И. Н. Соловьевой. 622 с.;
  • Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1989. Т. 2. Работа актёра над собой. Часть 1: Работа над собой в творческом процессе переживания: Дневник ученика / Ред. и авт. вступ. ст. А. М. Смелянский. Коммент. Г. В. Кристи и В. В. Дыбовского. 511 с.;
  • Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1990. Т. 3. Работа актёра над собой. Ч. 2: Работа над собой в творческом процессе воплощения: Материалы к книге / Общ. ред. А. М. Смелянского, вступит. ст. Б. А. Покровского, комент. Г. В. Кристи и В. В. Дыбовского. 508 с.;
  • Собрание сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1991. Т. 4. Работа актёра над ролью: Материалы к книге / Сост., вступит. ст. и коммент. И. Н. Виноградской. 399 с.;
  • Собраний сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1993. Т. 5. Кн. 1. Статьи. Речи. Воспоминания. Художественные записи / Сост., вступит. ст., подгот. текста, коммент. И. Н. Соловьевой. 630 с.;
  • Собраний сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1993. Т. 5. Кн. 2. Дневники. Записные книжки. Заметки / Сост., вступит. ст., подгот. текста, комм. И. Н. Соловьевой. 573 с.;
  • Собраний сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1994. Т. 6. Часть 1. Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания: 1917—1938. Часть 2. Интервью и беседы: 1896—1937 / Сост., ред., вступит. ст., коммент. И. Н. Виноградской. 638 с.;
  • Собраний сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1995. Т. 7. Письма: 1874—1905 / Сост. Г. Ю. Бродской, коммент. З. П. Удальцовой, вступит. ст. А. М. Смелянского. 735 с.;
  • Собраний сочинений: В 9 т. М.: Искусство, 1999. Т. 9. Письма: 1918—1938 / Сост. И. Н. Виноградская, Е. А. Кеслер, коммент. И. Н. Виноградская, З. П. Удальцова, ред. И. Н. Виноградская, вступит. ст. А. М. Смелянского. 839 с.

Народный фольклор:

— Теперь я живу по системе Станиславского, — рассказывает Рабинович.
— Что, в театр устроился?
— Нет, просто никому не верю!

Константин Сергеевич Станиславский скончался 7 августа 1938 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Вскрытие показало наличие у него целого букета болезней[en]: расширенное, отказывающее сердце[en], эмфизема лёгких, аневризмы — следствие тяжелейшего инфаркта 1928 года. «Были найдены резко выраженные артериосклеротические изменения во всех сосудах организма, за исключением мозговых, которые не поддавались этому процессу» — таково было заключение врачей[en].

Подробнее о Константине Станиславском читайте в литературе:

  • Станиславский репетирует. Записи и стенограммы репитиций. М.: СТД РСФСР, 1987;
  • Мастерство актёра в терминах и определениях К. С. Станиславского. М.: Сов. Россия, 1961;
  • Эфрос Анатолий Васильевич. Московский Художественный театр. 1898—1923;
  • Топорков В. О. Станиславский репетирует. М.: Искусство, 1950;
  • Корней Иванович Чуковский. Драма жизни. Беседа с К. С. Станиславским;
  • Горчаков Николай Михайлович. «Режиссёрские уроки К. С. Станиславского» / Редактор Волков Николай Дмитриевич. — Искусство, 1952. — 574 с.;
  • Столович Л. Н. И. И. Лапшин и К. С. Станиславский. Вопросы философии № 10. — 1999. — С. 165—170;
  • Аронсон О. В. Неоконченная полемика: биомеханика Мейерхольда или психотехника Станиславского? = Русская антропологическая школа. Труды. Вып. 4/1. — РГГУ. — М., 2007. — 410—423 с.;
  • Луков Владимир Андреевич. Станиславский Константин Сергеевич. — Электронная энциклопедия «Мир Шекспира»;
  • Иванов В. В. Библейские сны Станиславского // Иванов В. В. Русские сезоны театра «Габима». М.: «АРТ», 1999. С. 129—147;
  • Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.:, Индрик, 2011. Т. 1 — 519 с., илл.; Т. 2 — 686 с., илл.;
  • Станиславский: эпоха тотального обновления театра / Д.В. Родионов, С.В. Семиколенова. — М: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2011. — 252 с. — (Бахрушинская серия). — 1000 экз. — ISBN 978-5-901977-35-4.;
  • Таланов А. В. К. С. Станиславский. — М.: Детская[en] литература, 1965. — 176 с. — 50 000 экз. (в пер.).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)