Регистрация и покупка Долей компании SkyWay

Константин Станиславский Знаменитые тезки / Имена / Отчества / Имя-отчество / Гороскопы / Тесты / Приметы / Главная

Константин Сергеевич Станиславский — биография

Константин Сергеевич Станиславский

Когда ты будешь играть доброго, — ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый

Константин Сергеевич Станиславский (настоящая фамилия Алексеев) (1863-1938) — российский[en] театральный режиссер, актер, педагог, теоретик театра, почетный академик АН СССР (1925; почетный академик РАН с 1917), первый Народный артист СССР[en] (1936). Реформатор театра. Знак зодиака — Козерог.

Константин Станиславский родился 17 января (5 января по старому стилю) 1863 года в Москве, в многодетной семье известного промышленника. У Кости было девять братьев и сестёр. Отец — Сергей Владимирович Алексеев (1836—1893), мать — Елизавета Васильевна (урождённая Яковлева), (1841—1904).

Деятельность Константина Станиславского оказала значительное влияние на русский и мировой театр 20 века. С 1877 на любительской сцене (Алексеевский кружок, Общество искусства и литературы). В 1898 с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр. Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен).

Станиславский добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания. Поставил пьесы: Антона Павловича Чехова, где сыграл роли: Тригорин («Чайка», 1898), Вершинин («Три сестры», 1901), Гаев («Вишневый сад», 1904); Максима Горького — Сатин («На дне», 1902); Ивана Сергеевича Тургенева — Ракитин («Месяц в деревне», 1909) и др.

Фантазия Константина Станиславского ярко проявилась в постановках: «Синяя птица» Мориса Метерлинка (1908, с Леопольдом Сулержицким и И. М. Москвиным), «Хозяйка гостиницы» Карло Гольдони (1914), «Горячее сердце» Александра Николаевича Островского (1926) и др. Разработал методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ («система Станиславского»).

Константин Сергеевич играл во многих спектаклях театра. Работал и в области музыкального театра. С 1918 года возглавлял Оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный театр имени Станиславского). (Энциклопедия Кирилл и Мефодий)

Ещё:

Станиславский (сценический псевдоним Константина Сергеевича Алексеева) — один из самых крупных и оригинальных деятелей современного русского театра. Родился[en] в Москве, в известной купеческой семье Алексеевых. Мать Кости была француженка, бабушка с материнской стороны — известная в свое время артистка в Париже.

Образование получил в Лазаревском институте восточных языков. Участвуя в любительских спектаклях, Константин готовился к оперной карьере и учился пению у Комиссаржевского, вместе с которым и с Федотовым основал в Москве "Общество искусства и литературы". Вскоре он стал режиссером спектаклей, устраивавшихся этим обществом. Здесь вырабатывались принципы такого театра, в котором не только передавалась бы предметная обстановка, соответствующая каждой пьесе, но воссоздавалась бы атмосфера жизни.

В 1898 году Станиславский, вместе с драматургом Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко, основал Московский Художественный Театр. Артисты, вошедшие в состав театра, принадлежали к числу любителей, членов общества искусства и литературы, уже работавших под руководством Станиславского, а также к числу учеников Немировича-Данченко. Новый театр открылся пьесой Алексея Николаевича Толстого "Царь Феодор".

Первые два года успех его был очень средний. Новая эпоха для М. X. Т. началась в 1900 году, после того, как вся труппа побывала в Севастополе и Ялте, главным образом для того, чтобы познакомить со своим делом больного[en] в то время Чехова. Сотрудничество театра Немировича-Данченко и Станислава с Чеховым и Горьким определило дальнейший его характер. Он совершил ряд триумфальных поездок в Петербург; успех его в Германии и Австрии превзошел ожидания. Немецкая печать ставила артистов театра на высоту первого ансамбля в Европе и главным образом восхваляла руководителя театра, В. И. Немировича-Данченко и талант режиссера, Станиславского. Лучшие современные драматурги в Западной Европе — Метерлинк, Гауптман и другие — присылали свои пьесы в рукописях в М. X. Т., считая его постановки образцовыми. Такова история театра, созданная совместной творческой работой его художественных руководителей Немировича-Данченко и Станиславского.

Его понимание сценического искусства связано с реалистическим театром, каков, например, театр Антуана в Париже или Deutsches Theater в Берлине. Стремление создать иллюзию живой действительности доведено в театре Константина Сергеевича до идеального совершенства. Дом, в котором происходит действие, весь живет; художник-режиссер восполняет автора. Сцена в постановках Станиславского совершенно отделена от зрительного зала в том смысле, что абсолютно избегаются эффекты, обращенные к публике. Режиссерская работа не ограничена текстом пьесы, а дополняет жизнь действующего лица в промежутках между его репликами и за сценой. Особенность постановок режиссера и заключается в этой закулисной жизни.

Разработка деталей доведена до такой полноты, что враги Станиславского и созданного им театра в своем отстаивании старой условности и сценической рутины сводят все новаторство режиссера к "сверчкам и паутине" в чеховских драмах. Это совершенно неверно. Станиславский — прежде всего художник, чутко понимающий символизм обиходных подробностей, воплощающих для глаз[en] и для слуха душевные состояния людей. Важно не то, что он дает много подробностей, а то, что он выделяет самые характерные из них и тем самым переносит зрителей в изображаемую среду. Он выходит за пределы реалистического театра и создает интимный театр настроений. Его постановки — вовсе не "протоколы" в духе натурализма, а художественные воплощения духовной атмосферы драм.

Огромное достоинство К.С. Станиславского заключается и в умении вдохновлять артистов, объединять их общим пониманием, благодаря чему получается стройное исполнение, в котором нет иерархического разделения на главные и второстепенные роли. Защитники старого, условного театра упрекают режиссера в уничтожении самобытности актеров, но упрек этот опровергается фактически: театр Станиславского дал сцене первоклассных артистов, какими и у нас, и за границей признают Василия Ивановича Качалова, Ивана Михайловича Москвина, Ольги Леонардовны Книппер и других. Вместе с тем Станиславский умеет вдохнуть жизнь в исполнителей даже самых маленьких ролей, и вот эта творческая работа над актерской толпой и служит полемическим материалом для врагов М. X. театра.

С наибольшим совершенством режиссерский талант Стансиславского выразился в постановках Чехова и отчасти Горького. Московский художественный театр — преимущественно чеховский театр, создавший на русской сцене целый мир, где царит нежность и грусть. В той же гамме интимности, связанной с одухотворенным реализмом, идут "Дикая утка" и "Доктор[en] Штокман" Генриха Ибсена, "Михаил Крамер" Герхарта Гауптмана.

Как актер, Станиславский обнаруживает сильно выраженную индивидуальность. Далеко не все роли одинаково удавались ему. Героизм Шекспира не находил отклика в его художественном темпераменте; его Брут в "Юлии Цезаре" далеко не удовлетворяет. Он весь — в колеблющихся оттенках нового искусства; его сила — в умении изображать скрытый душевный мир; его лучшая роль — доктор Астров в "Дяде Ване" Чехова. Вся красота чеховского мира, в котором цинизм — только маска оскорбленной жизнью нежности, воссоздана здесь Станиславским с неподражаемой художественностью.

Другая сторона его таланта — уменье рисовать с мельчайшими житейскими подробностями психологию человека, — сказывается в его "Докторе Штокмане"; он превращает внешний недостаток Штокмана — его близорукость — в символизацию его внутреннего мира и создает с покоряющей убедительностью образ наивного идеалиста. Из множества других ролей Константина Сергеевича Станиславского наиболее выделяется Вершинин в "Трех сестрах", Крамер в пьесе Гауптмана, Сатин в пьесе Горького: "На Дне". (Русская переводчица, литературный критик Зинаида Афанасьевна Венгерова. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1890 –1907))

Семья

Сын (незаконнорождённый) — Владимир Сергеевич Сергеев (1883—1941) — известный историк античности.

Внук — известный историк и этнограф, академик АН СССР Юлиан Владимирович Бромлей.

Дочь — Кира Константиновна Алексеева-Фальк (1891—1977). Была замужем за художником Робертом Рафаиловичем Фальком.

Сестра — Анна Сергеевна Алеева-Штекер (1866—1936) — актриса.

Награды и звания

Сочинения Константина Сергеевича Станиславского

Народный фольклор:

— Теперь я живу по системе Станиславского, — рассказывает Рабинович.
— Что, в театр устроился?
— Нет, просто никому не верю!

Константин Сергеевич Станиславский скончался 7 августа 1938 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Вскрытие показало наличие у него целого букета болезней[en]: расширенное, отказывающее сердце[en], эмфизема лёгких, аневризмы — следствие тяжелейшего инфаркта 1928 года. «Были найдены резко выраженные артериосклеротические изменения во всех сосудах организма, за исключением мозговых, которые не поддавались этому процессу» — таково было заключение врачей[en].

Подробнее о Константине Станиславском читайте в литературе:


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)
И чуть ниже оставьте комментарий.

Подпишитесь на новости

rss to-name.ru  email to-name.ru  twitter to-name.ru

Рекомендуемый контент:

Найти что-нибудь интересное:

Значение имени

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Нажимая в комментарии на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных:

Не быть придирой - чтобы других не сердить и самим не позориться. Кто сам ничего не умеет и не может сделать, тот первым лезет критиковать и делает это бесцеремонно. Ну, небезупречный сайт, местами белыми нитками шит, кое-где ссылки сдохли - пусть даже так. Никто не запрещает сказать об этом... но где же элементарная деликатность? И чем ничтожнее критикан, тем он наглее (Бальтасар Грасианов, виртуальный философ и кибер-маньерист, кавалер Ордена Бинокля)

Политика конфиденциальности